ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-164/2023 от 19.10.2023 Балахнинского городского суда (Нижегородская область)

Дело №12-164/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

г. Балахна 19 октября 2023 года

Судья Балахнинского городского суда Нижегородской области Васильева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Железовой на постановление исполняющего обязанности начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – главный бухгалтер ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» Железова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Железова обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы Железова указала, что при рассмотрении дела были существенно нарушены нормы КоАП РФ, а именно, не было удовлетворено ее ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ об отложении рассмотрения дела, ей не была предоставлена возможность ознакомления с вновь поступившими материалами дела, с которыми она ранее не знакомилась, тем самым было нарушено ее право на защиту. Полагает, что у административного органа имелись основания для применения положений ст.ст.3.4 и 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение. Считает, что в ее действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку на момент составления соответствующего отчета первичные учетные документы (заверенные договора или соглашения) в отдел бухгалтерского учета не поступали, доказательств обратного в деле нет, договора аренды и объяснения по ним при проверке предоставлял юрисконсульт, поэтому в соответствии с пунктом 5 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ она не подлежит привлечению к административной ответственности. Доказательства того, что именно она отправила отчетность с искаженными данными, также отсутствуют. Обязанность по ведению бухгалтерского учета была возложена на нее соответствующим приказом главного врача только ДД.ММ.ГГГГ, до этой даты ответственность за ведение бухучета лежала на руководителе учреждения. Главврач препятствовал ей выполнять трудовые функции контроля за составлением достоверной отчетности, путем закрытия доступа в программу 1С. Ответственность за достоверность отчетности с нее была снята. Полагает, что министерство здравоохранения Нижегородской области предоставило недостоверные сведения по расчету арендной платы.

В судебном заседании Железова доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснив, что, согласно ответа из Министерства здравоохранения Нижегородской области, отчет был предоставлен 21 января, тогда как в постановлении датой совершения правонарушения указано 19 января, поэтому она считает, что её вины нет.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, извещенное надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, о чем в деле имеются данные, в судебное заседание не явилось, в представленном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии должностного лица.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в судебном заседании лиц и, обсудив доводы жалобы, суд установил следующее.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

При этом в силу примечания 3 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в числе прочего, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей; не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей (подпункт 1).

Из обжалуемого постановления и материалов дела следует, что приказом ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГЖелезова назначена на должность главного бухгалтера.

Согласно приказа ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, на главного бухгалтера Железову возложено ведение бухгалтерского учета.

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Документы в области регулирования бухгалтерского учета определены статьей 21 Федерального закона № 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона №402-ФЗ, приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2016 №258н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», который применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее - объекты учета аренды), а также при раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об указанных объектах бухгалтерского учета.

Согласно п.24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» предстоящие доходы от предоставления права пользования активом признаются в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды.

В соответствии с пунктом 18 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 года N 33н (далее - Инструкция), в строке 250 Баланса государственного (муниципального) учреждения (далее также - Баланс) отражается сумма остатков по счетам 020500000 "Расчеты по доходам", 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" в части дебиторской задолженности по платежам в доход учреждения.

Согласно пункта 19 Инструкции в строке 510 Баланса государственного (муниципального) учреждения отражается остаток по счету 040140000 "Доходы будущих периодов".

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий в подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области учреждениях на 2022 год и на основании приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 18 января 2022 года должностными лицами названного органа проведена плановая проверка соблюдения ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" действующего законодательства при осуществлении деятельности; контроль правомерного, эффективного использования бюджетных средств и имущества.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ составлена справка, в которой указано о том, что в нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ, пункта 24 Стандарта, пунктов 18, 19 Инструкции в связи с неотражением арендных платежей за весь срок пользования объектами по счетам бухгалтерского учета 2.205.21 и 2.401.40 ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" допущены искажения показателей в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на 1 января 2022 года, а именно:

1. Показатели в графе 10 "Итого" строки 250 "Дебиторская задолженность по доходам (020500000, 020900000") занижены на <данные изъяты> руб., а именно: отражено <данные изъяты> руб., следовало отразить <данные изъяты>

Указанное искажение привело к искажению информации на 1 января 2022 года об активах в Балансе: в графе 10 "Итого" строки 350 Баланса отражено <данные изъяты> руб., следовало отразить <данные изъяты> руб. Искажение составило 1 <данные изъяты> руб. или 0,3%;

2. Показатели в графе 10 "Итого" строки 510 "Доходы будущих периодов (04014000)" занижены на <данные изъяты> руб., а именно: отражено <данные изъяты> руб., следовало отразить в размере <данные изъяты> руб.

Указанное искажение привело к искажению информации на 1 января 2022 года об обязательствах в Балансе: в графе 10 "Итого" строки 550 Баланса отражено <данные изъяты> руб., следовало отразить <данные изъяты> руб. Искажение составило <данные изъяты> руб. или 0,2%.

Согласно абз.3 пп.1 п.3 примечания к ст.15.15.6 КоАП РФ, под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Таким образом, искажения информации об активах Баланса (ф.0503730) на ДД.ММ.ГГГГ на 0,3% или <данные изъяты> руб., об обязательствах на 0,2% или <данные изъяты> руб. являются значительными.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного бухгалтера ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" Железовой постановлением должностного лица административного органа к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов дела и постановления исполняющего обязанности начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, дата совершения правонарушения установлена ДД.ММ.ГГГГ,

В материалах дела имеется протокол выгрузки отчетности ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГГГ, который не позволяет установить дату представления учреждением указанного Баланса (ф. 0503730) в министерство здравоохранения Нижегородской области.

В материалах дела не содержится объективных данных, подтверждающих то, что ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" был направлен Баланс государственного (муниципального) учреждения за 2021 год (ф. 0503730) в министерство здравоохранения Нижегородской области.

В ходе судебного разбирательства министерством здравоохранения Нижегородской области на судебный запрос о предоставлении сведений о дате предоставления ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» Баланса государственного (муниципального) учреждения за 2021 год (ф.0503730) был предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого срок сдачи второго этапа отчетности по форме 0503730, установлен ДД.ММ.ГГГГ, данная форма была выслана ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного бухгалтера П

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, кроме прочего, подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вместе с тем требования указанных норм должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты, что не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Выводы о виновности Железовой в совершении инкриминируемого правонарушения должностное лицо сделало при отсутствии достоверной информации о том, что ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" был направлен Баланс государственного (муниципального) учреждения за 2021 год (ф. 0503730) в министерство здравоохранения Нижегородской области.

Таким образом, должностным лицом другим доказательствам по делу оценка не была дана, дополнительные материалы запрошены и исследованы не были.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что постановление по делу об административном правонарушении должно содержать оценку доводов лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Данным критериям обжалуемое постановление не соответствует.

Суд полагает, что выводы о виновности Железовой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, имевшем место ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом сделаны преждевременно в условиях наличия неустраненных сомнений в виновности лица.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание, что ко дню рассмотрения жалобы в суде установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 названного Кодекса, не истек, дело подлежит возвращению правомочному должностному лицу на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении должностного лица – главного бухгалтера ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» Железовой, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в орган, должностному лицу правомочному рассмотреть дело – в Министерство финансов Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья О.В. Васильева