РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
07 апреля 2021 года г.Тверь
Судья Московского районного суда г.Твери Орёл Ю.А., с участием представителя администрации Осташковского городского округа ФИО1, заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации Осташковского городского округа ФИО1 на постановление о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении администрацию Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3, администрация Осташковского городского округа привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Представитель администрации Осташковского городского округа Панкратова А.А. обратилась в Осташковский межрайонный суд Тверской области с жалобой на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст.30.1 - 30.3 КоАП РФ.
Определением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 23 декабря 2020 года жалоба администрации Осташковского городского округа на постановление о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ направлена для рассмотрения по подведомственности в Московский районный суд г.Твери.
В обосновании жалобы указано, что считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене. Постановлением администрации Осташковского городского округа №2177 от 20 декабря 2008 года утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Городское поселение - г. Осташков» Осташковского района Тверской области на 2018-2033 годы. Согласно постановления администрации Осташковского городского округа №34 от 17 января 2019 года статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения и очистки канализационных сточных вод на территории Осташковского городского округа наделено муниципальное унитарное предприятие Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство». Ранее гарантирующей организацией организации в сфере водоотведения и очистки канализационных сточных вод на территории Осташковского городского округа являлось муниципальное унитарное предприятие «Межотраслевое коммунальное хозяйство» Осташковского городского округа. Согласно постановления администрации Осташковского городского округа №1590 от 19 сентября 2019 года статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения и очистки канализационных сточных вод на территории Осташковского городского округа наделено муниципальное унитарное предприятие Осташковского городского округа «Осташков-Водоканал» в пределах границ зон эксплуатационной собственности. Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 27 марта 2019 года №503 статус гарантирующей организации в сфере очистки сточных вод (водоотведение) на территории г. Осташков Осташковского городского округа наделено ООО «Эколайн Менеджмент». Администрацией Осташковского городского округа водоотведение на территории Осташковского городского округа организовано в соответствии с требованиями действующего законодательства. При формировании Осташковского городского округа в муниципальную собственность Осташковского городского округа объекты недвижимости - ливневая канализация, в том числе и в районе набережной озера Селигер, не передавались, сведения об указанных объектах в реестре муниципальной собственности отсутствуют. Документы и схемы в отношении системы ливневой канализации в администрации Осташковского городского округа отсутствуют. Согласно реестра муниципальной собственности Осташковского городского округа в собственности Осташковского городского округа находится набережная с береговыми укреплениями. В соответствии с техническим паспортом набережной от 15 ноября 2007 года объекты ливневой канализации, выпуски ливневых сточных вод в состав набережной не входят. При сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. администрация Осташковского городского округа не является водопользователем водного объекта - озера Селигер по смыслу, придаваемому этому понятию ст.1 Водного кодекса Российской Федерации, не осуществляет хозяйственную деятельность, при которой возникает возможность причинения вреда окружающей среде, и не является лицом, использующим водные объекты, на которое возложена обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий. Администрация ограничена лишь распорядительными функциями. Администрация Осташковского городского округа не осуществляет сброс ливневых сточных вод в озеро Селигер, в муниципальной собственности Осташковского городского округа объект - ливневая канализация (выпуски ливневых сточных вод, приемные колодцы, подземные коммуникации), в том числе и в районе набережной озера Селигер отсутствует, в связи с чем на нее не может быть возложена ответственность за несоблюдение положений статей Водного кодекса Российской Федерации и иного природоохранного законодательства. На администрацию Осташковского городского округа не может быть возложена обязанность по содержанию объектов, не являющихся муниципальной собственностью Осташковского городского округа, поскольку это приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Привлечение администрации Осташковского городского округа к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, является в данном случае необоснованным. Таким образом, можно прийти к выводу о недоказанности объективной стороны вменяемого администрации Осташковского городского округа административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют сведения об источнике поступления сточных вод в озеро Селигер, а также о лице осуществляющем сброс таких вод. Администрация Осташковского городского округа ставит под сомнение объективность результатов отобранных проб сточных вод поскольку отбор проб проведен в отсутствии представителя администрации Осташковского городского округа, а сам процесс отбора проб был произведен с нарушением требований действующего законодательства. Полагает, что основания для привлечения администрации Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ отсутствуют. В действиях администрации Осташковского городского округа отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Просит постановление о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении администрацию Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель администрации Осташковского городского округа Панкратова А.А. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам и пояснила, что согласно постановления администрации Осташковского городского округа №34 от 17 января 2019 года статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения и очистки канализационных сточных вод на территории Осташковского городского округа наделено МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство». Согласно постановления администрации Осташковского городского округа №1590 от 19 сентября 2019 года статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения и очистки канализационных сточных вод на территории Осташковского городского округа наделено МУП Осташковского городского округа «Осташков-Водоканал» в пределах границ зон эксплуатационной собственности. Постановлением администрации Осташковского городского округа от 27 марта 2019 года №503 статус гарантирующей организации в сфере очистки сточных вод (водоотведение) на территории г. Осташков Осташковского городского округа наделено ООО «Эколайн Менеджмент». Администрацией Осташковского городского округа водоотведение на территории Осташковского городского округа организовано в соответствии с требованиями действующего законодательства. При формировании Осташковского городского округа в муниципальную собственность Осташковского городского округа объекты недвижимости - ливневая канализация, в том числе и в районе набережной озера Селигер, не передавались, сведения об указанных объектах в реестре муниципальной собственности отсутствуют. Документы и схемы в отношении системы ливневой канализации в администрации Осташковского городского округа также отсутствуют. Согласно реестра муниципальной собственности Осташковского городского округа в собственности Осташковского городского округа находится набережная с береговыми укреплениями. В соответствии с техническим паспортом набережной от 15 ноября 2007 года объекты ливневой канализации, выпуски ливневых сточных вод в состав набережной не входят. Администрация Осташковского городского округа не является водопользователем водного объекта - озера Селигер, не осуществляет хозяйственную деятельность, при которой возникает возможность причинения вреда окружающей среде, и не является лицом, использующим водные объекты, на которое возложена обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий. Администрация Осташковского городского округа не осуществляет сброс ливневых сточных вод в озеро Селигер. В муниципальной собственности Осташковского городского округа объект - ливневая канализация (выпуски ливневых сточных вод, приемные колодцы, подземные коммуникации), в том числе и в районе набережной озера Селигер отсутствует. На администрацию Осташковского городского округа не может быть возложена обязанность по содержанию объектов, не являющихся муниципальной собственностью Осташковского городского округа, поскольку это приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Отбор проб проведен в отсутствии представителя администрации Осташковского городского округа, а сам процесс отбора проб был произведен с нарушением требований действующего законодательства. Просит постановление о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении администрацию Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО2, поддержала письменные возражения и пояснила, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соблюдением природоохранного законодательства в деятельности администрации Осташковского городского округа проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод. В ходе проведенного осмотра установлено, что набережная г. Осташков имеет 13 оголовков выпусков ливневых сточных вод в оз. Селигер, расположенных в стенке набережной и направленных в оз. Селигер. Указанные выпуски соединены подземными коммуникациями с 13 приемными колодцами, расположенными у южного края набережной. Приемные колодцы имеют искусственное углубление, предназначенное для отвода поверхностных ливневых сточных вод. Внешние признаки приемных колодцев свидетельствуют о том, что ливневая канализация не обслуживается: большинство колодцев забито мусором, заросло травой. В ходе осмотра, в приемном ливневом колодце, расположенном в районе ул. Рудинская наблюдалось течение воды из оголовков труб, прилегающих по направлению из открытого ливневого лотка, расположенного параллельно вдоль всей городской набережной, в оголовки труб, прилегающих в сторону выпуска в оз. Селигер. Приемные ливневые колодцы соединены с открытым ливневым лотком, подземными коммуникациями. Как следует из схемы водоснабжения и водоотведения утвержденной постановлением главы администрации Осташковского городского округа Тверской области 20 декабря 2018 года №2177 в районе городской набережной города Осташков отсутствует централизованное водоотведение. Приемные колодцы, оголовки и трубы их соединяющие являются неотъемлемой частью городской набережной г. Осташков и служат для сбора и отведения с ее поверхности в оз. Селигер сточных вод. Полагает, что довод администрации Осташковского городского округа Тверской области, о том, что прокуратурой не установлен собственник данной канализации является несостоятельным. Приказом Министерства сельского хозяйства Тверской области от 13 декабря 2016 года №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Согласно протоколам лабораторных исследований, отобранных с выпусков, расположенных в стенке городской набережной, в пробах воды наблюдается превышение следующих веществ: ВПК, взвешенные вещества, сухой остаток, хлориды, сульфат-ион, аммоний-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфат-ион, нефтепродукты, железо общее. Также, указанные превышения наблюдаются по отношению с пробами (фоном), отобранными левее и правее мест сброса ливневых (сточных) вод. Разрешительные документы на право пользования поверхностным водным объектом (оз. Селигер) с целью сброса сточных вод администрации Осташковского городского округа не выдавались. В государственном водном реестре право на пользование водным объектм (оз. Селигер) за администрацией Осташковского городского округа не зарегистрировано. Согласно перечню объектов муниципальной собственности МО «Городское поселение г. Осташков» в собственности администрации Осташковского городского округа находится набережная с береговыми укреплениями, расположенная по адресу: г. Осташков, от пер. Ленинский до ул. Тарасова. Полагает, что администрация Осташковского городского округа использует озеро Селигер для целей сброса ливневых сточных вод самовольно. Просит постановление о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении администрацию Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя администрации Осташковского городского округа ФИО1, без удовлетворения.
