РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Джанибеков Р.М.,
при секретаре судебного заседания Салпагарове А.А.,
с участием: лица, привлеченного к административной ответственности ФИО3 ФИО1,
представителя органа решение которого обжалуется – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО2, действующей по доверенности №1824 от 21.07.2016 года,
прокурора отдела прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики Казанокова А.О.,
рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности – экономиста 1 категории финансово-экономического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ФИО3 ФИО1 на Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по КЧР от 20.06.2016 года по делу об административном правонарушении № от 20 июня 2016 года, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении экономиста 1 категории финансово-экономического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ФИО3 ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по КЧР от 20.06.2016 года № ФИО3 ФИО1 привлечен как должностное лицо филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности послужило несвоевременное представление в Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по КЧР отчетности по форме Федерального статистического наблюдения №-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь - март 2016 года, срок предоставления которой в 2016 году из-за выходных и праздничных дней выпал на 04.05.2016 года, а фактически предоставленной 05.05.2016 года.
ФИО3 обратился в Черкесский городской суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от от 20.06.2016 года № № в которой указал, что с постановлением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Вменяемое ему правонарушение, которое выражено в несвоевременным представлении заинтересованному лицу отчетности по форме Федерального статистического наблюдения №-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь - март 2016 года, срок предоставления которой в 2016 году из-за выходных и праздничных дней выпал на 04.05.2016 года, а фактически предоставленной 05.05.2016 года, не несет существенной угрозы общественным отношениям и является малозначительным.
Ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Заинтересованным лицом штраф применен в пределах минимального размера, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения должностного лица.
Вместе с тем, учитывая Конституционные принципы РФ о соразмерности и справедливости при назначении наказания, характер и число нарушений требований о предоставлении в срок формы отчетности, отсутствие каких-либо последствий для государства, общества и конкретных граждан, считает, что совершенное административное правонарушение возможно признать малозначительным, так как при формальном наличии всех признаков составов правонарушений последние сами по себе не содержат каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям, а потому при рассмотрении настоящего дела следует применить нормы ст. 2.9 КоАП РФ.
Пунктом 2.2 должностной инструкции экономиста 1 категории финансово-экономического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» установлена обязанность за составление в установленные сроки статистической и иной отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности филиала. была составлена и 22.04.2016 направлена для согласования и подписания в ЦО. Следовательно, я надлежащим образом выполнил возложенные на меня обязанности по своевременному составлению отчетности.
Обязанность за своевременное предоставление вышеуказанной отчетности должна быть так же предусмотрена должностной инструкцией. Однако возложение данной функции возможно лишь в условиях единоличного составления, подписания и предоставления. При таких обстоятельствах лицо несет личную ответственность за своевременность предоставления и содержание данных отчетности. В сложившихся обстоятельствах он своевременно составил и направил на согласование отчетность в центральный офис. Согласованный и подписанный отчет он получил только 05.05.2016, а, следовательно, не имел возможности предоставить 04.05.2016 по причинам от него независящим. Следовательно, его вины за несвоевременное предоставление отчетности по форме Федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь - март 2016 года нет.
Кроме того экономист 1 категории ФЭО ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не является должностным лицом согласно требованиям ст. 2.4 КоАП РФ. Обязанность по своевременному предоставлению заинтересованному лицу отчетности по форме Федерального статистического наблюдения должностной инструкцией экономиста 1 категории ФЭО не предусмотрено, приказом по предприятию на него не возложена
Просит суд признать незаконным и отменить постановление от 20.06.2016 года № территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике (Карачаево-Черкесскстат), о привлечении ФИО3 ФИО1, как должностное лицо филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.
При рассмотрении жалобы в Черкесском городском суде заявитель ФИО3 поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе, просил жалобу удовлетворить.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО2 просила в удовлетворении жалобы отказать. Пояснила суду, что считает постановление о привлечении ФИО3 к административной ответственности законным и обоснованным, поскольку в его должностной инструкции указано, что на него возложена обязанность по своевременному составлению статистической отчетности филиала. Считает, что составление статистической отчетности подразумевает также и его своевременное представление в органы Росстата. При сроке преджоставления отчета по форме №-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь-март 2016 года 4 мая 2016 года, фактический отчет был предоставлен в Карачаево-Черкесскстат 5 мая 2016 года.
