ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1632/2016 от 19.12.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-1632/2016

Р Е Ш Е Н И Е

19 декабря 2016 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Щелканов М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шушарина М.В. на постановление на постановление должностного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми №... от ** ** **, которым директор ООО «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ» Шушарин М.В., ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением должностного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми №... от ** ** ** директор ООО «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ» Шушарин М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ...

Не согласившись с указанным постановлением, Шушарин М.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление отменить.

В судебном заседании представитель ИИФНС по г. Сыктывкару Светлова О.А. возражала против удовлетворения жалобы.

Шушарин М.В. не явился, о слушании извещен.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

По материалам проверки определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ** ** ** возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ» Шушарина М.В.

ИФНС России по г. Сыктывкару, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платежных карт», ст. 7 Федерального Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения», Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей», на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по г. Сыктывкару от ** ** **... проведена проверка соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, использованию платежными агентами, поставщиками, осуществляющими деятельность по приему платежей физических лиц, специальных банковских счетов для осуществления расчетов за период с ** ** ** по ** ** **, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...» ...

По результатам проверки ** ** ** составлен акт № ... проверки полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и использования специальных банковских счетов ООО «...».

Проверкой установлено, что ООО «...» заключен агентский договор № ... от ** ** ** с ООО ...» ..., в соответствии с которым ООО «...» является Правообладателем, а ООО ...» Пользователем. Срок действия договора ** ** **

В соответствии с п. 1.1 настоящего договора Правообладатель предоставляет Пользователю право использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих Правообладателю исключительных прав (КИП), а именно 1. ... а Пользователь обязуется уплатить Правообладателю вознаграждение.

Согласно п. 2.1 договора Пользователь и Правообладатель солидарно используют ... при осуществлении предпринимательской деятельности по предоставлению физическим лицам и юридическим лицам информационных услуг в сфере осуществления заказов транспортных средств для осуществления грузоперевозок, перевозок пассажиров и багажа. В соответствии с п. 1.2 настоящего договора прием денежных средств, поступающих от физических лиц в пользу Пользователя - ООО ...», осуществляется с использованием сети платежных терминалов Правообладетеля - ООО «...».

В соответствии с п. 1.2 договора, в процессе использования комплекса исключительных прав ООО ... обязуется от своего имени, но в интересах и за счет ООО «...» осуществлять прием денежных средств от любых физических лиц, вносящих платеж (далее Плательщиков) в пользу ООО «...

В соответствии с п. 3.1.1 договора Правообладатель обязуется от своего имени, но в интересах и за счет Пользователя осуществлять прием денежных средств от любых физических лиц, вносящих платеж. Правообладатель вправе привлекать третьих лиц для осуществления приема платежей.

Согласно, отчета принципалу № ... от ** ** ** и отчета принципалу ...** ** ** ООО «...» осуществило прием денежных средств от физических лиц в процессе использования КИП в пользу ООО «...» в размере ...

Согласно акту об оказании услуг № ... от ** ** ** и акту об оказании услуг ... от ** ** ** агентское вознаграждение за ** ** ** составило ...

Деятельность, осуществляемая в рамках агентского договора от ** ** **..., заключенного между ООО ...» и ООО «...», подпадает под действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и должна соответствовать его требованиям. В рамках указанного договора ООО «...» является Оператором по приему платежей - платежный агент, а ООО «...» - Поставщиком.

Пункт 1 ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ содержит понятие поставщика, которым признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежный агент, то есть юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, является согласно пункту 4 статьи 2 настоящего Закона оператором по приему платежей.Согласно ст. 14 и ст. 15 Федерального закона №103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов; платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В ч. 18 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ закреплена обязанность поставщика, согласно которой поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Из вышеприведенных положений Федерального закона №103-ФЗ следует, что, если денежные средства получены поставщиком от платежного агента (оператора по приему платежей, либо платежного субагента), за исключением кредитной организации, такие денежные средства должны быть зачислены на специальный банковский счет поставщика.

Согласно Положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счет № ... – «...». Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За проверяемый период счет № ... «... (субагента), поставщика» у ООО ...» в кредитных учреждениях отсутствовал.

В нарушение п. 18 ст. 4 Федерального закона № ... ООО «...» в проверяемом периоде получало денежные средства, принятые оператором по приему платежей - платежным агентом ООО «...», в качестве платежей, на банковский счет: № ..., открытый в ... отделении ПАО ..., не являющийся специальным банковским счетом.

Согласно выписке по операциям на расчетном счете №... ООО «...» в поверяемом периоде получило от ООО «...» денежные средства в размере .... по агентскому договору № ... от ** ** **

Из материалов дела следует, что лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО ...» (управляющей компанией), является ООО «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ».

Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ», является его директор Шушарин М.В., который, как обоснованно указано в оспариваемом постановлении, является должностным лицом, несущим ответственность за нарушения ООО «...» в области финансов, налогов и сборов.

Из заключенного между ООО «...» и ООО «...» агентского договора № ... от ** ** ** следует, что в процессе использования комплекса исключительных прав ООО «...» (Платежный агент) обязуется от своего имени, но в интересах и за счет ООО ...» осуществлять прием денежных средств от любых физических лиц, вносящих платеж (далее Плательщиков) в пользу ООО «...» (п. 3.1.1 договора). При этом Правообладатель вправе привлекать третьих лиц для осуществления приема платежей.

Таким образом, агентским договором между ООО «...» и ООО «...» предусматриваются правоотношения сторон по данному договору, в том числе и как платежного агента и поставщика по приему денежных средств от любых физических лиц, вносящих платеж.

То обстоятельство, что ООО «...» заключило договоры по приему платежей с третьими лицами: АО ...» и ООО «...», не свидетельствует о том, что правоотношения между ООО «...» и ООО «...» в рамках агентского договора № ... от ** ** ** не регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поскольку в силу п. 7 ст. 4 указанного Федерального закона оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Довод о том, что ООО «...» и ООО «...» являются солидарными соисполнителями, а следовательно, поставщиками в соответствии с Федеральным законом №103-ФЗ, отклоняется судом.

Согласно ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Законом не установлена солидарная обязанность при данном виде правоотношений.

Внесение денежных средств осуществляется по сублицензионным договорам, заключенным ООО «Максим-Сыктывкар» в соответствии со ст. 1286 ч. 5 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Агентский договор № ... не предусматривает право ООО ...» выступать в интересах и от имени ООО «...», а следовательно, стороной сублицензионных договоров, заключаемых ООО «...» (копии данных договоров ООО «...» не представлены) с контрагентами, не может выступать ООО ...».

Поскольку ООО «...» не является стороной сублицензионных договоров, заключаемых ООО «...» с контрагентами, ООО «...» не является поставщиком - лицом, оказываемым услуги по договорам. Наличие в агентском договоре указание на предоставление в пользование комплекса исключительных прав ...) само по себе не исключает признание ООО «...» платежным агентом, оказывающим, помимо услуг по предоставлению ООО «...» в пользование ..., услуг платежного агента по приему денежных средств.

Таким образом, полагаю, что в действиях (бездействии) должностного лица управляющей компании ООО «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ» имеются признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).

Вывод о наличии вины Шушарина М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Шушарина М.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Таким образом, прихожу к выводу, что постановление вынесено с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было, в связи с чем оснований для отмены постановления должностного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми №... от ** ** ** года не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление должностного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми №... от ** ** **, которым директор ООО «УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ» Шушарин М.В., ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Шушарина М.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Щелканов М.В.