Дело №12-164/2020
УИД: 22RS0068-01-2020-000270-49
Р Е Ш Е Н И Е
26 февраля 2020 года г.Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Кайгородова О.Ю., рассмотрев дело по жалобе администрации г. Барнаула на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 14 января 2020 (к протоколу №№ от 24.12.2019) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от 214 января 2020 (к протоколу №№ от 24.12.2019) администрация г. Барнаула признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Административное правонарушение выразилось в неисполнении должником по исполнительному производству – администрации г. Барнаула содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В жалобе на постановление администрация г. Барнаула просит постановление по делу об административном правонарушении отменить. Указывает, что установленный срок для исполнения требований исполнительного документа не является разумным. Решение суда не исполнено в полном объеме по независящим от администрации причинам, все зависящие от администрации меры предприняты, судебным приставом – исполнителем при вынесении постановления не был учтен перечень действий, которые необходимо совершить по исполнению решения суда. Кроме того, постановление от 25.06.2019 отменено решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 02.09.2019.
В судебном заседании защитник администрации г.Барнаула Завьялова А.А. на жалобе настаивала по изложенным в ней доводам.
Законный представитель администрации г. Барнаула в суд не явился, извещен судом надлежащим образом.
Судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30. 3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено 14.01.2020, получено администрацией 15.01.2020. Жалоба подана в Центральный районный суд г. Барнаула 21.01.2020, в связи с чем срок на подачу жалобы не пропущен.
Часть 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
При рассмотрении жалобы о привлечении к административной ответственности подлежит проверке соблюдение порядка привлечения к административной ответственности, наличие состава вменяемого административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.03.2010 в МОСП возбуждено исполнительное производство №№ (после перерегистрации №№), предмет исполнения: обязать администрацию города Барнаула прекратить водоотведение сточных вод в реку Обь с превышением нормативов содержания вредных загрязняющих веществ из выпуска ливневой канализации, расположенного напротив дома № 29 по ул. Фабричная в Октябрьском районе г.Барнаула на расстоянии 150 метров по направлению к реке Обь, относящегося в объекту муниципальной собственности - ОМФ по адресу: от пр. Сибирский до бульвара 9 Января, ул. К.Маркса от ул. Фабричная до завала, выпуск в р. Обь, установлен срок для исполнения решения – 5 дней с момента получения должником копии постановления.
Требования исполнительного документа в установленный срок исполнены не были, в связи с чем, 22.04.2010 в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб., должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 29.04. 2010.
Постановлениями от 15.06.2010, 09.07.2010, должнику установлены новые сроки для исполнения требований исполнительного документа – до 23.06.2010, 17.07.2010г. соответственно.
Требования исполнительного документа в установленные сроки исполнены не были, в связи с чем, 22.07.2010 администрация г.Барнаула привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Постановлениями от 23.09.2015, 27.04.2016, 11.09.2017 должнику установлены новые сроки исполнения требований исполнительного документа - до 29.02.2016, 30.12.2016, 28.03.2018 соответственно.
Постановлениями от 28.09.2011, 11.07.2014, 20.02.2015, 22.04.2016, 31.03.2017 администрация г.Барнаула привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. в связи с невыполнением требований исполнительного документа во вновь установленные сроки.
Постановлением от 11.04.2018 должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 21.12.2018 соответственно. Копия постановления получена администрацией 12.04.2018.
Постановлением от 11.04.2018 администрация г. Барнаула привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., в связи с невыполнением требований исполнительного документа во вновь установленные сроки. Копия данного постановления получена должником 12.04.2018.
Вступившим в законную силу решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 23.05.2018 постановление от 11.04.2018 оставлено без изменения.
30.01.2019 в отношении администрации г.Барнаула вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с вынесением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Вступившим в законную силу решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 20.03.2019 постановление от 30.01.2019 оставлено без изменения.
30.01.2019 администрации г.Барнаула установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 06.06.2019., копия постановления получена должником 01.02.2019.
Постановлением от 25.06.2019 администрация г. Барнаула привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., в связи с невыполнением требований исполнительного документа во вновь установленные сроки. Копия данного постановления получена должником 25.06.2019.
Постановлением от 25.06.2019 должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 16.12.2019. Копия постановления получена администрацией 25.06.2019.
Решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 02.09.2019 постановление от 25.06.2019 (к протоколу №729 от 19.06.2019) отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 19.10.2019.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Признавая администрацию г.Барнаула виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо исходило из достаточности доказательств умышленного неисполнения должником требований исполнительного документа, а также разумности срока, установленного судебным приставом-исполнителем для осуществления работ по организации и выполнению дорожного покрытия улиц, обустройства тротуаров, указанных в исполнительном документе.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя, поскольку лицо, вынесшее постановление, не проанализировало установленный законом порядок исполнения судебного решения и необходимый для этого минимальный срок.
Санкция части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к мерам публично-правовой ответственности. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из материалов дела и исполнительного производства следует, что в целях исполнения решения суда во вновь установленный срок должником проведены мероприятия:
заключен муниципальный контракт по ведению наблюдений за водным объектом, подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водного объекта.
разработан новый план исполнения решения суда с учетом уже проведенных мероприятий.
28.02.2019 направлено письмо Депутату Государственной Думы РФ Бессарабову Д.В. по вопросу выделения денежных средств из федерального бюджета.
03.04.2019 направлено три инициативных письма о рассмотрении вопроса выделения денежных средств из федерального бюджета.
18.04.2019 получен ответ от Депутата ГД РФ Бесарабова Д.В.
24.05.2019 подписана новая бюджетная заявка.
В целях обеспечения исполнения решений судов органами местного самоуправления города на основании статьи 83 Бюджетного кодекса РФ ежегодно осуществляется:
сбор сведений от главных распорядителей средств бюджета города Барнаула (далее - ГРБС) о финансировании, необходимом на исполнение судебных решений;
подготовка проекта решения Барнаульской городской Думы о внесении изменений в действующее решение Барнаульской городской Думы о бюджете города на текущий год и плановый период, предусматривающих выделение ГРБС дополнительных ассигнований на исполнение решений судов в полном объеме.
Администрация города Барнаула не располагает самостоятельными денежными средствами, расчетных счетов не имеет.
Факт невыделения денежных средств в 2019 году подтверждается письмами. Бюджетными заявками, заключение Счетной палаты от 23.04.2019 № 01-12/105, протоколами заседания Барнаульской городской Думы за 2013-2019 годы.
Администрация г. Барнаула представила доказательства, в том числе должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении, принятия исчерпывающих мер, направленных на исполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии у администрации г. Барнаула умысла на неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, материалы дела не содержат.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии умысла на неисполнение требований исполнительного документа в срок.
Иные доводы жалобы правового значения не имеют.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 14 января 2020 (к протоколу №№ от 24.12.2019) по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу администрации г. Барнаула удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии через Центральный районный суд г. Барнаула.
Судья О.Ю.Кайгородова