ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-163/19 от 18.10.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело №12-163/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Десятниченко И.А., рассмотрев протест заместителя Волховского городского прокурора на постановление мирового судьи судебного участка №10 Волховского района Ленинградской области от 24 июля 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.14 КоАП РФ в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» Богомоловой И.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

с участием помощника Волховского городского прокурора Савенковой Д.Н., которой разъяснены положения ст. 25.11 КоАП РФ,

отводов, ходатайств не заявлено,

УСТАНОВИЛ:

24 июля 2019 года постановлением мирового судьи судебного участка №10 Волховского района Ленинградской области прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.14 КоАП РФ, в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» Богомоловой И.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление мирового судьи судебного участка №10 Волховского района Ленинградской области Меликбекян Я.М. от 24 июля 2019 года в Волховскую городскую прокуратуру поступило 26 июля 2019 года.

05 августа 2019 года в Волховский городской суд Ленинградской области поступил протест, в котором заместитель Волховского городского прокурора Зорин А.Г. просит отменить постановление мирового судьи, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятия по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников является одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации. Паспорт безопасности МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей, в том числе информацию о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятия по борьбе с терроризмом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2017 №1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования). Согласно п.40 Требований на каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории). В соответствии с п.43 Требований паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности. Таким образом, паспорт безопасности образовательного учреждения содержит служебную информацию ограниченного распространения, доступ к которой ограничен Федеральным законом от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в связи с чем, он не мог быть размещен в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и доступен неопределенному кругу лиц. Кроме того, в постановлении мирового судьи указано, что Богомолова И.В. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.13.14 КоАП РФ. Согласно п.4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Таким образом, контроль за обеспечением антитеррористической защищенности МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» возлагается на директора образовательного учреждения. Учитывая, что паспорт безопасности МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» содержит сведения, которые непосредственно влияют на антитеррористическую защищенность образовательного учреждения, контроль за данным документом должен осуществлять директор. Постановлением главы администрации Волховского муниципального района директором МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» назначена Богомолова И.В. В соответствии с п.п. 4.4.2 Устава директор Учреждения несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью. Кроме того, частью 3 статьи 29 Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2013 № 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации. Вместе с тем, в перечень информации, размещаемой на сайте образовательного учреждения в соответствии с Правилами, не входят документы по безопасности. Учитывая изложенное, наличие раздела «Безопасность» на сайте образовательного учреждения не предусмотрено никаким федеральным или региональным законодательством. Таким образом, по мнению заместителя Волховского городского прокурора, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.14 КоАП РФ в отношении Богомоловой И.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не имелось.

Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.14 КоАП РФ, в отношении Богомоловой И.В. поступили в Волховский городской суд 19 сентября 2019 года.

В судебное заседание, назначенное на 18 октября 2019 года, Богомолова И.В., которая надлежащим образом извещена о дате и месте судебного заседания по рассмотрению протеста прокурора, не явилась; ходатайств об отложении судебного заседания не представила.

Учитывая вышеизложенное, требования, предусмотренные ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, судья находит возможным рассмотреть протест заместителя Волховского городского прокурора в отсутствие Богомоловой И.В. уведомленной о дате и времени судебного заседания.

Помощник Волховского городского прокурора Савенкова Д.Н. в судебном заседании доводы протеста поддержала, полагая, что выводы мирового судьи судебного участка №10 Волховского района Ленинградской области не соответствуют обстоятельствам дела, и оснований для вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.14 КоАП РФ, в отношении Богомоловой И.В. у мирового судьи не имелось.

Рассмотрев протест заместителя Волховского городского прокурора, исследовав представленные материалы, прихожу к следующим выводам. Как следует из материалов дела, Волховской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, в ходе проведенного в рамках проверки мониторинга сети «Интернет» на сайте МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» размещен «Паспорт безопасности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******». Принимая решение о прекращении производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указано, каким конкретно федеральным законом ограничен доступ к информации, разглашение которой вменяется в вину Богомоловой И.В., не указано событие административного правонарушения. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы безопасности этих объектов (территорий) не является федеральным законом, ограничивающим доступ к информации - паспорту безопасности объекта. Положения п.4 ч.2 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму», который приводится в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не содержит ограничений на разглашение информации, вменяемой в вину должностному лицу. На сайте школы размещен паспорт безопасности учреждения, не содержащий грифа «Для служебного пользования». Помимо этого, Богомоловой И.В. выполнены должностные обязанности по организации работы сайта, определению должностного лица, ответственного за размещение информации на сайте, назначению ответственного лица, ознакомление с должностными обязанностями и ответственностью.

Полагаю, что мировым судьей судебного участка №10 Волховского района Ленинградской области указанный вывод сделан без оценки доказательств путем всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Административная ответственность по ст.13.14 КоАП РФ наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса. В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Согласно ч.1 ст.9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральным законом от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму), нарушения требований которого приводятся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 мая 2019 года, установлены правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. п. «а» и «б» п.4 и п.6 ч. 1 ст.3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. В силу п.4 ч.2 ст.5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона о противодействии терроризму Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года №1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Требования). На основании п.40 Требований на каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности (п. 43 Требований). Также в соответствии с п. 44 названных Требований первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории). Постановлением главы администрации Волховского муниципального района № ****** от 04 июня 2018 года директором МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» назначена Богомолова И.В.. В соответствии с п.п.4.4, 4.4.1 Устава Учреждения непосредственное управление Учреждением осуществляет директор. Директор Учреждения обязан не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Согласно п.4.4.2 Устава Директор Учреждения несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью. Частью 3 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации. В перечень информации, размещаемой на сайте образовательного учреждения, в соответствии с Правилами не входят документы по безопасности. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу ч.8 ст.51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Таким образом, поскольку паспорт безопасности, размещенный на официальном сайте, соответствует форме паспорта безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2017 года №1235, и Богомолова И.В. в должности директора образовательного учреждения, получив в связи с исполнением своих обязанностей информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом, проявив должную внимательность и осмотрительность, была обязана соблюдать требования действующего законодательства, не допускать нахождение на сайте образовательного учреждения паспорта безопасности. Изложенное свидетельствует о том, что все юридически значимые обстоятельства дела исследованы не были, и вывод судьи об отсутствии в действиях Богомоловой И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.14 КоАП РФ сделан без оценки всех обстоятельств дела. Допущенные нарушения носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу. Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.14 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Из системного толкования части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу. Как видно из материалов дела об административном правонарушении, событие, повлекшее вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении было выявлено 22 мая 2019 года, то есть на момент рассмотрения протеста срок давности привлечения Богомоловой И.В. к административной ответственности по ст.13.14 КоАП РФ истек, и вина должностного лица, не установлена, поэтому за пределами указанного срока вопрос о виновности обсуждению не подлежит. С учетом данного обстоятельства, постановление мирового судьи не может быть отменено с направлением дела на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №10 Волховского района Ленинградской области от 24 июля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.14 КоАП РФ, в отношении Богомоловой И.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, подлежит оставлению без изменения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №10 Волховского района Ленинградской области от 24 июля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.14 КоАП РФ, в отношении директора муниципального образовательного учреждения «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № ******» Богомоловой И.В. в связи с отсутствием в состава административного правонарушения оставить без изменения, протест оставить без удовлетворения.

Судья: И.А. Десятниченко