Материал № 12-165/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Слободской Кировской области 21 ноября 2018 года
Судья Слободского районного суда Кировской области Воробьева Т.В., при секретаре Поповой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора акционерного общества «Слободской машиностроительный завод» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства охраны окружающей среды в Кировской области ФИО2 № 2-139-62/п от 10.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), в отношении акционерного общества «Слободской машиностроительный завод»
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства охраны окружающей среды в Кировской области ФИО2 № 2-139-62/п от 10.10.2018 юридическое лицо акционерное общество «Слободской машиностроительный завод (далее по тексту АО «Слободской машиностроительный завод», Общество, АО «СМСЗ»), ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, привлечено к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
На данное постановление директором АО «Слободской машиностроительный завод» ФИО1 подана жалоба, в которой указано, что никакой угрозы охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровью людей, безопасности государства данное правонарушение не причинило, в связи с чем, ФИО1 просит признать данное административное правонарушение малозначительным, применить положения ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «Слободской машиностроительный завод» ФИО3 на жалобе настаивает, пояснил, что актуализация сведений об объеме и массе выбросов на предприятии производится с помощью «Модуля природопользователя». По внесенному объекту АО «СМСЗ», в «Модуле природопользователя» заполнялись декларации, отчеты и расчеты. Данный объект не поддается актуализации из-за связанных файлов с другими отчетами. Поэтому техническое обеспечение данной программы не дает актуализировать данные об объекте. Центр технической поддержки «Модуля природопользования» находится в Москве. В настоящее время экологом АО «СМСЗ» проводится работа по актуализации «Модуля природопользователя», а именно им направлены электронные письма в адрес технической поддержки по вопросу решения данной проблемы. К указанному в предписании государственным инспектором сроку, 04.02.2019, АО «СМСЗ» устранит выявленные нарушения, и предоставит сведения для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства охраны окружающей среды в Кировской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на жалобу просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что обжалуемое постановление считает законным и обоснованным. В ходе проведения плановой выездной проверки в АО «Слободской машиностроительный завод» выявлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность на основании законодательства РФ и в соответствии с Уставом, утвержденным Общим собранием акционеров ОАО «Слободской машиностроительный завод», протокол № 1 от 19.05.2002. Основной целью создания Общества, согласно Уставу, является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Основным видом деятельности Общества, согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц, является обработка металлических изделий механическая. Также заявлено 20 дополнительных видов деятельности не запрещенных законом. Генеральным директором Общества назначен ФИО1. Вступление в должность генерального директора с 01.07.2018. Обществом 30.12.2016 подана заявка и поставлен на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - Производственная территория № 1. Обществом получено видетельство о постановке объекта негативного воздействия на окружающую среду № A05GRR1Z от 23.01.2017. При указании сведений об объеме и массе выбросов загрязняющих веществ использованы сведения из разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 30-068 от 20.03.2012, срок действия которого на момент проверки истек. С 18.10.2017 Общество осуществляет выбросы (вредных) загрязняющих веществ на основании разрешения от 18.10.2017 № 30-81. Вместе с тем, актуализация сведений, в части сведений об объеме и массе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, в течении 6 месяцев, а именно до 10.04.2018, Обществом не проведена, что является нарушением п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Таким образом, в действии (бездействии) юридического лица по невыполнению обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений об объектах, oказывающих негативное воздействие на окружающую среду, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, то есть невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учетных сведений. Местом совершения указанного правонарушения является юридический адрес Общества: 613154, <...>. Временем совершения правонарушения является 11.04.2018. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении не истек. Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, юридическое лицо не оспаривает, вину признает. При назначении административного наказания юридическому лицу были учтены характер и степень противоправности деяния, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств: признание вины, раскаяние в содеянном, совершение административного правонарушения впервые и непреднамеренность действий. Оснований для прекращения административного производства по ч. 2.9 КоАП РФ не усмотрено, так как правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения экологической безопасности, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия или отсутствий наступивших вредных последствий. Требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения. Угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в нарушении установленного законом порядка и неисполнении обязанностей в сфере экологической безопасности.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны в течение двух лет с момента вступления в силу указанного закона (01 января 2015 года) поставить такие объекты на государственный учет в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, то есть до 01.01.2017.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.