Допрошенный при рассмотрении дела старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 пояснил, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Осташковского городского округа природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в оз. Селигер. Согласно перечню объектов муниципальной собственности МО «Городское поселение г. Осташков» в собственности администрации Осташковского городского округа находится набережная с береговыми укреплениями (берегоукрепление), расположенная по адресу: г. Осташков, от пер. Ленинский до ул. Тарасова. Проведенным обследованием установлено, что набережная г. Осташков имеет 13 оголовков выпусков ливневых сточных вод в оз. Селигер, расположенных в стенке набережной и направленных в оз. Селигер. Указанные выпуски соединены подземными коммуникациями с 13 приемными колодцами, расположенными у южного края набережной (напротив стенки городской набережной). Наблюдалось мелиоративное воздействие на окружающую среду. По результатам лабораторных исследований сбрасываемых сточных вод в озеро Селигер, выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ. Согласно протоколам испытаний ливневые сточные воды, сбрасываемые администрацией Осташковского городского округа с выпусков набережной г. Осташков в оз. Селигер, превышают нормативы предельно допустимых концентраций, установленных для рыбохозяйственных водоемов. Просит постановление о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года о привлечении администрацию Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя администрации Осташковского городского округа ФИО1, без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоотведения в границах муниципального городского округа относится к вопросам местного значения.
Согласно ст.1 Водного Кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Как следует из п.3 ст.5 Водного Кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся в том числе водотоки (реки, ручьи, каналы).
Согласно ч.1 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании п.3 ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод в водный объект осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с п.1 ст.44 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Из п.2 ст.55 Водного Кодекса Российской Федерации следует, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.56 Водного Кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно п.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании 26 октября 2020 года Осташковским межрайонным природоохранным прокурором принято решение о проведении проверки в отношении администрации Осташковского городского округа с целью проверки исполнения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект – оз. Селигер (т.1 л.д.52).
Согласно перечню объектов муниципальной собственности МО «Городское поселение г. Осташков» в собственности администрации Осташковского городского округа находится набережная с береговыми укреплениями (берегоукрепление), расположенная по адресу: г. Осташков, от пер. Ленинский до ул. Тарасова (т.1 л.д.71-72).
В соответствии с техническим паспортом от 15 ноября 2007 года набережная с береговыми укреплениями оз. Селигер имеет инвентарный номер №, а также кадастровый № (т.1 л.д.63-69).
