ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-164/2021УИД от 13.10.2021 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

№ 12-164/2021 УИД

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 октября 2021 года г. Облучье

Судья Облученского районного суда ЕАО Шлеверда Н.М.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ЕАО, проживающей по адресу: ЕАО, <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, занимающей должность ведущего специалиста 1 разряда организационно-правового отдела администрации Известковского городского поселения – руководителя контрактной службы (контрактного управляющего), с ее слов имеющей на иждивении двух несовершеннолетних детей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО составлены протоколы № об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1 по факту того, что в нарушение требований, установленных п. 6 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрацией муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО осуществлено определение начальной (максимальной) цены контрактов (далее – НМЦК) с применением нормативного метода, при возможности использования метода анализа рынка.

ДД.ММ.ГГГГ материалы дел об административном правонарушении № объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Постановлением заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой, в которой указала, что при проведении аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, одним из условий заказчика был год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором будут приобретаться квартиры, и он должен был быть не ранее ДД.ММ.ГГГГ года.

При определении метода определения НМЦК были выполнены действия по исследованию рынка путем изучения общедоступных источников информации, в результате чего выявлено, что рынок жилья, удовлетворяющий требованиям заказчика (жилищный фонд, расположенный на территории <адрес>, ранее ДД.ММ.ГГГГ года постройки), отсутствует, что подтверждается сведениями, опубликованными в АИС «Реформа ЖКХ», по году введения в эксплуатацию жилищный фонд не соответствует условиям закупки. Поставщиков, в том числе обладающих опытом поставок планируемого к закупке товара на территории <адрес>, не имеется, в связи с чем отправить запрос цен пяти таким поставщикам не имелось возможности (некому отправлять). При размещении запроса на официальном сайте органов местного самоуправления о предоставлении ценовой информации ценовые предложения также не поступили. Был осуществлен поиск ценовой информации в реестре контрактов, который был безрезультатным, так как закупки жилых помещений на территории <адрес> ранее никем не проводились и контракты не заключались. При осуществлении сбора и анализа общедоступной ценовой информации на сайтах в сети «Интернет»: информации о продаже жилых помещений в домах <адрес>, удовлетворяющих условиям и требованиям закупки заказчика, не найдено. В связи с изложенным, применить метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) не было возможности (нет рынка жилья). Данный момент Управлением Федерального казначейства по Еврейской автономной области не был принят во внимание. В обжалуемом постановлении, а также в протоколах об административном правонарушении указано, что метод анализа рынка не использован при его возможности, при этом имеется ли эта возможность в рамках административного дела УФК по ЕАО не доказано.

Кроме того, в протоколах об административном правонарушении указано, что при определении НМЦК не изучалась информация о кадастровой стоимости жилых помещений, в связи с чем, цена жилых помещений по контрактам превышает кадастровую стоимость квартир. Однако кадастровая стоимость недвижимого имущества применяется в целях налогообложения имущества в качестве налоговой базы при расчете налога на имущество. Как правило, кадастровая стоимость не совпадает с рыночной стоимостью имущества. По мнению ФИО1, возможности приобретения жилого помещения по его кадастровой стоимости не имеется, поскольку на момент объявления аукциона не известно, какая именно квартира будет приобретена по итогам аукциона.

Приобретение жилых помещений осуществлялось в рамках реализации Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 24.05.2019 № 147-пп (далее – Региональная адресная программа).

В соответствии с подразделом 8.1 Региональной адресной программы объем средств, необходимых для реализации программы, обосновывается исходя из предложений муниципальных образований, представленных в автоматизированной информационной системе Фонда, «АИС «Реформа ЖКХ», по результатам проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения (строительства) жилых помещений. Планируемая стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемых жилых помещений в Известковском городском поселении в соответствии с программой составляет 40 723,10 рублей в 2020 году. Оснований не доверять расчету, произведенному правительством ЕАО, и стоимости квадратного метра, приобретаемого для переселения граждан жилья, утвержденной постановлением правительства ЕАО от 24.05.2019 № 147-пп, не имеется. Данный нормативно-правовой акт является действующим и регулирует правоотношения по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем, при определении НМЦК были применены предельные цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений, установленные в рамках обоснования объема средств на реализацию программы (пп. 8.1). Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным, но не единственным. В связи с отсутствием рынка жилья и невозможностью получения информации о рыночных ценах идентичных и однородных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, был применен иной метод (нормативный). Нормативный метод определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренный ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не содержит конкретные случаи применения и не запрещает применять данный метод при приобретении жилых помещений.

