Дело № 12-162/2021
УИД 21RS0023-01-2021-005365-91
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
пос. Кугеси |
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Афанасьев Э.В., рассмотрев жалобу привлекаемого к административной ответственности должностного лица, ФИО2, на постановление и. о. начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Чувашской Республике Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 от 30 июня 2021 года под № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9. 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении начальника Чебоксарского района электрических сетей Северного ПО ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» ФИО2, <данные изъяты>, гражданина РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением и. о. начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Чувашской Республике Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 от 30 июня 2021 года под № ФИО2 как начальника Чебоксарского РЭС Северного ПО ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Так, в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении указано, что из представленных филиалом ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» сведений, а именно: технического паспорта ВЛ-0,4 кВ, листа осмотра ВЛ-0,4 кВ о текущих и капитальных ремонтах ВЛ-04 кВ, ведомости проверки и измерения сопротивления контуров заземления ТП, опор, разъединителей, повторных заземлений н т.д., ведомости проверки раскрытия трещин железобетонных опор и приставок ВЛ-0,4 кВ, ведомости измерений расстояний от проводов до земли и стрел провеса на переходах и пересечениях ВЛ-0,4 кВ, протокола проверки полного сопротивления петли фаза-ноль следует, что филиалом ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» нарушены обязательные требования п. п. 5.7.1, 5.7,5, 5,7.12, 5.7.17 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, зарегистрированных Минюстом России 20.06.2003, регистрационный № 4799, а именно загнивание деталей деревянных опор ВЛ-0,4 кВ, недопустимый провес проводов, множественные повреждения проводов и их соединений, отсутствует нумерация опор. Далее указано, что начальник Чебоксарского РЭС Северного ПО ПАО «Россети Волга» - «Чувашзиерго»» ФИО2 согласно положения о Чебоксарском районе электрических сетей Северного ПО ПАО «Россети Волга» - Чувашэнерго» № ПП-МР6/122-С-23-4К02-19 от 2.10.2019, организует профилактические работы по предотвращению технологических нарушений, обеспечивает соблюдение действующих правил и НТД, обеспечивает устранение выявленных нарушений. Также указано, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ, допущено по вине начальника Чебоксарского РЭС Северного ПО ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» ФИО2, так как своими действиями (бездействием) он нарушил требования Правил.
В жалобе, поданной ФИО2, поставлен вопрос о признании незаконным и отмене данного постановления и предписания к нему, а также прекращении производства по данному делу об административном правонарушении в отношении него. Так, податель жалобы указывает, что электроснабжение <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики осуществляется от воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от комплектной трансформаторной подстанции КТП-10/0,4 кВ № 238/60 кВА <адрес> по ВЛ-10 кВ № 5 «<адрес>» от электрической подстанции 35/10 кВ «В-Туруново» и протяженность данной воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ по <адрес> составляет 1,5 км, при этом объект электросетевого хозяйства введен в эксплуатацию в 1969 году. Далее указано, что в июне 2016 года в ходе проведения плановых ремонтных работ персоналом Чебоксарского района электрических сетей выполнены следующие работы: обход и осмотр отходящих воздушных линий электропередачи 0,4 кВ от КТП-10/0,4 кВ № 238/60 кВА д. Собаккасы, перетяжка и регулировка стрел провиса проводов, проверка контактных соединений в зажимах, измерение сопротивления контуров заземления опор, измерение расстояний от проводов до земли и стрел провеса на переходах и пересечениях, измерение полного сопротивления петли фаза ноль. Также указано, что организация технического обслуживания, плановые (текущий и капитальный) ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.2003 регистрационный № 4799, и в согласно п. 1.6.3 данных Правил объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния, рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков. Так, как указано далее, в соответствии с актом № технического освидетельствования от 29.04.2019 техническое состояние ВЛ-0,4 кВ <адрес>-<адрес><адрес> от трансформаторной подстанции КТП-10/0,4 кВ № 238/60 кВА <адрес> удовлетворительное, линия годна к дальнейшей эксплуатации, при этом срок следующего технического освидетельствования установлен 29.04.2029, а в соответствии перспективным (многолетним) планом-графиком ремонтов филиала ПАО «Россети Волга»-«Чувашэнерго» плановый ремонт ВЛ-0,4кВ от КТП-10/0,4 кВ № 238/60 кВА <адрес> запланирован в 2022 году. Также податель жалобы указывает, что после обращения жителей <адрес> 19.05.2021 персоналом Чебоксарского РЭС проведены следующие работы: обход и осмотр отходящих ВЛ-0,4 кВ от КТП-10/0,4 кВ № 238/60 кВА, выправка опор, проверка контактных соединений в зажимах, замеры уровня напряжения на комплектной трансформаторной подстанции КТП-10/0,4 кВ № 238/60 кВА, и на наиболее удаленных точках ВЛ-0,4 кВ. уровни напряжения в пределах установленных норм, при этом обращений от населения <адрес> Чебоксарского района по поводу выхода из строя бытовых приборов не поступало.
На судебном заседании ФИО2 жалобу поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
На судебное заседание должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, надлежаще и своевременно извещённое, не явилось, о причинах не известило, ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявляло.