Проведенным Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой 03 сентября 2020 года обследованием набережной г. Осташков, совместно с директором МУП «Осташков-Водоканал», руководителем отдела коммунального хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности администрации Осташковского городского округа и главным специалистом отдела правового обеспечения администрации Осташковского городского округа установлено, что набережная г. Осташков имеет 13 оголовков выпусков ливневых сточных вод в оз. Селигер, расположенных в стенке набережной и направленных в оз. Селигер. Указанные выпуски соединены подземными коммуникациями с 13 приемными колодцами, расположенными у южного края набережной (напротив стенки городской набережной). Выпуски ливневых сточных вод в оз. Селигер имеют следующие географические координаты, которые определены с помощью программного обеспечения «Яндекс. Карты»: выпуск №1 - №; выпуск №2 - №; выпуск №3 - №; выпуск №4 - №; выпуск №5 - №; выпуск №6 - №; выпуск №7 - №; выпуск №8 - №; выпуск №9 - №; выпуск №10 - №; выпуск №11 - №; выпуск №12 - №; выпуск №13 - №. Приемные колодцы имеют искусственное углубление, предназначенное для отвода поверхностных ливневых сточных вод. Внешние признаки приемных колодцев свидетельствуют о том, что ливневая канализация не обслуживается: большинство колодцев забито мусором, заросло травой. Вместе с тем, в приемном ливневом колодце, расположенном в районе ул. Рудинская (напротив выпуска с географическими координатами №) наблюдается течение воды из оголовков труб, прилегающих по направлению из открытого ливневого лотка, расположенного параллельно вдоль всей городской набережной, в оголовки труб, прилегающих в сторону выпуска в оз. Селигер. Приемные ливневые колодцы соединены с открытым ливневым лотком подземными коммуникациями (т.1 л.д.73-86).
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения утвержденной постановлением главы администрации Осташковского городского округа Тверской области 20 декабря 2018 года №2177 в районе городской набережной города Осташков отсутствует централизованное водоотведение.
Приемные колодцы, оголовки и трубы их соединяющие являются неотъемлемой частью городской набережной г. Осташков и служат для сбора и отведения с ее поверхности в оз. Селигер сточных вод (ливневые и талые).
Приказом Министерства сельского хозяйства Тверской области от 13 декабря 2016 года №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
По результатам лабораторных исследований сбрасываемых сточных вод в озеро Селигер, отобранных с выпусков №7 (№), №10 (№), расположенных в стенке набережной г. Осташков выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ. Согласно протоколам испытаний от 16 октября 2020 года № ливневые сточные воды, сбрасываемые администрацией Осташковского городского округа с выпусков №7, №10 набережной г. Осташков в оз. Селигер, превышают нормативы предельно допустимых концентраций, установленных для рыбохозяйственных водоемов.
Выпуск № 10 превышение по следующим показателям: ВПК в 2,3 раза (5 м2 Ог/дм3); аммоний - ион в 2,8 раза (1,4 мг/дм3); нитрит-ион в 1,5 раза (0,121 мг/дм); фосфат-ион в 21,6 раза (1,08 мг/дм3); железо в 2,9 раза (0,145 мг/дм3).
Выпуск №7 превышение по следующим показателям: ВПК в 2,1 раза (4,6 м2 Ог/дм3); аммоний - ион в 2,8 раза (1,4 мг/дм3); нитрит-ион в 1,3 раза (0,119 мг/дм); фосфат-ион в 22,4 раза (1,12 мг/дм3); железо в 1,4 раза (0,14 мг/дм3) (т.1 л.д.44-51).
В соответствии с п.4.7. СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов, гигиенические требования к охране поверхностных вод» отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключить поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов. К отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.
Согласно ответа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 23 октября 2020 года №, разрешительные документы на право пользования поверхностным водным объектов (оз. Селигер) с целью сброса сточных вод администрации Осташковского городского округа не выдавались (т.1 л.д.53).
По информации отдела водных ресурсов Московско-Окского бассейнового управления от 21 октября 2020 года № в государственном водном реестре право на пользование водным объектов (оз. Селигер) за администрацией Осташковского городского округа не зарегистрировано (т.1 л.д.58).