Прокурор Казаноков А.О. считал также постановление от 20.06.2016 года № территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике (Карачаево-Черкесскстат), о привлечении ФИО3 ФИО1 как должностное лицо филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев жалобу, выслушав объяснения заявителя жалобы, представителей Карачаево-Черкесскстат, мнение прокурора а также исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ основной задачей производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по КЧР от 20.06.2016 года № ФИО3 ФИО1 привлечен как должностное лицо филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Карачаево-Черкесии признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности послужило несвоевременное представление в Территориальный орган Федеральной Службы государственной статистики по КЧР отчетности по форме Федерального статистического наблюдения №-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь - март 2016 года, срок предоставления которой в 2016 году из-за выходных и праздничных дней выпал на 04.05.2016 года, а фактически предоставленной 05.05.2016 года.
Статьей ст. 13.19 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения за нарушение порядка предоставления статистической информации, предусмотренного п. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, является должностное либо юридическое лицо.
Согласно ст. 60 ТК РФ, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Из части второй ст. 21, ст. 57, ст. 60, части второй ст. 72.2 ТК РФ следует, что трудовым договором должны быть определены должностные обязанности работника, а работодатель может требовать от работника выполнения только тех обязанностей, которые были установлены сторонами при его подписании.
Согласно п 2.2 должной инструкции экономиста 1 категории финансово-экономического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» установлена обязанность за составление в установленные сроки статистической и иной отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности филиала.
Обязанность за своевременное предоставление вышеуказанной отчетности должна быть так же предусмотрена должностной инструкцией. Однако возложение данной функции возможно лишь в условиях единоличного составления, подписания и предоставления. При таких обстоятельствах лицо несет личную ответственность за своевременность предоставления и содержание данных отчетности.
Как установлено в судебном заседании без подписи Генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» статистическая отчетность не может быть принята и считаться сданной. Таким образом ответственность по своевременному предоставлению статистической отчетности лежит на руководителе юридического лица.
Всоответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (ред. от 22.04.2015) "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета". Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.
Однако представителем Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по КЧР не представлено суду сведений наличия приказа о возложении на ФИО3 обязанности по предоставление статистических данных.
Согласно п. 3 статья 1,5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность.
Административной ответственности в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом ст. 2.4 КоАП РФ устанавливает, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Выполнение вышеназванных полномочий и трудовых функций экономистом 1 категории финансово-экономического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ни Должностная инструкция, ни Трудовой договор не предусматривают, а, следовательно, лицо, работающее в данной должности, должностным лицом не является.
Доводы представителя Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по КЧР (заинтересованного лица) о том, что наличие должностной инструкции подтверждает статус должностного лица несостоятельна по следующим причинам.
Несмотря на то, что в Трудовом кодексе РФ не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, устанавливающим не только трудовую функцию работника, круг его должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности (письмо Роструда от 31.10.2007 N4412-6).
Определяемые должностной инструкцией обязанности относятся к существенным условиям трудового договора (контракта). Полное перечисление функциональных обязанностей работника, излагается в должностной инструкции, а в трудовом договоре (контракте) предусматривается прямая ссылка на эти инструкции. Так, пунктом 2.1 Трудового договора установлена обязанность ФИО3 своевременно и точно исполнять трудовые обязанности, установленные договором и должностной инструкцией, которая является неотъемлемой часть Трудового договора.
Таким образом, наличие должностной инструкции не устанавливает статус должностного лица для штатного сотрудника, так как должностная инструкция составляется по каждой штатной должности организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового договора.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 не является субъектом данного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд находит жалобу ФИО3 на постановление от 20.06.2016 года № КШ-2016/29 территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике (Карачаево-Черкесскстат), о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей подлежащей удовлетворению, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5, 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу ФИО3 ФИО1 на постановление от 20.06.2016 года № КШ-2016/29 заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской республике (Карачаево-Черкесскстат) – удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по КЧР от 20.06.2016 года № о привлечении ФИО3 ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении экономиста 1 категории финансово-экономического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ФИО3 ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 суток со дня получения копии этого решения.
Судья
Черкесского городского суда подпись ФИО4
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>