Выслушав пояснения явившихся лиц и исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей лицом единолично. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Также ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Также согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция данной нормы носит бланкетный, то есть отсылочный характер, в связи с чем привлечение к ответственности по данной норме права возможно только при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
При этом объективную сторону данного правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении соответствующими лицами конкретных правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, неисполнение требований которых влечёт административную ответственность, предусмотренную ст. 9.11 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как усматривается из оспариваемого постановления, из представленных филиалом ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» сведений, а именно: технического паспорта ВЛ-0,4 кВ, листа осмотра ВЛ-0,4 кВ, о текущих и капитальных ремонтах ВЛ-0/1 кВ, ведомости проверки и измерения сопротивления контуров заземления ТП, опор, разъединителей, повторных заземлений и т.д., ведомости проверки раскрытия трещин железобетонных опор и приставок ВЛ-0,4 кВ, ведомости измерений расстояний от проводов до земли и стрел провеса на переходах и пересечениях ВЛ-0,4 кВ, протокола проверки полного сопротивления петли фаза-ноль следует, что филиалом ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» нарушены обязательные требования п. п. 5.7.1, 5.7,5, 5,7.12, 5.7.17 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229, зарегистрированных Минюстом России 20.06.2003, регистрационный № 4799 (далее – Правила), а именно загнивание деталей деревянных опор ВЛ-0,4 кВ, недопустимый провес проводов, множественные повреждения проводов и их соединений, отсутствует нумерация опор.
Так, согласно вышеуказанных Правил, при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы (п. 5.7.1).
При техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.
При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.
Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ (п. 5.7.5).
Организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии:
сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ с судоходной или сплавной рекой, озером, водохранилищем, каналом, установленные согласно уставу внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);
устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий;
постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов (п. 5.7.12).
Неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ (п. 5.7.17).
Также в данном оспариваемом постановлении основаниями для привлечения к административной ответственности по ст. 9. 11 КоАП РФ ФИО2 как должностного лица – начальника Чебоксарского РЭС Северного ПО ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго», указано, что он согласно положения о Чебоксарском районе электрических сетей Северного ПО ПАО «Россети Волга» - Чувашэнерго» № ПП-МР6/122-С-23-4К02-19 от 2.10.2019 организует профилактические работы по предотвращению технологических нарушений, обеспечивает соблюдение действующих правил и НТД, обеспечивает устранение выявленных нарушений и своими действиями (бездействием) он нарушил требования Правил.
Также после вынесения оспариваемого указанного выше постановления должностным лицом, рассмотревшим данное дело об административном правонарушении, в связи с установлением им причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в отношении вышеуказанного ФИО2 внесено представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий от 30 июня 2021 года, которое также оспорено данным ФИО2
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно положениям ст. 29.10 КоАП РФ обязательной частью постановления должностного лица административного органа о назначении наказания является описание фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела. Отсутствие описания названных обстоятельств не позволяет правильно сопоставить действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, с диспозицией нормы закона, предусматривающей административную ответственность за вменяемое деяние, а, следовательно, достоверно установить наличие в действиях лица события административного правонарушения.
Однако в обжалуемом постановлении не указаны обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении данного дела, а именно, в нарушении п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина ФИО2, субъективная и объективная сторона вменяемого ему административного правонарушения не описана и не раскрыта, событие административного правонарушения не установлено.
Вместе с тем такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Так, оспариваемое постановление содержит лишь указание на нарушение филиалом ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» требований п. п. 5.7.1, 5.7,5, 5,7.12, 5.7.17 Правил, а именно загнивание деталей деревянных опор ВЛ-0,4 кВ, недопустимый провес проводов, множественные повреждения проводов и их соединений, отсутствует нумерация опор, без указания на то, где именно и каких деревянных опор ВЛ-0,4 кВ произошло загнивание, где именно произошёл недопустимый провес проводов и каких проводов, где именно имеются множественные повреждения проводов и их соединений, а также каких проводов, где именно отсутствует нумерация опор и каких опор.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие сведения, изложенные в постановлении о привлечении к административной ответственности, и оспариваемое постановление не содержит описания обстоятельств, установленных при рассмотрении административного дела.
Также согласно ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2).
Таким образом, из анализа вышеприведенной нормы права следует, что административным правонарушением является, или совершение действия виновным лицом, или бездействие виновного лица, однако из оспариваемого постановления следует, что в данном случае должностное лицо административного органа усмотрело признаки данного административного правонарушения в действии (бездействии) ФИО2, то есть без указания на то, в чём именно выражается противоправное деяние (поведение) последнего в этом случае – в действии (активное поведение) или бездействии (пассивное поведение), что исходя из вышеуказанного делает невозможным прийти к однозначному выводу о совершении виновным лицом, в данном случае ФИО2, конкретного административного правонарушения.
При этом, согласно ст. 26.1 КоАП РФ, подлежат выяснению по делу об административном правонарушении в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Также согласно ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вышеизложенное оставлено без внимания должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, и должной правовой оценки при его вынесении не получило.
Между тем вышеизложенное свидетельствует о недоказанности в деянии ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Также п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Также в силу положений ч. 1 ст. 29.12 КоАП судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Учитывая вышеизложенное и то, что производство по данному делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, то указное выше представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий от 30 июня 2021 года также подлежит отмене как необоснованное.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья,
р е ш и л :
Постановление и. о. начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Чувашской Республике Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 от 30 июня 2021 года под №, которым ФИО2 как начальник Чебоксарского района электрических сетей Северного ПО ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 прекратить на основании п.п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Представление и. о. начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Чувашской Республике Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 о принятии мер по устранению указанных причин и условий от 30 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Чебоксарского района электрических сетей Северного ПО ПАО «Россети Волга» - «Чувашэнерго» ФИО2, отменить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: Афанасьев Э.В.