ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-164/2021 от 19.11.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Р Е Ш Е Н И Е

19 ноября 2021 года город Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу защитника Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» В.С.С. на постановление судьи Заводского районного суда г. Орла от 7 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица- Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС»,

установил:

постановлением судьи Заводского районного суда г. Орла от 7 сентября 2021 года юридическое лицо - Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, подданной в Орловский областной суд, защитник Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» В.С.С. просит отменить решение судьи районного суда и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях данного юридического лица состава вмененного административного правонарушения.

Приводит довод о том, что в материалах дела не имеется доказательств осуществления Социально-ориентированной автономной некоммерческой организацией содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» политической деятельности, а указанные в протоколе об административном правонарушении публикации на порталах, принадлежащих руководителю ликвидационной комиссии Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» ФИО3, не свидетельствуют об осуществлении политической деятельности данной организацией.

Указывает, что деятельность организации в области профилактики и охраны здоровья граждан не может расцениваться как политическая, в связи с чем, Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» не подлежала включению в реестр иностранных агентов.

Полагает, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» нарушены положения статей 14, 10 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Обращает внимание на допущенное должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении нарушения требований Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 №456.

Отмечает, что акт проверки не подписан должностным лицом, участвовавшим в проведении проверки – заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Романенко А.А., должностное лицо не участвовало при составлении акта.

Ссылается на то, что протокол об административном правонарушении от 27.04.2021 №00115721 был направлен в адрес Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» только 12.05.2021, т.е. с нарушением трехдневного срока, установленного ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ; должностным лицом не представлено доказательств направления в адрес Организации надлежащим образом заверенной копии распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 14.10.2020 №200-р.

Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, выслушав защитника Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» В.С.С., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области Г.Е.В., полагавшей, что постановление судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

По смыслу приведенной нормы, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия - неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества (ред. от 8 июня 2020 г.).

Таким образом, для признания некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.

Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе проведенной в период с 19 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года внеплановой документарной проверки деятельности Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС», установлено, что данная организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, но при этом с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилась.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 27 апреля 2021 года заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации Романенко А.А. протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ в отношении Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС».

Постановлением судьи Заводского районного суда г. Орла от 7 сентября 2021 года юридическое лицо - Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ и вина Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 27.04.2021 №00115721, в котором изложены обстоятельства совершения юридическим лицом вмененного административного правонарушения (л.д.4-6); актом о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица (л.д.25-26); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.17-24); распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о государственной регистрации Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС», создаваемой путем реорганизации от 22.04.2019 №131-р (л.д.29); распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области от 14.10.2020 №200-р «О проведении внеплановой документарной проверки Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» (л.д.47-51); актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 10.11.2020 (л.д.32-46); распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 21.12.2020 №1250-о о включении в реестр некоммерческих организацией, выполняющих функции иностранного агента Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» (л.д.52) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для переоценки представленных доказательств не имеется.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Деяние Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» правильно квалифицировано судьей районного суда по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

Постановление о привлечении юридического лица - Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ соответствует статье 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 19.34 КоАП РФ в соответствии с требованиями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Таким образом, юридическое лицо - Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

Доводы, приведенные в жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в состоявшемся по делу судебном акте и не ставят под сомнение наличие в деянии Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Несогласие защитника Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» В.С.С. с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судьей первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.

Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Заводского районного суда г. Орла от 7 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Социально-ориентированной автономной некоммерческой организации содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» В.С.С. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья областного суда И.Н. Сабаева

1версия для печатиДело № 12-164/2021 (Решение)