ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-164/2022 от 04.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-164/2022

РЕШЕНИЕ

г.Иваново 4 июля 2022 года

Судья Ленинского районного суда г.Иваново Улыбин А.С., с участием защитников Витюлевой Г.А., Бубнова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО от /дата/ ФИО1, как должностное лицо – директор Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, освобождён от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в связи с малозначительностью на основании ст.2.9 КоАП РФ, производство по делу прекращено.

Постановлением установлено, что ФИО1 совершил нарушение порядка и условий предоставления гранта, установленных пунктом 3 Порядка предоставления грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Ивановской области от 17.05.2019 №175-п (Далее – Порядок №175-п), а именно заключил без проведения отбора получателя гранта «Агростартап» в порядке, установленном пунктом 2 Порядка № 175-п, в отсутствие протокола заседания конкурсной комиссии, предусмотренного пунктом 3.2 Порядка № 175-п: дополнительное соглашение от 25.11.2020 г. №30-2020-00442/2 к Соглашению от 01.07.2020 г. с ИП КФХ ФИО, включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 186323 рублей, и дополнительное соглашение от 04.02.2021 г. №30-2020-00447/2 к Соглашению от 01.07.2020 г. №30-2020-00447 с ИП КФХ ФИО, включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 64822 рублей, что повлекло нарушение п.7 ст.78 Бюджетного кодекса РФ.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Иваново, ФИО1 просит постановление изменить, исключив из постановления указание на нарушение порядка и условий предоставления гранта и вину ФИО1, и заменив основание прекращения производства по делу на отсутствие состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что внесённые дополнительными соглашениями изменения в назначение средств гранта способствовали реализации проектов создания и развития КФХ, положительно скажутся на выполнении плановых показателей деятельности КФХ, предусмотренных проектом создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства и представляются экономически обоснованными. Изменение перечня затрат не нарушает нормативных правовых актов, а способствует достижению наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объема средств, что является принципом эффективности использования бюджетных средств (ст.34 БК РФ). Право определения (корректировки, изменения) плана расходов, исходя из необходимости достижения наилучшего результата реализации проекта создания и развития КФХ, принадлежит участнику отбора, а не конкурсной комиссии. Порядок 175-п не содержит требования о проведении в данном случае ещё одного отбора, поскольку отбор уже произведён, бюджетные ассигнования по данному направлению распределены. Выводы должностного лица в обжалуемом постановлении о том, что «скорректированный план расходов.. . должен содержать все заявленные на отбор затраты», «при этом корректировке подлежит сумма гранта по итогам заседания конкурсной комиссии», а также о том, что «Порядок №175-п не даёт права победителю отбора изменять план расходов, рассмотренный на заседании конкурсной комиссии, в том числе в части направлений расходования гранта, запрашиваемой суммы гранта, а также суммы гранта, утверждённой протоколом комиссии» обоснованными не являются. Порядок №175-п не содержит нормы о том, что скорректированный план расходов должен содержать только заявленные на отбор затраты, а также о том, что корректировке плана расходов подлежит только сумма гранта по направлениям расходов по итогам заседания комиссии. Протоколы заседания конкурной комиссии от /дата/, /дата/, /дата/, /дата/ определяют размер гранта ФИО и ФИО каждому в сумме 1081822 рублей, при этом сумма гранта с разбивкой по позициям плана расходов конкурсной комиссией не определяется. Право определения плана расходов (корректировки плана расходов) принадлежит участнику отбора, а не конкурсной комиссии, равно как и корректировка плана расходов, исходя из суммы выделенного гранта. Согласно Порядку №175-п отбор проходят не мероприятия, а проекты создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, которые не содержат в своём составе направлений расходования средств гранта (плана расходов гранта) в соответствии с приказом Департамента от 26.02.2020 г. №45 «Об утверждении формы проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства». Получатель гранта вправе направлять в адрес Главного распорядителя предложения о внесении изменений в Соглашение в соответствии с пунктом 7.3 Соглашения, в том числе в случае установления необходимости изменения размера гранта, с приложением информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данного изменения (пункт 4.4.1 Соглашения). Главный распорядитель вправе принимать решение об изменении условий Соглашения в соответствии с пунктом 7.3 Соглашения, в том числе на основании информации и предложений, направленных Получателем. Право определения плана расходов (корректировки плана расходов), исходя из необходимости достижения наилучшего результата реализации проекта создания и развития КФХ, принадлежит участнику отбора, а не конкурсной комиссии. Порядок №175-п не содержит требования о проведении в данном случае еще одного отбора, а также о запрете изменения плана расходов в процессе реализации проекта создания и развития КФХ и, соответственно, о внесении изменения в Соглашение путем заключения дополнительного соглашения. Оснований для проведения повторного отбора не имеется, поскольку лимит бюджетных ассигнований распределён в полном объеме протокол конкурсной комиссии от 19.03.2020 г). По общему правилу гранты предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату, и получатели грантов не обязаны возвращать часть суммы грантов ввиду образовавшейся экономии средств гранта в случае необходимости изменения наименования затрат.

Надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения жалобы начальник Службы государственного финансового контроля в Ивановской области ФИО в судебное заседание не явились.

ФИО1 в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не представил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании защитникам Витюлевой Г.А., Бубнову С.А. разъяснены положения ст.25.5 КоАП РФ, отводов и ходатайств заявлено не было. Защитники поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просили её удовлетворить. Обратили внимание, что сумма гранта, назначение которой было изменено, входит в общую сумму гранта, которая определена без «разбивки» на суммы. Пункт 7.3.1.2 Соглашения о предоставлении гранта, заключённого с грантополучателями, позволяет изменение перечня затрат получателя.

Допрошенная в судебном заседании начальник отдела контроля за использованием средств областного бюджета органами власти Службы государственного финансового контроля Ивановской области Г. показала, что Черкесов, как должностное лицо Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, не обладает правом подписывать дополнительные соглашения с получателями грантов в нарушение положений о целях выделенных средств. Возможность изменения целей выделенных грантов не предусмотрена.

Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела правовой, организационно-кадровой и административной работы Службы государственного финансового контроля Ивановской области К. в судебном заседании и в письменных возражениях указала следующее. Механизм выделения гранта установлен пунктами 1.6, 1.7, 2.3, 2.8, 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.4 Порядка № 175-п. Согласно пункту 1.6 Порядка отбор получателей грантов проводится конкурсной комиссией. В частности, члены конкурсной комиссии в соответствии с подпунктами б), в) пункта 2.3 Порядка рассматривают проект развития крестьянского (фермерского) хозяйства на срок не менее 5 лет, план расходов гранта, поданные участниками отбора. Согласно пункту 1.7 Порядка проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства оценивается каждым членом конкурсной комиссии, присутствующим на заседании конкурсной комиссии. Пунктом 2.8 Порядка установлено, что конкурсная комиссия: рассматривает и оценивает заявки и документы в соответствии с критериями конкурсного отбора; проводит очное собеседование с участниками отбора; определяет победителей отбора путём ранжирования его участников в порядке убывания набранных баллов. Из пункта 2.8 Порядка также следует, что протокол заседания конкурсной комиссии содержит информацию о результатах проведения отбора, в том числе перечень участников конкурсного отбора, их оценку в соответствии с критериями отбора, о размерах предоставляемых грантов и их получателях, и размещается не позднее 2 рабочих дней, следующих за днём проведения заседания конкурсной комиссии, на официальном сайте Департамента в сети Интернет, что является уведомлением участников отбора о его результатах. Подпунктом г) пункта 3.4 Порядка определено, что размер гранта, предоставляемого конкретному получателю гранта «Агростартап», определяется конкурсной комиссией с учётом собственных средств получателя гранта и его плана расходов в целях, указанных в настоящем пункте, и не может быть выше максимального размера гранта. Порядок -п не даёт права победителю отбора при заключении соглашений изменять план расходов гранта, рассмотренный на заседании конкурсной комиссии, в том числе в части направлений расходования гранта, запрашиваемой суммы гранта, а также суммы гранта, утверждённой протоколом комиссии. При заключении соглашений в порядке, предусмотренном пунктом 3.2.1 Порядка, дополнительных соглашений, Департаменту не дано права для пересмотра решений конкурсной комиссии и (или) принятия самостоятельных решений о выделении средств гранта на мероприятия, не прошедшие отбор. В силу пункта 5.2.3 Порядка в случае, если средства гранта «Агростартап» не освоены в течение 18 месяцев со дня получения указанных средств, неиспользованный остаток средств подлежит возврату. Расходование средств гранта по возможным направлениям затрат, но не по тем, которые прошли конкурсный отбор по результатам заседания конкурсной комиссии в установленном порядке, на основании единоличного (по договоренности с получателями гранта) принятия руководителем Департамента ФИО1 решения при отсутствии правовых оснований об изменении направлений затрат свидетельствует о нарушении порядка и условий предоставления бюджетных средств, предусмотренных БК РФ, нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав защитников и свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

