ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-162/2021 от 12.04.2021 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №12-162/2021

УИД 86RS0007-01-2021-000553-73

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

12 апреля 2021 года г. Нефтеюганск

Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ганеев Р.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО3 от (дата) ООО «РН-Юганскнефтегаз», находящееся по адресу: ХМАО-Югра, <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за невнесение в установленные сроки не позднее 2-го марта 2020 года платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов бурения на кустовой площадке (иные данные) месторождения Нефтеюганского района, за 2019 год, размещенных свыше одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Не согласившись с постановлением, ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратилось в суд с жалобой, и дополнением к жалобе, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивировав доводы жалобы тем, что административным органом не учтено, что общество в установленные сроки вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее-HBOC), которая по итогам календарного года была рассчитана на основе данных производственного экологического контроля, расчет такой платы указан в декларации. Вместе с тем мероприятия по проверке декларации госорганом не проводились, соответствующие пояснения у общества не истребовались, акт проведения контроля за исчислением платы не составлялся, что свидетельствует об отсутствии надлежащих доказательств наличия у общества обязанности по включению в декларацию о плате за HBOC платы за размещение отходов бурения в шламонакопителе куста (иные данные) месторождения. Указанные в постановлении документы ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре не дают оснований полагать, что материал, с которого отобраны пробы, является отходами бурения и, тем более, не свидетельствуют о том, что утилизируемые отходы бурения должны быть включены в платежную базу для расчета величины платы за HBOC. Поскольку плата за HBOC за 2019 год рассчитанная на основе данных производственного экологического контроля, внесена обществом в установленный законом срок, а необходимость включения отходов бурения в платежную базу для расчета величины платы за HBOC госорганом не доказана, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ. Доказательства нахождения отходов бурения в шламонакопителе куста (иные данные) месторождения более 11 месяцев отсутствуют, оснований для внесения платы за размещение отходов бурения не имелось, событие правонарушения отсутствует.

В судебном заседании представители ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО4, ФИО5 жалобу и дополнение к жалобе поддержали в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в ней.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО7 в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, просил не рассматривать указанное дело в отсутствие представителя, поскольку это может нарушить его интересы как стороны по делу.

Оснований для удовлетворения ходатайства государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 не имеется, поскольку его неявка в суд не препятствует рассмотрению жалобы, учитывая, что должностные лица административных органов, в том числе лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вызов таких лиц в судебное заседание по рассмотрению дела об административном правонарушении может быть осуществлен исключительно по инициативе судьи, рассматривающего дело, для выяснения возникших вопросов, что не противоречит правовой позиции, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Выслушав представителей юридического лица ООО «РН-Юганскнефтегаз», изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Предусмотренное ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушение состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Квалифицируя допущенные ООО «РН-Юганскнефтегаз» нарушения по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа исходило из доказанности факта выявленного нарушения и вины общества.

Между тем с указанными выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям:

Под негативным воздействием на окружающую среду, согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В силу частей 1 и 4 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и данным Федеральным законом. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Согласно части 3 статьи 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО3 от (дата) ООО «РН-Юганскнефтегаз», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Привлекая ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности, должностное лицо административного органа в своем постановлении указало то, что в шламонакопителе кустовой площадки (иные данные) месторождения от скважин 615г, 608г, 584г, 560г, 330г, 372г, 686г, 1616г размещены отходы бурения свыше 11 месяцев. Общество представило декларацию об оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год. Согласно паспорту отходов отходы бурения относятся к 4 классу опасности. Вместе с тем сведения о размещении отходов бурения от скважин 615г, 608г, 584г, 560г, 330г, 372г, 686г, 1616г на кусту (иные данные) месторождения свыше 11 месяцев в декларации за 2019 год обществом не указаны. Общество не осуществляло плату в размере 35755499,5 руб. за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в шламонакопителе куста (иные данные) месторождения за 6480м3. Общество обязано было внести плату не позднее 2-го марта 2020 года.

В материалах дела в качестве доказательств представлены: протокол об административном правонарушении -ОН от (дата); письмо Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» от (дата)-ИД; письма ООО «РН - Юганскнефтегаз» от (дата) «О невозможности предоставления сведений», от (дата), от (дата); Положительное заключение Главгосэкспертизы /ХМЭ-4590/02 от (дата); выписка из Декларации по НВОС; заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 27(дата).

Между тем, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, для проведения утилизации между ПАО «НК «Роснефть» и ООО «ЭлитКомфорт» заключен договор от (дата)Д на выполнение работ по утилизации отходов бурения, образующихся при строительстве эксплуатационных скважин на территории Майского, Юганского, Омбинского регионов.

Из представленных Обществом сведений о фактически пробуренных скважинах, сроках начала и окончания бурения скважин на кустовой площадке (иные данные) месторождения, а именно скважины 615г (начало бурения (дата), окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), 608г (начало бурения (дата) окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), 584г (начало бурения (дата), окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), 560г (начало бурения (дата), окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), 330г (начало бурения (дата), окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), 372г (начало бурения (дата), окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), 686г (начало бурения (дата), окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), 1616г (начало бурения (дата), окончание (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)).

При этом утилизация отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения началась (дата), что подтверждается сведениями из журнала производства работ ООО «ЭлитКомфорт» КП 36 Омбинского месторождения.

Таким образом, факт размещения отходов бурения от скважины 615г, 608г, 584г, 560г, 330г, 372г, 686г, 1616г на кустовой площадке (иные данные) месторождения свыше 11 месяцев не нашел свое подтверждение в судебном заседании. Административным органом не представлено доказательств размещения ООО «РН-Юганскнефтегаз» в шламовом амбаре кустовой площадки (иные данные) месторождения отходов бурения свыше 11 месяцев, так как с даты окончания бурения скважин соответственно (дата), (дата), (дата)(дата), (дата), (дата), (дата), (дата) и до передачи отходов бурения ООО «ЭлитКомфорт» и начала работ по их утилизации (дата), на основании договора от (дата)Д, указанный срок хранения отходов 11 месяцев не истек.

При этом в соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от (дата) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

Следовательно, оснований для внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов бурения за 2019 год на кустовой площадке (иные данные) месторождения от скважины 615г, 608г, 584г, 560г, 330г, 372г, 686г, 1616г в указанный срок, не имелось.

При этом судья не принимает во внимание сведения о размещении отходов бурения за 2019 год на кустовой площадке (иные данные) месторождения от скважины г, поскольку по этой скважине должностным лицом в постановлении о назначении административного наказания плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов бурения за 2019 год на кустовой площадке (иные данные) месторождения от скважины г, не вменяется.

Таким образом, оснований полагать о наличии в действиях ООО «PH-Юганскнефтегаз» состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от (дата), которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы или протеста через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: судья Р.Г. Ганеев

Подлинник решения находится в Нефтеюганском районном суде ХМАО - Югры в деле № 12-162/2021

«Решение не вступило в законную силу».