ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-163/20 от 06.10.2020 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

06 октября 2020 года г. Тула

Судья Советского районного суда г. Тулы Радченко С.В.,

рассмотрев жалобу должностного лица - <данные изъяты> ФИО1 на постановление начальника государственного инспектора по пожарному надзору Привокзального и Советского округов г.Тулы ФИО2 от 30.06.2020 года о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении начальника государственного инспектора по пожарному надзору Привокзального и Советского округов г.Тулы ФИО2 от 30.06.2020 года должностное лицо - <данные изъяты> ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 15 000 рублей по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Не согласившись с принятым по делу об административном правонарушении постановлением от 30.06.2020 года, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать принятое по делу об административном правонарушении постановление незаконным и необоснованным в связи с нарушением требований норм предусмотренных КоАП РФ и нарушений его прав и законных интересов.

ФИО1 считает, что он не наделен специальными полномочиями, должностными обязанностями, соответственно не подлежит административной ответственности как должностное лицо.

Кроме того, доказательства его вины в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют.

В связи с нарушением процессуальных положений, предусмотренных КоАП РФ, ФИО1 просит суд постановление начальника государственного инспектора по пожарному надзору Привокзального и Советского округов г.Тулы ФИО2 от 30.06.2020 года о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, по основаниям изложенным в ней, просил суд постановление начальника государственного инспектора по пожарному надзору Привокзального и Советского округов г.Тулы ФИО2 от 30.06.2020 года о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, согласно акту проверки от 05.08.2020 года, имеющиеся нарушения полностью устранены.

Суд, изучив предоставленный административный материал, полагает, что жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом в отношении должностного лица- <данные изъяты> ФИО1 было составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении заместителем прокурора Советского района г.Тулы ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ч. 2 ст.20.4 КоАПРФ.

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении начальника государственного инспектора по пожарному надзору Привокзального и Советского округов г.Тулы ФИО2 от 30.06.2020 года должностное лицо - <данные изъяты> ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Основанием для привлечения к административной ответственности явилось, то, что 25.05.2020 года в период времени с 16 :00 часов до 17 :00часов в ходе проверочных мероприятий по проверке исполнения требований пожарной безопасности проводимых по заданию прокуратуры Советского района г.Тулы в отношении объекта защиты -магазин «385 Золотой», расположенный по адресу: <...>, были выявлены нарушение требований и норм пожарной безопасности, а именно:

- помещение тамбура не защищено автоматической пожарной сигнализацией. Обоснование: п. 4 НПБ "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";

- во всех помещениях установлено менее 3 точечных дымовых пожарных извещателей, включенных в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов (обоснование: п. 14.3 Свода правил №5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические);

- горизонтальное расстояние от точечных дымовых пожарных извещателей до ближайших предметов и устройств менее 0,5 м. (обоснование: п.13.3.6 Свода правил №5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические);

- не соблюдены сроки перезарядки огнетушителей (обоснование: п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);

-огнетушители размещены на полу без фиксации от возможного падения при случайном воздействии.

В силу положений ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ административная ответственность гражданина наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, с назначением административного наказания в виде предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

Ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ).

Постановлением Правительства Тульской области от 02.04.2020 года № 154 на территории Тульской области введен особый противопожарный режим с 9 часов 00 минут 06.04.2020 года.

Как усматривается из предоставленного административного дела, согласно решению заместителя прокурора Советского района г.Тулы ФИО3 о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения охраны жизни и здоровья граждан ИП ФИО5.

При проведении проверки 25.05.2020 года с 16:00 до 17:00часов установлено нарушения требований и норм пожарной безопасности.

В отношении должностного лица- <данные изъяты> ФИО1 было составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении заместителем прокурора Советского района г.Тулы ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ч. 2 ст.20.4 КоАПРФ.

В соответствии с п. 70 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Руководитель организации обеспечивает железнодорожный подвижной состав огнетушителями по нормам согласно приложению №2.1, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Однако на момент проведения проверки сроки перезарядки огнетушителей не соблюдены.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179 утвержден Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (далее -СП 9.13130.2009).