В соответствии с п.7 ст.78 Бюджетного кодекса РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления данных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, если этот порядок не определен указанными выше решениями, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ивановской области от 17.05.2019 г. №175-п (действовавшим до 18.03.2021 г.) был утверждён Порядок предоставления грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пункта 3.2 Порядка №175-п решение о предоставлении гранта «Агростартап» либо об отказе в его предоставлении принимается Департаментом с учётом протокола заседания конкурсной комиссии в течение 2 рабочих дней со дня представления получателями гранта «Агростартап» документов, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка (в том числе скорректированный план расходов гранта с учётом суммы гранта «Агростартап» по итогам заседания конкурсной комиссии), и оформляется распоряжением Департамента.

При этом, в соответствии с пунктом 2.8 Порядка конкурсная комиссия Департамента: рассматривает и оценивает заявки и документы в соответствии с критериями конкурсного отбора; проводит очное собеседование с участниками отбора, допущенными к участию в отборе; определяет победителей отбора путем ранжирования участников отбора в порядке убывания набранных баллов в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Порядка.

Из представленных материалов следует, что ФИО1, являющийся должностным лицом – директором Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, нарушил порядок и условия предоставления гранта, установленные пунктом 3 Порядка №175-п, заключив дополнительные соглашения от /дата/ к Соглашению от /дата/ с ИП КФХ ФИО, включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 186323 рублей; и от /дата/ к Соглашению от /дата/ с ИП КФХ ФИО, включающее в себя затраты на приобретение крупного рогатого скота в сумме 64822 рублей.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от /дата/; законом Ивановской области от 16.12.2019 № 75-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013№ 451-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области»; Постановлением Правительства Ивановской области от 17.05.2019 г. №175-п «Об утверждении Порядка предоставления грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства»; приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области «О создании конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки» от 09.01.2020 г.; протоколом заседания конкурсной комиссии по отбору проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для предоставления им грантовой поддержки по отбору получателей грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и (или) развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.05.2020 г.; заявками на участие в отборе получателей гранта «Агростартап» от 28.04.2020 г. и от 14.05.2020 г. (глав КФХ ФИО и ФИО соответственно), проектами создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО и ФИО; Соглашениями о предоставлении гранта «Агростартап» от /дата/ и (с дополнительными соглашениями); планами расходов гранта «Агростартап», представленными ФИО и ФИО, и изменёнными перечнями затрат гранта; заявками на кассовый расход; выпиской из акта выездной проверки от /дата/; постановлением Правительства Ивановской области от 17.11.2012 № 439-п «Об утверждении Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области».

Собранные по делу доказательства были оценены должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что внесённые дополнительными соглашениями изменения в назначение средств гранта не нарушают порядок и условия его предоставления, и не противоречат положениям Порядка №175-п, состоятельным не является. Процедура согласования перечня расходов грантополучателем достигается установленным Порядком №175-п механизмом рассмотрения конкурсной комиссией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области и оценки ею поданной заявки и иных документов в соответствии с критериями конкурсного отбора.

Порядком №175-п Департаменту не предоставлена возможность изменения решений конкурсной комиссии относительно назначения выделенных средств гранта на мероприятия, не согласованные конкурсной комиссией.

Наличие в Соглашении о предоставлении из бюджета Ивановкой области гранта «Агростартап» пункта 7.3.1.2, который предусматривает возможность изменения соглашения при принятии Предоставителем решения об изменении перечня затрат Получателя по обращению последнего, не опровергает тех требований, которые установлены порядком №175-п, и, фактически, ему противоречит.

Довод жалобы о том, что гранты предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату, и получатели грантов не обязаны возвращать часть суммы грантов ввиду образовавшейся экономии средств гранта в случае необходимости изменения наименования затрат противоречит положениям пункта 5.2.3 Порядка №175-п, согласно которого в случае, если средства гранта «Агростартап» не освоены в течение 18 месяцев со дня получения указанных средств, неиспользованный остаток средств подлежит возврату.

Таким образом, заключенные директором Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области ФИО1 дополнительные соглашения также противоречили закреплённым в Порядке №175-п условиям предоставления грантов.

В связи с изложенным действия ФИО1 верно были квалифицированы должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения начальник службы государственного финансового контроля Ивановской области пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с вынесением устного замечания.

Каких-либо существенных нарушений, влекущих безусловную отмену или изменение постановления начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО от /дата/г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Улыбин А.С.