ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-163/2021 от 29.11.2021 Североморского районного суда (Мурманская область)

дело № 12-163/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Североморского районного суда Мурманской области Бойко И.Б., рассмотрев жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г.Североморск» (далее по тексту - МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск») ФИО1 на постановление Председателя Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области № ЮЛ-1 от 13 августа 2021 года, в соответствии с которым МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Председателя Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области от 13 августа 2021 года МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 972 рублей 98 копеек в связи с нецелевым использованием средств областного бюджета на сумму 19 459 рублей 54 копейки, выразившееся в направлении 24 сентября 2020 года средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию ЗАТО г.Североморск на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды в части выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий в доход бюджета муниципального образования ЗАТО г.Североморск в виде удержанной пени по муниципальному контракту №0149200002320001217-01, заключенному с ООО «Стандарт – Сервис».

На указанное постановление должностного лица административного органа, директор МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» ФИО1 подал жалобу в которой, оспаривая событие правонарушения, указал, что учреждение являясь некоммерческой организацией, учредителем которой является муниципальное образование ЗАТО г. Североморск, получив денежные средства в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий и заключив вышеуказанный контракт, приняло работы по нему, но за нарушение сроков исполнения контрагенту направило требование об уплате пени в соответствии с существенными условиями договора, из которых 19 459 рублей 54 копейки были исчислены пропорционально софинансированию из бюджета субъекта РФ при реализации Соглашения. Учреждение было наделено полномочиями администратора доходов бюджета муниципального образования ЗАТО г.Североморск, а Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск являлся главным администратором доходов бюджета. В соответствии с Уставом учреждения за МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» закреплено право осуществлять приносящую доходы деятельность, которые поступают в доход муниципального образования ЗАТО г.Североморск, в том числе согласно положениям ст.ст.40, 41 и 46 БК РФ к таким доходам отнесены средства от поступления неустойки по государственным (муниципальным) контрактам, в том числе, в целях софинансирования которых предоставляются межбюджетные трансферты.

В соответствии со ст. 313 ГК РФ условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, право заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту своих обязательств по уплате неустойки, осуществить перечисление суммы неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за поставщика из средств, подлежащих выплате поставщику (подрядчику, исполнителю), в связи с приемкой поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

В связи с указанным, пени, удержанные из оплаты по Контракту были перечислены Учреждением за ООО «Стандарт-Сервис» с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в доход муниципального образования ЗАТО г.Североморск по коду бюджетной классификации дохода бюджета 731 1160709004 0000 140 (иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) городского округа), что, по мнению заявителя, не нарушает действующее законодательство, не может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств.

Также указал, что, при приеме платежных документов на оплату неустойки от государственного (муниципального) заказчика по государственным (муниципальным) контрактам, расходные обязательства по оплате которых софинансируются из федерального бюджета (бюджета РФ), территориальным органам Федерального казначейства необходимо осуществлять контроль на: наличие в государственном (муниципальном) контракте условия о перечислении заказчиком сумм неустойки за поставщика; соответствие кода вида расходов классификации расходов бюджетов, указного в платежном документе, коду вида расходов классификации расходов бюджетов, по которым подлежит оплате соответствующий государственный (муниципальный) контракт с указанием в назначении платежа текста «неустойка».

При этом, перечисление в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ заказчиком суммы неустойки за поставщика по вышеуказанным платежным документам осуществляется из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) при поступлении средств из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) в рамках софинансирования исполнения расходного обязательства, возникающего из государственного (муниципального) контракта, связанного с его оплатой.

Такая позиция нашла свое подтверждение в позиции Министерства финансов РФ, закрепленное в письме «О перечислении неустойки» от 01 сентября 2020 года.

В соответствии с требованиями Соглашения, получатель (администрация муниципального образования ЗАТО г.Североморск) обязуется обеспечить исполнение требований Министерства градостроительства Мурманской области по возврату средств в областной бюджет в соответствии с Правилами предоставления Субсидии, а также обязуется возвратить в областной бюджет не использованный по состоянию на 01 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством РФ.

Согласно письму Министерства финансов РФ от 06 октября 2019 года порядок исполнения бюджетов по доходам, расходам определен положениями ст.ст.218, 219 БК РФ, которые не предусматривают исполнение бюджетов без исполнения единого счета бюджета. Такой счет открыт для Учреждения Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, иных лицевых счетов для перечисления в доход бюджета каких-либо денежных средств не предусмотрено.

Учреждение произвело возврат суммы неустойки в доход муниципального образования ЗАТО г.Североморск на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый им в органе Федерального казначейства, в связи с чем, у Учреждения отсутствуют основания для возврата суммы в бюджет Мурманской области.

