Дело № 12-163/2016
Р Е Ш Е Н И Е
14 декабря 2016 г. г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. жалобу ФИО2 в интересах ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 03 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
06 сентября 2016 года по результатам проведенной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на предоставление социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, аудитором Контрольно-счетной палаты Пермского края в отношении должностного лица – исполняющего обязанности заведующего МБДОУ детский сад <адрес>) ФИО3 - составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
Из протокола следует, что МБДОУ детский сад <адрес> за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг произведена оплата коммунальных услуг ФИО1, ранее работавшей медицинской сестрой МБДОУ детский сад <адрес>, не относящейся к категории «педагогический работник» на сумму № руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ а также произведена выплата денежных средств педагогическим работникам-получателям мер социальной поддержки по оплате услуг на приготовление пищи на сумму № руб., не предусмотренных законодательством. Таким образом, руководитель образовательного учреждения ФИО3 нарушила ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, ст. 1 Закона Пермского края от 01.06.2010 № 628-ПК «О социальной поддержке педагогических работников образовательных организаций, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 03 октября 2016 года ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО3 – Пенькова Е.В., действующая на основании доверенности, обратилась в Нытвенский районный суд Пермского края с жалобой, в которой просит постановление изменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния, поскольку оно не представило существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Указывает, что даже минимальный размер штрафа является для ФИО3 значительной суммой, выплата штрафа повлечет значительное ухудшение финансового состояния ее семьи.
В судебном заседании ФИО3 участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия. Защитник ФИО3 - Пенькова Е.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, представила дополнение к жалобе, в соответствии с которым педагогические работники МБДОУ детский сад <адрес> возвратили учреждению денежные средства на сумму № руб., которые необоснованно были получены ими в качестве мер социальной поддержки по оплате услуг на приготовление пищи.
Заслушав защитника, рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно части 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 01.06.2010 № 628-ПК «О социальной поддержке педагогических работников образовательных организаций, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» он распространяется на постоянно проживающих в Пермском крае педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций.
Социальная поддержка педагогических работников предусматривает получение педагогическими работниками ежемесячных денежных компенсаций на оплату: жилого помещения (наем жилого помещения, содержание и ремонт (текущий) жилого помещения); отдельных видов коммунальных услуг (статья 2 указанного закона).
Согласно понятию, содержащемуся в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Таким образом, получателем ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, согласно Закону Пермского края от 01.06.2010 № 628-ПК, являются исключительно педагогические работники. Медицинские работники, в том числе медицинские сестры, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями, претендовать на получение компенсаций не могут. Между тем, как следует из материалов дела, в нарушение указанных положений закона руководителем МБДОУ детский сад <адрес> ФИО3 принимались решения о перечислении денежных средств по платежным поручениям №№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму № руб. ФИО1, не являющейся педагогическим работником, а также излишне произведена выплата денежных средств педагогическим работникам-получателям мер социальной поддержки по оплате услуг на приготовление пищи на сумму № руб., не предусмотренных п. 1 ст. 2 Закона Пермского края от 01.06.2010 № 628-ПК.
Тот факт, что незаконно перечисленные получателям образовательным учреждением средства являются целевыми бюджетными средствами подтверждается тем обстоятельством, что Министерством социального развития Пермского края и администрацией Нытвенского муниципального района было заключено Соглашение «О предоставлении субвенций на выполнение государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму № руб. в 2015 году, а также аналогичное Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму № руб. в 2016 году.
Субвенции были перечислены Управлению образования администрации Нытвенского муниципального района в период с февраля 2015 года по апрель 2016 года.
Управлением образования администрации Нытвенского муниципального района и МБДОУ детский сад <адрес> было заключено Соглашение о предоставлении субсидий на иные цели от ДД.ММ.ГГГГ№, а также аналогичное Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№, предметом которых является предоставление субсидий МБДОУ детский сад <адрес> на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных муниципальных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии перечислены МБДОУ детский сад <адрес> в сумме № руб. в 2015 году и в сумме № руб. в 2016 году.
Совершение ФИО3 правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 06 сентября 2016 года; актом проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств от 22 августа 2016 года; Соглашениями между Министерством социального развития Пермского края и администрацией Нытвенского муниципального района от 12.01.2015 №, от 18.01.2016 № и платежными поручениями о перечислении субвенций; Соглашениями между Управлением образования администрации Нытвенского муниципального района и МБДОУ детский сад <адрес> от 16.02.2015 №, от 27.01.2016 № и платежными поручениями о перечислении субсидии; копией трудовой книжки ФИО1; платежной ведомостью, платежными поручениями и реестрами денежных средств о их зачислении ФИО1 и другим работникам детского сада.
Признавая ФИО3 виновной в совершении вмененного ей административного правонарушения, мировой судья обоснованно руководствовался выявленными в ходе проведенной должностными лицами Контрольно-счетной палаты Пермского края проверки фактами. Таким образом, на основании полного и всестороннего исследования доказательств, оценки их в совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО3, исполнявшей в период с мая 2014 года по июнь 2016 года обязанности заведующего МБДОУ детский сад <адрес> и, следовательно, обладавшей организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Административное наказание ФИО3 назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения.
То обстоятельство, что педагогические работники МБДОУ детский сад <адрес> возвратили учреждению денежные средства на сумму № руб., которые необоснованно были получены ими в качестве мер социальной поддержки по оплате услуг на приготовление пищи, на указывает на отсутствие состава административного правонарушения в действиях ФИО3 и его малозначительность.
Материальное положение ФИО3 не является основанием для отмены обжалуемого постановления.
Часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией. Однако условием применения части 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ является лишь наличие исключительных обстоятельств, связанных не только с личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, но и с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Наличие в материалах дела расчетных листков по заработной плате ФИО3 не дает оснований для применения положений части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в силу отсутствия исключительных обстоятельств.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям в области финансов, объективной стороной которого является нецелевое использование бюджетных средств, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы общества в данной сфере. Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является формальным. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны указанного административного правонарушения, в связи с чем оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В данном случае назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Материальное положение ФИО3 может явиться основанием для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочки уплаты административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края от 03 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу ФИО2 в интересах ФИО3 – без удовлетворения.
Судья Е.В. Спиридонов