В соответствии с п. 2.7 СП 9.13130.2009 огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.

Вопреки установленной нормы закона огнетушители размещены на полу без фиксации от возможного падения при случайном воздействии.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» (далее - Перечень), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Согласно п. 4 Перечня в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

Вопреки данным требованиям закона помещение тамбура не защищено автоматической пожарной сигнализацией.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 утвержден СП 5.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее - Свод правил 5.13130.2009).

Пунктом 13.3.6 Свода правил 5.13130.2009 определено, что размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель.

Согласно п. 14.3 Свода правил 5.13130.2009 для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее: трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов; четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф; двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 (а, б, в), включенных по логической схеме «И» при условии своевременной замены неисправного извещателя; двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме «ИЛИ», если извещателями обеспечивается повышенная достоверность сигнала о пожаре.

В ходе проведенной проверки установлено, что во всех помещениях установлено менее 3 точечных дымовых пожарных извещателей, включенных в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов.

Кроме того, горизонтальное расстояние от точечных дымовых пожарных извещателей до ближайших предметов и устройств менее 0,5 м.

Вина ФИО1 как должностного лица, в полномочия которого входит, в том числе организация и обеспечение надежной защиты объектов компании от пожаров подтверждается:

-трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ИП ФИО4 и ФИО1;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу в подразделение - <данные изъяты> на должность <данные изъяты>;

- должностной инструкцией начальника отдела внутреннего контроля в должностные обязанности ФИО1 входит, в том числе, организация и обеспечение надежной защиты объектов компании от пожаров, разрабатывает и вводит в действие инструкцию по пожарной безопасности объекта, отслеживает её актуальность, проводит вводный инструктаж по пожарной безопасности вновь принятого сотрудника, своевременно проверяет наличие и исправность первичных средств пожаротушения, утверждает инструкции и программы необходимые для обеспечения пожарной безопасности на объекте, исполняет запросы и предписания контролирующих организаций по линии пожарной безопасности, в первую очередь из органов государственного пожарного надзора, подписывает приказы и распоряжения по пожарной безопасности;

- приказом ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: <...>.

В связи с чем, суд считает, что основания для привлечения к административной ответственности ФИО1 по ч.2 ст.20.4 КоАПРФ имелись, постановления начальника государственного инспектора по пожарному надзору Привокзального и Советского округов г.Тулы ФИО2 от 30.06.2020 года о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> ФИО1 принято законно и обоснованно, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения в сфере противопожарной безопасности и охраны жизни и здоровья граждан.

На основании имеющихся доказательств в действиях должностного лица ФИО1 установлено наличие состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАПРФ- нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При назначении административного наказания административным органом учтены требования положения статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено с учетом характера административного правонарушения и конкретных обстоятельств его совершения в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 20.4 КоАПРФ.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления по делу не имеется.

Должностное лицо -ФИО1 - <данные изъяты> привлечен к административной ответственности в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ.

Оспариваемое заявителем постановление принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, лица, совершившего административное правонарушение, и отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя указанные в жалобе не являются основанием для отмены принятого должностным лицом постановления.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Доводы заявителя ФИО1 изложенные в жалобе в том, что в данном случае рушения являются ошибочными.

В действиях должностного лица ФИО1 - иметься состав административного правонарушения и установлено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАПРФ.

Доводы заявителя указанные в жалобе не являются основанием для отмены принятого должностным лицом постановления.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выноситься одно из следующих решений:

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения,

- об отмене постановления и возвращения дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу правомочному рассматривать дело в случае существенного нарушения процессуальных требований.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника государственного инспектора по пожарному надзору Привокзального и Советского округов г.Тулы ФИО2 от 30.06.2020 года о наложении административного наказания в виде административного штрафа по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через суд Советского района г. Тулы в течение 10 дней с момента провозглашения путем подачи жалобы в суд Советского района г. Тулы.

Судья