Вместе с тем, Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, разработаны в целях оказания помощи заказчикам и носят рекомендательный характер.

ФИО1 считает, что УФК по ЕАО не доказано, что она совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Доводы, приведенные лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оставлены без надлежащей правовой оценки. ФИО1 совершены все действия для соблюдения порядка и формы обоснования НМЦК, в связи с чем, событие указанного административного правонарушения отсутствует. Также нет вины ФИО1 в том, что на территории <адрес> отсутствует рынок жилья после ДД.ММ.ГГГГ года постройки. В проведенной процедуре определения НМЦК нет ни события, ни состава противоправных виновных действий.

В связи с изложенным, постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным.

Просит суд отменить указанное постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

От заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО поступили возражения на жалобу ФИО1, согласно которым на основании приказа Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГод в администрации Известсковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области проведена выездная проверка в соответствии с пунктом 5 Плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области на ДД.ММ.ГГГГ год.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам выездной проверки руководителем проверочной группы начальником контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО вынесен акт выездной проверки в администрации Известсковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО составлено 8 протоколов об административном правонарушении №, предусмотренных ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП, в отношении должностного лица – ведущего специалиста 1 разряда организационно-правового отдела администрации Известковского городского поселения – руководителя контрактной службы (контрактного управляющего) ФИО1

В связи с тем, что в рамках одной проверки, в один временной период выявлены несколько однородных нарушений одних и тех же правил, подпадающих под одну статью КоАП РФ, то принято решение считать такие нарушения как одно правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов, и ДД.ММ.ГГГГ заместителем юридического отдела Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО вынесено определение об объединении административных дел в одно производство.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, которое ДД.ММ.ГГГГ лично под роспись получено лицом, отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы ФИО1 не состоятельны по следующим основаниям:

В ходе проверки выявлено нарушение требований, установленных п. 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрацией осуществлено определение НМЦК с применением нормативного метода, при возможности использования метода анализа рынка по заключенным 8 муниципальным контрактам на приобретение 8 квартир на общую сумму 19 428 991,01 рублей.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен единый порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг, размещения заказов и иных целях.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод, при этом установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 настоящей статьи.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

На основании ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится, в том числе и информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

По применению методов определения (начальной) максимальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик должен руководствоваться ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Методическими рекомендациями по применению методов определения (начальной) максимальной цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации № 567).

Распоряжением администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГл ФИО1 назначена на должность муниципальной службы ведущего специалиста 1 разряда организационно-правового отдела администрации муниципального образования «Известковского городского поселения».

Постановлением администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ создана контрактная служба, утверждено Положение (регламент) о контрактной службе, а также утвержден ее состав.

Подпунктом 4 пункта 10 Раздела 1 Положения (регламента) о контрактной службе в администрации муниципального образования «Известковское городское поселение», утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, регламентированы функциональные обязанности контрактной службы, где обоснование начальной (максимальной) цены контракта возложены на контрактную службу.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области внесены изменения в состав муниципальных служащих администрации, выполняющих функции контрактной службы, утвержденный постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ведущий специалист 1 разряда организационно-правового отдела администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области ФИО1 выполняет функции руководителя контрактной службы (контрактный управляющий).

ФИО1 осуществила закупку без фактического изучения функционирующего рынка и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, а также неиспользования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), об этом свидетельствуют документы, представленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, в частности: запрос на предоставление ценовой информации от ДД.ММ.ГГГГ б/н, адресованный потенциальным поставщикам, опубликован на официальном сайте администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области. При этом он не содержит наименования конкретных потенциальных поставщиков, которым был адресован запрос. Запрос с наименованиями конкретных поставщиков следовало направить не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»), а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ЕИС). Также необходимо было осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками в течение последних трех лет, согласно рекомендациям, приведенным в приложении № 2 к Методическим рекомендациям № 567.

