ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-162/2022 от 28.06.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

№ 12-162/2022

РЕШЕНИЕ

28 июня 2022 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «КП ОЧЕРЕДЬ 4» Ш.И.Н. на постановление и.о. руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Ш.О.Д. от 20 января 2022 года № 04-13/5 о назначении административного наказания,

установил:

постановлением и.о. руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Ш.О.Д. от 20 января 2022 года № 04-13/5 о назначении административного наказания генеральный директор ООО «КП ОЧЕРЕДЬ 4» Ш.И.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, Ш.И.Н. подала жалобу об отмене или изменении постановления, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока обжалования.

Ш.И.Н., извещенная надлежащим образом, не явилась.

Защитник Т.Д.А. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, пояснил, что обязанность, нарушение которой вменяется в вину, не предусмотрена законом, поскольку соответствующая часть 5 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» была ранее исключена, а часть 4 той же статьи неприменима, поскольку термины «сведения» и «информация» применительно к рассматриваемому вопросу не тождественны.

С учетом сроков и обстоятельств подачи жалобы имеются основания для восстановления срока обжалования и рассмотрения жалобы по существу.

Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, обжалуемым постановлением Ш.И.Н. как генеральному директору ООО «КП ОЧЕРЕДЬ 4», вменено в вину нарушение по объекту «Проект комплексного освоения в целях жилищного строительства на земельном участке, расположенном примерно в 190 метрах по направлению на Ю-В от ориентира-здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер ) 4-секционный 9-этажный жилой дом. 4-я очередь строительства» в части сроков размещения в единой информационной системе жилищного строительства изменений в п. 6.1 «О финансовом результате текущего года, о размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчётную дату» проектной декларации № 29-000297 по итогам I квартала 2021 года на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности за отчётный период (размещены 07.06.2021 при установленном сроке не позднее 10.05.2021).

Согласно части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной Федеральным законом № 214-ФЗ, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, а информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется.

Согласно части 6 той же статьи, проектная декларация с внесенными в нее изменениями подлежит направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 20 Федерального закона № 214-ФЗ информация о застройщике должна содержать информацию в том числе о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.

Из протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления следует, что в вину должностному лицу вменяется неразмещение в ЕИСЖС изменений в проектной декларации в части финансового результата текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату – за первый квартал 2021 года.

Факт неразмещения указанной информации в проектной декларации в ЕИСЖС до 10.05.2021 подателем жалобы и защитником не оспаривается, но указывается, что такой обязанности не было, поскольку ранее действовавшая норма части 5 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ в рассматриваемый период уже не действовала, а новая редакция части 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ не содержит аналогичной обязанности.

Данный довод о толковании норм Федерального закона № 214-ФЗ отклоняется судом, поскольку из части 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ в действовавшей с 13.07.2020 редакции прямо следует, что в ЕИСЖС должны размещаться в том числе изменения проектной декларации, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию.

Из сравнительного анализа различных норм Федерального закона № 214-ФЗ (например, часть 5 статьи 23.3, часть 3 статьи 23.4) следует, что законодатель в данном законе использует понятия «информация» и «сведения» в качестве синонимов, не разграничивая правовое регулирование соответственно сведений о застройщике и информации о застройщике.

Довод о том, что юридическое лицо уже было привлечено к ответственности за аналогичное деяние также не может быть основанием для отмены обжалуемого постановления. Одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его должностного лица по факту одного нарушения не исключается нормами КоАП РФ. При этом введенные с 06.04.2022 нормы части 5 и 6 статьи 2.1 КоАП РФ также не исключают привлечение должностного лица к ответственности. Вопрос о законности привлечения к ответственности юридического лица не является предметом рассмотрения.

В то же время в ходе рассмотрения жалобы выявлено иное основание для отмены обжалуемого постановления.

Указанное деяние должностного лица квалифицировано должностным лицом контрольного органа по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Однако при этом не учтено, что ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в ЕИСЖС застройщиком или иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в ЕИСЖС, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации установлена нормой части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.

Исходя из диспозиций обеих норм, в отдельных случаях поведение лица может содержать в себе признаки обоих составов правонарушений, поскольку ЕИСЖС в силу части 3 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ имеет как открытую общедоступную часть, так и закрытую.

Однако для целей квалификации деяния исходя из положений статей 2.1 и 28.2 КоАП РФ необходимо исходить из вменяемого в вину деяния. Согласно же протоколу об административном правонарушении должностному лицу застройщика вменяется именно неразмещение изменений в проектную декларацию в установленный срок.

Нарушение же сроков размещения информации в ЕИСЖС предусмотрено именно нормой статьи 13.19.3 КоАП РФ и не охватывается полностью или частично диспозицией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Вопреки доводам представителя контрольного органа, тот факт, что вменяется в вину нарушение сроков размещения изменений проектной декларации и именно в связи с применением Федерального закона № 214-ФЗ, не означает, что деяние может быть квалифицировано по статье 14.28 КоАП РФ.

Из анализа содержания диспозиций норм обеих статей и обстоятельств их включения в КоАП РФ следует, что статья 13.19.3 КоАП РФ была введена в действие после введения в закон подробного регулирования статуса ЕИСЖС, порядка и сроков размещения сведений и позднее статьи 14.28 КоАП РФ.

В отличие от части 2 статьи 14.28 КоАП РФ диспозицией части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ не предусматривается ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, либо нарушение сроков такого опубликования (размещения).

Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ устанавливается ответственность за нарушения порядка и сроков размещения информации в ЕИСЖС.

Из протокола и обжалуемого постановления также следует, что вменяется в вину не нарушение срока опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а неразмещение изменений в ЕИСЖС.

Исходя из статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ единая информационная система жилищного строительства – система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Единый институт развития в жилищной сфере, определенный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является оператором системы. Оператор системы обеспечивает бесперебойное функционирование системы, возможность интеграции и взаимодействия иных информационных систем с системой. Информационное взаимодействие информационных систем субъектов информации и пользователей информации с системой осуществляется с использованием единых форматов данных.

При этом в силу части 3 статьи 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ информация, содержащаяся в системе, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доступ к закрытой части системы может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Исходя из положений Федерального закона № 214-ФЗ и принятых в его исполнение нормативных правовых актов, определяющих состав и функционирование ЕИСЖС, в том числе постановления Правительства РФ от 26.03.2019 № 319 «О единой информационной системе жилищного строительства», ЕИСЖС не является средством массовой информации или информационно-телекоммуникационной сетью общего пользования.

Тот факт, что доступ к ЕИСЖС и размещение в ней сведений обеспечивается в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет, не означает, что размещение в ЕИСЖС тождественно размещению в информационно-телекоммуникационной сети.

Следовательно, вменяя в вину нарушение конкретной нормы части 4 статьи 19 Федерального закона № 214-ФЗ о сроках размещения информации в ЕИСЖС, уполномоченное должностное лицо контрольного органа не имело оснований для его квалификации по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

С учетом указанных выводов отсутствие в диспозиции части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ упоминания о проектной декларации не свидетельствует о том, что размещение проектных деклараций и изменений к ним исключается из соответствующего состава правонарушения и что вследствие этого норма части 2 статьи 14.28 КоАП РФ становится специальной по отношению к части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ.

Использование в части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ понятия «информация» без выделения проектных деклараций или изменений в них не может являться основанием для вывода о том, что аналогичный и поэтому специальный состав правонарушения в отношении проектных деклараций содержится в главе 14 КоАП РФ.

Не имеется оснований полагать, что размещаемые в ЕИСЖС изменения проектной декларации не являются информацией.

Согласно общим нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», определяющего правовую основу регулирования информации и информационных систем, в том числе государственных, к которым относится и ЕИСЖС, информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, и информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (статья 2).

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Указанный в пояснениях представителя контрольного органа подход, разграничивающий информацию и проектную декларацию, противоречит в том числе и нормам Федерального закона № 214-ФЗ, на несоблюдение которых указано в протоколе и обжалуемом постановлении. Так, в пункте 3 части 2 и части 1 статьи 3.1 закона прямо указано, что проектная декларация, в том числе с внесенными в нее изменениями, является информацией, подлежащей раскрытию в ЕИСЖС.

Указанные составы правонарушений находятся в разных главах КоАП РФ и относятся к разным объектам посягательства. В главе 13 КоАП РФ содержатся нормы о посягательствах на отношения в области связи и информации, а в главе 14 КоАП РФ – на отношения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Норма части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание.

Кроме того, в обоих случаях истек срок давности привлечения к ответственности, в связи с этим у суда при рассмотрении жалобы не имеется оснований для переквалификации деяния.

С учетом указанных обстоятельств и статьи 2.1 КоАП РФ не имеется оснований для вывода о том, что во вменяемых в вину действиях (бездействии) руководителя застройщика имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения является основанием для прекращения производства по делу. В связи с этим обжалуемое постановление подлежит отмене в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

С учетом указанных обстоятельств, в том числе прекращения производства по делу и истечения срока давности привлечения к ответственности, не подлежат оценке по существу остальные жалобы, в том числе в части несущественного характера деяния, состоящие в том, что необходимые сведения о финансовых результатах деятельности за 1 квартал 2021 года были отдельно размещены в иной части ЕИСЖС уже 30.04.2021.

Судья, руководствуясь статьями 30.7 и 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу Ш.И.Н. удовлетворить.

Постановление и.о. руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области Ш.О.Д. от 20 января 2022 года № 04-13/5 о назначении административного наказания отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

С.Р. Ярмолюк