В судебном заседании представитель учреждения МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» ФИО2 доводы изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

Представитель Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области ФИО3 просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указав, что Учреждению надлежало возвратить сумму пеней по контракту в бюджет субъекта РФ, пропорционально денежным средствам, софинансированным по Соглашению бюджетом соответствующего уровня, а не обращать пени в полном объеме в доход муниципального образования. Указал на соблюдение процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав представителя Учреждения и административного органа, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст.162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Пунктом 1 ст. 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу пп.3 п.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ правила к распределению субсидий из субъекта РФ местным бюджетам и порядок определения предельного уровня софинансирования субъектом РФ объема расходного обязательства муниципального образования устанавливается НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства Мурманской области №430-ПП от 28 августа 2017 года о государственной программе Мурманской области "Формирование современной городской среды Мурманской области" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий.

Согласно п.2 Правил (приложение 11) Субсидии предоставляются местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе дворовых территорий. Использование указанных денежных средств на иные цели не предусмотрено.

Постановлением администрации ЗАТО г.Североморск №2072 от 19 декабря 2017 года утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды ЗАТО г.Североморск от 2018 – 2022 годы.

В целях реализации п. 12 Правил между Министерством и Администрацией ЗАТО г. Североморск заключено Соглашение №1/Г, которое предусматривает предоставление муниципальному образованию субсидий на указанные выше цели, а также обязанность муниципального образования использовать полученные субсидии по целевому назначению.

Средства областного бюджета предоставлены на фактические (кассовые) расходы по оплате выполненных работ в рамках заключенных контрактов.

В рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды ЗАТО г.Североморск» на 2018 – 2022 года» между МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск», действующего от имени муниципального образования ЗАТО г.Североморск и ООО «Стандарт-Сервис» заключен муниципальный контракт №0149200002320001217-01 от 07 апреля 2020 года в целях выполнения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов с указанием сроков выполнения работ и ответственности подрядчика в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - выставление штрафов и пеней.

В связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ Учреждением выставлено требование об уплате пени, а в последующем произведено удержание пени путем зачета части выполненных работ на сумму пени в акте выполненных работ.

Неиспользованные средства субсидии перечислены МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» с лицевого счета получателя бюджетных средств в доход бюджета муниципального образования ЗАТО г.Североморск по коду бюджетной классификации дохода бюджета 731 1160709004 0000 140 (иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) городского округа) в общей сумме 23 501 рубль 86 копеек, в том числе, заявка на кассовый расход №000608 от 23 сентября 2020 года, платежное поручение №511693 от 24 сентября 2020 года на сумму 4 042 рубля 32 копейки (средства муниципального бюджета); заявка на кассовый расход №00000618 от 24 сентября 2020 года, платежное поручение №532653 от 28 сентября 2020 года на сумму 19 459 рублей 54 копейки (средства областного бюджета).

Таким образом, МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» фактически перечислил средства областного бюджета от удержанной суммы, составляющей 19 459 рублей 54 копейки, имеющие конкретное целевое назначение, на цели, не предусмотренные для их выделения, то есть израсходовало на увеличение доходной части бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск, тем самым, не обеспечив за счет указанной суммы выполнение условий Правил, Соглашения №1-ГС от 05 февраля 2020 года и Муниципальной программы.

Факт нецелевого использования бюджетных средств МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» подтвержден совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, исследованных должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ и получивших надлежащую оценку при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий, действия юридического лица верно квалифицированы.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе, не основаны на приведенных нормах права, поскольку нормативно-правовыми актами установлен определенный, а не произвольный порядок использования бюджетных средств. Доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления. Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных при рассмотрении дела обстоятельств, оснований для которой не имеется.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства данного дела.

Юридическим лицом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства.

В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ должностным лицом правильно установлены наличие события административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1, 4.1.1, 3.4 КоАП РФ, является справедливым.

Сроки, установленные ст.4.5 КоАП РФ, соблюдены.

Обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении административного дела в судебном заседании не установлено. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

При таких обстоятельствах, постановление административного органа является законным и обоснованным, оснований для его отмены, не имеется.

Процессуальный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении подлежит восстановлению в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, поскольку указанные заявителем причины пропуска процессуального срока, уважительны.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

решил:

Срок на подачу жалобы директору МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» ФИО1 по делу об административном правонарушении восстановить.

Постановление Председателя Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области №ЮЛ-1 от 13 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» - оставить без изменения, жалобу директора Учреждения - без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.Б. Бойко