Установив в деянии администрации Осташковского городского округа нарушение требований приведенных выше норм, заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора 29 октября 2020 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации Осташковского городского округа по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Факт совершения администрацией Осташковского городского округа административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации Осташковского городского округа, вынесенное заместителем Осташковского межрайонного природоохранного прокурора от 29 октября 2020 года (т.1 л.д.32-37); рапортом помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора от 26 октября 2020 года (т.1 л.д.38); актом отбора проб от 16 октября 2020 года №, № (т.1 л.д.41); актом отбора проб от 16 октября 2020 года № (т.1 л.д.44); актом отбора проб от 16 октября 2020 года № (т.1 л.д.43); протоколом испытаний № от 16 октября 2020 года (т.1 л.д.44-45); протоколом испытаний № от 16 октября 2020 года (т.1 л.д.46-47); протоколом испытаний № от 16 октября 2020 года (т.1 л.д.48-49); протоколом испытаний № от 16 октября 2020 года (т.1 л.д.50-51); решением о проведении проверки от 26 октября 2020 года, вынесенное Осташковским межрайонным природоохранным прокурором (т.1 л.д.52); ответом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 23 октября 2020 года № (т.1 л.д.53); ответом отдела водных ресурсов Московско-Окского бассейнового управления от 21 октября 2020 года № (т.1 л.д.58); техническим паспортом от 15 ноября 2007 года (т.1 л.д.63-69); перечнем объектов муниципальной собственности МО «Городское поселение г. Осташков» переданных в муниципальную собственность Осташковского городского округа (т.1 л.д.71-72); актом проверки от 03 сентября 2020 года (т.1 л.д.73-86); уставом Осташковского городского округа Тверской области (т.1 л.д.87-116); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на администрацию Осташковского городского округа (т.1 л.д.117-123), а также иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным на то должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно должностным лицом положены в основу обжалуемого постановления.
Вина администрации Осташковского городского округа во вмененном административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о наличии в действиях администрации Осташковского городского округа состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
В судебном заседании подтвержден факт сброса ливневых сточных вод в оз. Селигер.
Иных доказательств при рассмотрении дела администрацией Осташковского городского округа не представлено.
Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что администрацией Осташковского городского округа не приняты все зависящие меры по выполнению требований к охране водного объекта – оз. Селигер.
Действия администрации Осташковского городского округа квалифицированы по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и водного законодательства.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и виновности администрации Осташковского городского округа в его совершении основан на оценке представленных доказательств, данной по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах установлено, что администрация Осташковского городского округа имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но администрацией Осташковского городского округа не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела по существу, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
Совершенное администрацией Осташковского городского округа административное правонарушение посягает на установленный нормами действующего законодательства и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере водопользования, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, а потому данное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Довод жалобы о том, что при формировании Осташковского городского округа в муниципальную собственность Осташковского городского округа объекты недвижимости - ливневая канализация, в том числе и в районе набережной озера Селигер, не передавались, сведения об указанных объектах в реестре муниципальной собственности отсутствуют. Документы и схемы в отношении системы ливневой канализации в администрации Осташковского городского округа отсутствуют, судья не принимает во внимание поскольку приемные колодцы, оголовки и трубы их соединяющие являются неотъемлемой частью городской набережной г. Осташков, которая является собственностью администрации Осташковского городского округа и служат для сбора и отведения с ее поверхности в оз. Селигер сточных вод.
К доводу жалобы о недоказанности объективной стороны вменяемого администрации Осташковского городского округа административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, судья относиться критически, поскольку данный довод основан на неверном толковании норм права.
Вывод жалобы о том, что отбор проб проведен в отсутствии представителя администрации Осташковского городского округа, а сам процесс отбора проб был произведен с нарушением требований действующего законодательства, судья не принимает во внимание поскольку пробы отбирались ведущим инженером Вышневолоцкого отдела аналитических исследований филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФИО4, в присутствии помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Комарова Д.О., и оснований не доверять им у судьи не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях администрации Осташковского городского округа объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются, как стремление избежать привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Иные изложенные в жалобе доводы не влекут отмены обжалуемого постановления, так как существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.
Бремя доказывания судом распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу администрации Осташковского городского округа, не усматривается.
Постановление о привлечении администрации Осташковского городского округа к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст.1.5 КоАП РФ, не нарушен.
Оспариваемое постановление вынесено старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 в пределах его полномочий, каких-либо процессуальных нарушений должностным лицом не допущено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Осташковского городского округа допущено не было.
Постановление о назначении администрации Осташковского городского округа административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.13 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При назначении администрации Осташковского городского округа административного наказания требования ст.3.1, ст.3.5, ст.4.1 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и КоАП РФ прав администрации Осташковского городского округа не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении администрации Осташковского городского округа к административной ответственности не допущено.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л:
постановление о назначении административного наказания №670/6168/69 от 25 ноября 2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 о привлечении администрацию Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей, оставить без изменения, жалобу представителя администрации Осташковского городского округа ФИО1, без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.
Судья Ю.А. Орёл
1версия для печатиДело № 12-162/2021 (Решение)