Таким образом, ФИО1 не соблюдены требования, установленные п. 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, заместитель начальника юридического отделения просит суд оставить постановление Управления Федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу по приведенным в ней доводам, дополнительно указала, что поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных с заказчиками, не мог быть осуществлен, поскольку администрацией Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО ранее не приобретались жилые помещения. Также отсутствовала возможность направления запроса с наименованиями конкретных поставщиков не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»), поскольку информации о таких поставщиках в свободном доступе не имелось, о чем представлена подтверждающая информация при рассмотрении дела об административном правонарушении. На территории Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО имеется один жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, остальные жилые дома введены в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ г.г. Два многоквартирных дома по <адрес> и , введенные в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, признаны аварийными. Сведений о поставщике, с которым заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений (квартир) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, также не имелось, поскольку поставщик ранее не участвовал в закупках для нужд администрации муниципального образования.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и представленных возражений, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Частью 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки выявлено нарушение требований, установленных п. 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрацией осуществлено определение НМЦК с применением нормативного метода, при возможности использования метода анализа рынка по заключенным 8 муниципальным контрактам на приобретение 8 квартир на общую сумму 19 428 991,01 рублей. По итогам электронного аукциона между администрацией Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО и ООО «Строительная компания «Рус Гео» заключены муниципальные контракты: от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 1), на сумму 2 728 447,70 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 2), на сумму 2 121 679,51 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 3), на сумму 2 769 170,80 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 4), на сумму 2 728 447,70 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 5), на сумму 2 117 601,20 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 6), на сумму 2 728 447,70 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 7), на сумму 2 117 601,20 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 8), на сумму 2 117 601,20 рублей. Согласно аукционной документации «Приобретение жилого помещения (квартиры) в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ (Лот 1, Лот 2, Лот 3, Лот 4, Лот 5, Лот 6, Лот 7, Лот 8)» в приложении «Обоснование НМЦК» в целях эффективного использования бюджетных средств и необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована заказчиком посредством применения нормативного метода (отсутствие нормирования, требований (в том числе предельные цены) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных и муниципальных органов для планируемого к закупке товара). Стоимость 1 квадратного метра жилья определена в размере 40 723,10 рублей в соответствии с подразделом 8.1 государственной программы «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением правительства ЕАО № 147-пп от 24.05.2019. Администрацией Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО, а именно контрактной службой фактически анализ рынка по определению НМЦК на приобретение жилых помещений не производился, а именно: запрос на предоставление ценовой информации от 31.08.2020 б/н, адресованный потенциальным поставщикам, опубликован на официальном сайте администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО, хотя запрос следовало направить не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»), а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ЕИС). Также необходимо было осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками в течение последних трех лет, согласно рекомендациям, приведенным в приложении № 2 к Методическим рекомендациям № 567.

Вместе с тем, из представленных материалов дела об административном правонарушении не установлена возможность ФИО1 использования метода анализа рынка по заключенным муниципальным контрактам. В деле об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что на территории Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО имеется не менее пяти поставщиков, в том числе обладающих опытом поставок планируемого к закупке товара, которым имелась возможность направить запрос на предоставление ценовой информации, а также отсутствуют сведения о том, что в реестре контрактов имелась информация о стоимости жилых помещений, соответствующих требованиям закупки.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 – 11 настоящей статьи.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Как установлено ч. 18 ст. 22 названного Федерального закона, к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами; информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами; информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах; информация о котировках на электронных площадках; данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг; информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях; информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств; информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

При этом частью 12 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы.

Соответственно, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит запрета на использование иного метода для определения НМЦК, кроме метода сопоставимых рыночных цен.

Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. При применении нормативного метода НМЦК определяется как произведение предельной цены единицы товара (работы, услуги), установленной в рамках нормирования, и количества закупаемого товара (работ, услуг).

При этом, как установлено пунктом 4.4 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, нормативный метод может применяться для определения НМЦК (если цена товара, работы, услуги нормируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 обращалась к интернет-сайтам с целью осуществления сбора и анализа сведений о рынке и ценах на идентичные (однородные) товары, что подтверждается скриншотами публикаций в сети «Интернет», скриншотами АИС «Реформа ЖКХ», разместила запрос на предоставление ценовой информации от ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО. Согласно протоколу по итогам исследования рынка (анализ рынка) от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием возможности провести анализ рынка жилья, удовлетворяющего требованиям заказчика, комиссией принято решение применить стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемых жилых помещений в Известковском городском поселении, утвержденную постановлением правительства ЕАО от 24.05.2019 № 147-пп. В соответствии с подразделом 8.1 постановления правительства ЕАО от 24.05.2019 № 147-пп «Об утверждении государственной программы «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на период 2019-2025 годов» общий объем средств рассчитывается как произведение предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и площади жилых помещений, подлежащих расселению в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень аварийных многоквартирных домов государственной программы. Планируемая стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений в Известковском городском поселении Облученского муниципального района ЕАО в 2020 году составила 40 723,10 рублей.

При таких обстоятельствах, доводы должностного лица Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области о том, что ФИО1 осуществила закупку без фактического изучения функционирующего рынка и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения опровергаются материалами дела об административном правонарушении, которые не содержат доказательств, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая вышеизложенное, постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.М. Шлеверда