ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-162/2016 от 22.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело "Номер"

РЕШЕНИЕ

г. Н.Новгород "Дата"

Судья Ленинского районного суда г. Нижний Новгород Шелутинская Л.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется административное производство, Коробовой О.В., представившей доверенность от "Дата", рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении директора Муниципального предприятия «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» Лазарева Д.В., поступившее с жалобой Лазарева Д.В. на постановление государственной инспекции труда в Нижегородской области "Номер" от "Дата"

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственной инспекции труда в Нижегородской области "Номер" от "Дата" директор Муниципального предприятия «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» Лазарев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения. Обстоятельства совершения правонарушения – инспекцией проведена проверка соблюдения трудового законодательства на указанном предприятии, в ходе которой выявлен ряд нарушений: ненадлежащее ведение учета рабочего времени, отработанного Ф.И.О. (без учета времени прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров); начисление и выплата заработной плату указанному работнику не за фактически отработанное время из размера минимального размера оплаты труда, а не из размера часовой тарифной ставки, установленной трудовым договором; установление Ф.И.О. стажировки сроком 15 дней; невыплата в день увольнения Ф.И.О. всех причитающихся сумм при увольнении.

С постановлением не согласился директор предприятия Лазарев Д.В., обратился с жалобой, в которой просит постановление инспекции труда в Нижегородской области "Номер" от "Дата" отменить, прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения, указав, что при учете рабочего времени, отработанного Ф.И.О., инспектор руководствовался п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранспорта России от "Дата", согласно которому продолжительность подготовительно – заключительных работ и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливается работодателем с учета мнения представительного органа работников организации. Коллективным договором на 2013 – 2015 годы время установлено как 18 минут (подготовительно - заключительные мероприятия) и 5 минут (медосмотр). Указанное время учитывается при составлении графиков работы водителей автобусов (время начала смены устанавливается за 12 минут до выезда на маршрут, время окончания – через 11 минут после возвращения с маршрута) и оплачивается дополнительно из расчета установленной часовой тарифной ставки для данной марки автобуса. При приеме на работу Ф.И.О. в соответствии с трудовым договором ему установлена стажировка сроком 15 дней, за которую выплачена заработная плата в размере ..... рублей в соответствии с приказом от "Дата". В день увольнения Ф.И.О. не смогли произвести расчет в полном объеме.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется административное производство, Коробова О.В., действующая по доверенности, поддержала доводы жалобы, указав, что расчет с Ф.И.О. полностью не произведен до настоящего времени, поскольку в последний день его работы произвести расчет полностью не представилось возможным из – за несоответствия графика работы бухгалтерии и водителей, в другой день за расчетом Ф.И.О. приходить не пожелал; стажировка предусмотрена приказом о приеме на работу, а оплата при стажировки локальным актом (приказом), как время предрейсовой и послерейсовой подготовки (коллективным договором).

Представитель государственной инспекции труда в Нижегородской области Чакров С.Н. в судебном заседании "Дата" возражал против удовлетворения жалобы, поскольку работнику Ф.И.О. не полностью указано рабочее время (без учета времени прохождения медосмотра) "Дата". В соответствии с трудовым договором Ф.И.О. установлена дата начала работы – "Дата", часовая тарифная ставка – .... рублей (без указания стажировки и размера оплаты стажировки). Трудовым законодательством не предусмотрено установление стажировки, а приказ о прием на работу должен соответствовать условиям трудового договора.

Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Целями трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

Статья 37 Конституции РФ закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, устанавливает гарантии реализации трудовых прав граждан, обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем.

Законодательство о труде и об охране труда конкретизирует конституционные нормы. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления). Работодатели (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, может выражаться как в действиях, так и бездействии, повлекших нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Из статьи 362 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание такого приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 Кодекса).

Прием на работу оформляется путем издания (принятия) работодателем локального индивидуального (правоприменительного) акта в форме приказа или распоряжения, однако оформление приема на работу - вторичная техническая процедура кадрового делопроизводства. Первичным является заключение трудового договора (ст. ст. 61, 67 Кодекса), только на основании которого можно приступать к оформлению трудовых отношений. Лишь при наличии заключенного трудового договора возможно издание приказа (распоряжения) работодателя, так как содержание этого правоприменительного акта определяется на основании трудового договора и должно соответствовать его положениям ст. 57 Кодекса). Так, только на основании соответствующих положений трудового договора в приказе (распоряжении) о приеме на работу должны быть указаны сведения о: фамилии, имени, отчестве работника; наименовании структурного подразделения, в которое принят работник; наименовании профессии (должности), разряде, классе (категории) квалификации; дате начала работы (ч. 2 ст. 61 Кодекса); размере оклада (тарифной ставки) и других условиях оплаты труда; наличии и продолжительности испытательного срока (если трудовой договор содержит данное условие), а также другие необходимые сведения.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В силу ст. 84-1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. В день прекращения трудового договора, т.е. в последний день работы работника, работодатель обязан выдать трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.

Факт наличия нарушений трудового законодательства установлен судом и подтверждается материалами дела и признается представителем предприятия Коробовой О.В. в части не произведения полного расчета (выплате всех причитающихся сумм) в день увольнения.

Кроме того, суд полагает, что имеет место нарушение трудового законодательства в части несоответствия содержания приказа "Номер" от "Дата" о приеме на работу Ф.И.О. условиям заключенного с ним договора (с учетом соглашения об изменении условий трудового договора): последние не содержат указаний на стажировку и размеры оплаты во время стажировки.

Суд не соглашается с выводами инспектора об имеющемся нарушении в части неверного указания отработанного Ф.И.О. времени, и, следовательно, оплаты за фактически отработанное время, поскольку работодатель руководствовался п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранспорта России от 20.08.2004 года, согласно которому продолжительность подготовительно – заключительных работ и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливается работодателем с учета мнения представительного органа работников организации. Коллективным договором на 2013 – 2015 годы время установлено как 18 минут (подготовительно - заключительные мероприятия) и 5 минут (медосмотр). Указанное время учитывается при составлении графиков работы водителей автобусов (время начала смены устанавливается за 12 минут до выезда на маршрут, время окончания – через 11 минут после возвращения с маршрута) и оплачивается дополнительно из расчета установленной часовой тарифной ставки для данной марки автобуса.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.

При таких обстоятельствах инспекция пришла к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьей 5.27 КоАП РФ.

Суду не представлено доказательств невозможности соблюдения норм трудового законодательства, в частности на соответствии содержания о приеме на работу заключенному с работником трудового договора, произведение расчета в день увольнения.

Постановление по делу об административном правонарушении от "Дата" вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен в минимальном размере в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Разрешая ходатайство о прекращении дела по малозначительности, суд приходит к следующему.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Между тем, основания, позволяющие признать совершенное директором Муниципального предприятия «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» правонарушения малозначительным по делу отсутствуют.

Нарушение законодательства о труде и охране труда, независимо от степени причиненного ущерба, является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства, а потому не может быть признано малозначительным правонарушением, в том числе по доводам жалобы.

Следовательно, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении директора Муниципального предприятия «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» Лазарева Д.В. в связи с малозначительностью, - не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 24.5, ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственной инспекции труда в Нижегородской области "Номер" от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении директора Муниципального предприятия «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» Лазарева Д.В. изменить, исключить из фабулы правонарушения указание на нарушении в части неверного указания отработанного Ф.И.О. времени, и, следовательно, оплаты за фактически отработанное время, в остальной части оставить без изменения, жалобу Лазарева Д.В. – без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ленинский районный суд гор. Н. Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.В. Шелутинская