На основании части 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с п.2.1.4 ч.2 Методических рекомендаций по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр, утвержденных письмом Росприроднадзором 16.03.2017 N АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган: актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по статье 8.46 КоАП РФ явился акт плановой выездной проверки АО «Слободской машиностроительный завод» от 28.09.2018, проведенной уполномоченным должностным лицом – старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО4 и в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании приказа главного государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО5 от 11.07.2018 №139-62/п «О проведении плановой выездной проверки акционерного общества «Слободской машиностроительный завод».
Согласно акту проверки №139-62/п от 28.09.2018 установлено, что Обществом 30.12.2016 подана заявка и поставлен на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - Производственная территория №1. Обществом получено свидетельство о постановке объекта негативного воздействия на окружающую среду №A05GRR1Z от 23.01.2017. При указании сведений об объеме и массе выбросов загрязняющих веществ использованы сведения из проекта ПДВ, разработанного в 2011 году и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 30-068 от 20.03.2012, срок действия которого истек 19.03.2017. В 2017 году Обществом разработан новый проект ПДВ и с 18.10.2017 Общество осуществляет выбросы (вредных) загрязняющих веществ на основании разрешения от 18.10.2017 № 30-81. Вместе с тем, актуализация сведений, в части сведений об объеме и массе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, в течении 6 месяцев, а именно до 10.04.2018, Обществом не проведена, что является нарушением п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По выявленному нарушению 28.09.2018 выдано предписание №139-62/п об устранении выявленного нарушения в срок до 04.02.2019, а в отношении АО «Слободской машиностроительный завод» с участием представителя ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, результатом рассмотрения которого явилось обжалуемое постановление.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении №2-139-62/п от 28.09.2018 (л.д.33-34);
- приказом о проведении плановой выездной проверки ОАО «Слободской машиностроительный завод» ИНН<***> №139-62/п от 11.07.2018 (л.д.75-76);
- актом проверки №139-62/п от 28.09.2018 (л.д.35-41);
- сведениями из реестра ПТО УОНВОС на объект АО «Слободской машиностроительный объект» ПТ «Производственная территория №1» (л.д.48-60);
- свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №AO5GRR1Z от 23.01.2017 (л.д.61);
- разрешением №30-81 от 18.10.2017 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с Приложением 1 (л.д.63-64);
- приказом №361 от 01.08.2017 с приложением 1 «Об установлении (утверждении) предельно допустимых выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО «СМСЗ» (л.д.65);
- разрешением №30-068 от 20.03.2012 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 1 (л.д.63-64);
- перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух для Промплощадки №1 ОАО «Слободской машиностроительный завод» (л.д.69-71).
Фактические обстоятельства дела АО «Слободской машиностроительный завод» не оспариваются.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по данному делу старший государственный инспектор Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 с соблюдением требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ пришла к обоснованному выводу о том, что юридическим лицом не были предприняты своевременные и все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований в сфере экологической безопасности, поскольку о том, что актуализация сведений в используемой программе не происходит, юридическое лицо знало, однако мер к устранению данных нарушений своевременно не предприняло. Соответствующие выводы надлежащим образом мотивированы в состоявшемся по делу постановлении.
Таким образом, бездействие АО «Слободской машиностроительный завод», выразившееся в нарушении п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности АО «Слободской машиностроительный завод» соблюден, дело об административном правонарушении возбуждено правомочным лицом, вынесено в пределах срока, предусмотренного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.46 КоАП РФ.
Старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 обсужден вопрос о невозможности признания правонарушения малозначительным. Не усматриваю таковых оснований и при рассмотрении настоящей жалобы, так как объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ выступают общественные отношения, возникающие при обращении с объектами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды. В результате совершения указанного административного правонарушения нарушены права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, доводы АО «Слободской машиностроительный завод» о ненаступлении негативных последствий для экологии несостоятельны, так как состав административного правонарушения является формальным. Кроме того АО «Слободской машиностроительный завод» имело время для исполнения обязанности по выполнению требований п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства охраны окружающей среды в Кировской области ФИО2 № 2-139-62/п от 10.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «Слободской машиностроительный завод» оставить без изменения, жалобу директора акционерного общества «Слободской машиностроительный завод» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья - подпись Т.В.Воробьева