№ 12-1637/2021
Дело № 72-9/2022
РЕШЕНИЕ
г. Курган 19 января 2022 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу муниципального унитарного предприятия «Шуховский полигон ТБО» на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 4 октября 2021 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 декабря 2021 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 4 октября 2021 г. муниципальное унитарное предприятие «Шуховский полигон ТБО» (далее – МУП «Шуховский полигон ТБО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 декабря 2021 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд законный представитель МУП «Шуховский полигон ТБО» ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. Указывает, что вместимость полигона определена лицензированным уполномоченным учреждением на основании Технического отчета по определению объема поступивших отходов и остаточной вместимости тела полигона по размещению отходов (далее – Технический отчет), с учетом актуальной площади земельного участка, предоставленного заявителю по договору аренды для обслуживания полигона ТБО. Считает, что МУП «Шуховский полигон ТБО» обоснованно представлена характеристика объекта размещения отходов по результатам проведенной инвентаризации объекта в 2021 г. с учетом сведений из Технического отчета. Считает, что при рассмотрении дела не были выяснены все обстоятельства дела, в оспариваемых актах отсутствуют мотивированные выводы о необоснованности Технического отчета.
Защитник МУП «Шуховский полигон ТБО» ФИО2 при рассмотрении жалобы ее доводы поддержал.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее – Правила).
В силу пунктов 1, 2, 4, 5, 6 указанных Правил Правила инвентаризации объектов размещения отходов устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещения отходов).
Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
В силу положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, 20 сентября 2021 г. по результатам проведения плановой выездной проверки МУП «Шуховский полигон ТБО» требований законодательства в области охраны окружающей среды, государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что МУП «Шуховский полигон ТБО» допущено искажение информации в Характеристике объекта размещения отходов «Полигон ТБО», составленной по результатам инвентаризации объекта размещения отходов 2021 г. (далее – Характеристика), чем нарушены положения части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ.
Так, согласно Характеристике, представленной в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, вместимость объекта размещения отходов составляет 11842532 куб.м. (2368506 т.); размещено всего 7167584 куб.м. (1433584 т.); площадь объекта размещения отходов – 235955 кв.м.
Ранее была представлена Характеристика, составленная по результатам проведения инвентаризации в 2016 г., на основании которой объект размещения отходов был включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
По сведениям Характеристики за 2016 г. вместимость объекта размещения отходов составляет 6804 624 куб.м. (1 360 925 т.); по состоянию на 14 ноября 2016 г. размещено всего 914 661 куб.м. (1433584 т.); остаточная вместимость полигона составляла 446264 т.
По данным статистической отчетности 2-ТП (отходы) в период с 2017 по 2020 гг. включительно на полигоне размещено 495752,5 т.
Таким образом, в Характеристике за 2021 г. вместимость полигона увеличена в 1,7 раз, а расчет накопленных отходов на конец 2020 г. больше проектной вместимости на 49488,5 т.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП «Шуховский полигон ТБО» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения МУП «Шуховский полигон ТБО» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 20 сентября 2021 г.; актом выездной проверки от 9 сентября 2021 г., в котором зафиксировано нарушение; техническим отчетом ООО «Азимут» определения физического объема в кубических метрах тела Шуховского полигона ТБО; характеристикой объекта размещения ТБО, и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи городского суда о доказанности вины МУП «Шуховский полигон ТБО» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств того, что МУП «Шуховский полигон ТБО» были приняты все зависящие от него необходимые, своевременные и достаточные меры по соблюдению требований законодательства, в материалах дела не содержится.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, должностное лицо и судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МУП «Шуховский полигон ТБО» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона указанного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Доводы жалобы о том, что вместимость полигона определена лицензированным уполномоченным учреждением на основании Технического отчета, с учетом актуальной площади земельного участка, на законность состоявшихся по делу актов не влияют, поскольку, в силу приведенных выше положений закона, ответственность за предоставление достоверных сведений в области обращения с отходами несет юридическое лицо, эксплуатирующее объект, связанный с обращением с отходами.
Вопреки доводам жалобы, оснований полагать, что МУП «Шуховский полигон ТБО» представлена достоверная информация об отходах, не имеется.
Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения судьи. Оснований для иной оценки не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено МУП «Шуховский полигон ТБО» в соответствии с санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является справедливым.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 4 октября 2021 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 декабря 2021 г., вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия «Шуховский полигон ТБО», по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков