Дело № 12-165/2019
РЕШЕНИЕ
28 марта 2019 года г. Стерлитамак РБ
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Максютов Р.З. (<...> а), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО7 – Палатовой ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4 о привлечении юридического лицаООО «ФИО7 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4, юридическое лицо ФИО7» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Из постановления следует, что Башкирской природоохранной прокуратурой во исполнение п.4 плана работы на 2 полугодие 2018 года проведена проверка соблюдения ФИО7» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ФИО7» зарегистрировано по адресу: <адрес>, видом деятельности является сбор и обезвреживание отходов. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГФИО7» арендует у ФИО7» земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на производственной площадке которого установлены и эксплуатируются две инсинераторные установки: «Volkan 750» и «BRENER-300». В процессе обезвреживания медицинских отходов на указанных установках образуется отход – зола от сжигания медицинских отходов, относящийся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов к отходу 4 класса опасности. Согласно представленной ФИО7» информации, в 2018 году образовалось 1,014 т. отхода, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передан на утилизацию в ООО «Ареал». Проверкой установлено, что ФИО7» на образующийся в процессе деятельности отход – зона от сжигания медицинских отходов, паспорт не разработан.
Не согласившись с указанным постановлением защитникзащитник юридического ФИО7» ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, поскольку оно вынесено незаконно, так акт проверки соблюдения природоохранного законодательства должностным лицом был составлен ранее принятого решения о проведении проверки. Кроме того, в обосновании вопроса о привлечении к ответственности прокуратура ссылается на отсутствие паспорта отхода на золу. При проведении проверки, а также в процессе разбирательства, должностному лицу был представлен паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на отходы I-IV класса опасности. К паспорту были представлены доказательства направления в Росприроднадзор протокол анализа пробы, сопроводительное письмо. Имеющийся у ФИО7» паспорт является действующим, поскольку согласно правилам проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.8,9, паспорт действует бессрочно, внесение изменений не допускается.
В судебном заседании защитник ФИО2 ФИО18. – Палатова ФИО1доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что проверка ООО «БашМедОтходы» соблюдения природоохранного законодательства должностными лицами проведена с нарушением закона, решение о проведении проверки до ООО «БашМедОтходы» не было доведено до сведения субъекта проверки, что является грубым нарушением. Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ являтся недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушениями закона, оформлен до момента принятия решения о проведения проверки, к тому же он не представлялся руководителю ООО «БашМедОтходы». Должностным лицом не доказано событие и состав административного правонарушения в отношении ООО «БашМедОтходы».
Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО3 ФИО20., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, в судебном заседании пояснил, что юридическое лицо ФИО7» правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное им правонарушение. Пояснил, что доводы жалобы несостоятельны, поскольку паспорт отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО7» имелся, однако согласно действующему законодательству паспорт должен быть переоформлен в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№. Был добавлен новый вид отходов опасности. Кроме того, в акте проверки ООО «БашМедОтходы» была допущена техническая опечатка в дате оформлении акта проверки, надлежащей датой является ДД.ММ.ГГГГ.
Старший помощник прокурора <адрес>, ФИО4 ФИО24 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что юридическое лицо ФИО7» правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное им правонарушение.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как усматривается из материалов дела, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4, получено представителем юридического лицаДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок на обжалование указанного постановления подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее № 89-ФЗ) на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности») (далее Постановление Правительства № 712), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Определение класса опасности отхода, а так же его наименования осуществляется юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».
Согласно ч.2 ст. 11 № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В ч. 4 ст. 18 № 89-ФЗ указано, что юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (Приказ №50), проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Согласно п. 5 Приказа № 250, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемого количества образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Таким образом, основополагающим документом, определяющим весь перечень образующихся на предприятии отходов является приказ Росприроднадзора об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Из чего следует, что паспорт отхода разрабатывается только на те отходы I-IV класса опасности, которые указаны в утвержденных Росприроднадзором нормативах образования отходов и лимитов на их размещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Башкирской природоохранной прокуратурой во исполнение п.4 плана работы на 2 полугодие 2018 года проведена проверка соблюдения ООО «ФИО7 природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ФИО7» зарегистрировано по адресу: <адрес>, видом деятельности является сбор и обезвреживание отходов. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГФИО7» арендует у ФИО7» земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на производственной площадке которого установлены и эксплуатируются две инсинераторные установки: «Volkan 750» и «BRENER-300». В процессе обезвреживания медицинских отходов на указанных установках образуется отход – зола от сжигания медицинских отходов, относящийся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов к отходу 4 класса опасности. Согласно представленной ФИО7» информации, в 2018 году образовалось 1,014 т. отхода, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передан на утилизацию в ООО «Ареал». Проверкой установлено, что ФИО7 на образующийся в процессе деятельности отход – зона от сжигания медицинских отходов, паспорт не разработан.
Основанием для привлечения юридического лица ФИО7» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ послужило наличие вывода об отсутствии паспорта на вид отхода – зола от сжигания медицинских отходов. При этом, на момент проведения проверки, фактически данный паспорт у Общества ФИО7» был разработан и имелся в наличии на тот же вид отходов (с учетом изменений внесенных в связи с приведениям в соответствие с действующим ФККО), что подтверждается данными выше объяснениями, а так же приложенными документами.
Паспорт отходов, как документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности разработан на отходы I-IV класса опасности.
Согласно письму Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №АА-10-04-32/26588, природоохранным законодательством РФ, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.
Согласно определению «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», обработка отходов, имеющая целью исключение опасности или снижения ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием.
ФИО7» ведет деятельность по обезвреживанию медицинских отходов путем сжигания, в связи с чем, конечным продуктом является зола.
Согласно материалам дела, паспорт ФИО7» отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ составлен на золу от сжигания твердых отходов в инсинераторной установке и был представлен в органы Росприроднадзора.
С доводами должностного лица Управления Росприроднадзора по <адрес> о том, что юридическим лицом ФИО7» паспорт опасных отходов должен быть переоформлен в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ согласиться не может, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя по переоформлению действующих паспортов отходов образующихся в результате его деятельности.
Паспортизация отходов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» Обществом проведена.
Согласно п. 8 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013г. №, паспорт действует бессрочно, внесение изменений в паспорт не допускается.
Учитывая изложенное, выводы должностного лица о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не могут быть признаны обоснованными.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4, вынесенное в отношении юридического лица – директора по развитию ООО «БашМедОтходы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО7» – Палатовой ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4, вынесенное в отношении юридического лица –ФИО7» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить.
Производство по делу в отношении юридического лица ФИО7» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.
Судья подпись ФИО5
Копия верна:
Судья: ФИО5