ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-165/19УИД620001-01-2019-001654-81 от 19.08.2019 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №12-165/19 УИД 62RS0001-01-2019-001654-81

Р Е Ш Е Н И Е

г. Рязань 19 августа 2019 года

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Батманова А.В.,

при секретаре Политове Н.Р.,

с участием ФИО1 - защитника государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, в отношении которой ведется дело об административном правонарушении,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на постановление и.о. руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области М.Н.А. от 16 мая 2019 года №64-АО/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.9 КоАП РФ,

установил:

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2018 года №487 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждена форма федерального статистического наблюдения № 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (далее форма - № 3-информ) и указания по её заполнению. Периодичность и срок предоставления формы № 3-информ – 1 раз в год, не позднее 25 марта после отчетного периода.

В нарушение установленного порядка предоставления статистической отчетности информации государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области не предоставила данную форму федерального статистического наблюдения за 2018 года 25 марта 2019 года. Фактически она была предоставлена в Рязаньстат 17 апреля 2019 года, то есть с нарушением установленного срока.

В связи с этим постановлением и.о. руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области М.Н.А. от 16 мая 2019 года №64-АО/2019 государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.9 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области обжаловала его в Железнодорожный районный суд г.Рязани.

В судебном заседании защитник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО1 жалобу поддержал, в её обоснование привел суду следующие доводы.

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области регулярно и своевременно предоставляет в Рязаньстат различные статистические отчеты. Никогда прежде к административной ответственности по ст.13.19 КоАП РФ она не привлекалась. О том, что в срок до 25 марта 2019 года инспекция должна было предоставить также и статический отчет по форме №3-информ, она не знала. Это новая форма статистической отчетности, утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2018 года №487. Однако, Рязаньстат не проинформировал своевременно государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области об утверждении данной формы статистической отчетности и необходимости её представления в срок до 25 марта 2019 года. О том, что инспекция должна предоставить отчет по форме №3-информ, она узнала только 16 апреля 2019 года после телефонного звонка из Рязаньстата. И уже на следующий день, то есть 17 апреля 2019 года, такой отчет был направлен в Рязаньстат в форме электронного документа. Как следует из материалов дела, информацию об утверждении формы №3-информ Рязаньстат разместил на своем официальном сайте только 21 февраля 2019 года. Между тем, по мнению, государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, такой способ оповещения респондентов в данном случае надлежащим не является, так как респонденты статистической информации должны быть проинформированы о формах статистической отчетности, которые они должны предоставить, не позднее окончания отчетного периода, за который эти формы должны быть предоставлены. А окончание этого периода в данном случае – 31 декабря 2018 года. По мнению государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, при имеющихся обстоятельствах назначение ей наказания по ч.1 ст.13.19 КоАП РФ незаконно, так как в данном случае факт несвоевременного предоставления инспекцией отчета по форме №3-информ, во-первых, имел место не по его вине, во-вторых, не причинил существенного вреда интересам государства и общества и на основании ст.2.9 КоАП РФ его можно признать малозначительным. Кроме того, при привлечении государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области к административной ответственности Рязаньстатом не принято во внимание то, что она является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и свою деятельность осуществляет в пределах выделяемого ей бюджетного финансирования, которым средств на оплату штрафов ей не выделяется, а значит оплата подобных штрафов способна причинять ущерб интересам государства в сфере осуществления государственной политики в области охраны памятников истории и культуры.

Между тем, как следует из обжалуемого постановления, а также приобщенных к материалам делам пояснений руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области Н.Е.А., данный факт несвоевременного предоставления государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия отчета по форме №3-информ Рязаньстат не считает малозначительным, поскольку нарушение срока предоставления статистической информации даже в несколько рабочих дней представляет существенное нарушение охраняемых законом общественных отношений и посягает на полноту государственной статистики в регионе.

Выслушав защитника государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО1, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч.ч.2-4 ст.6 Федерального закона от 29.11.2007 года №282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации. Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 года №282-ФЗ, респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации (ч.1). Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.7). Бланки утвержденных в установленном данным Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно (ч.8). Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (ч.9).

Условия предоставления статистической отчетности регламентированы "Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 года №620.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 данного Положения одним из условий предоставления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета является доведение субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 данного Положения.

Согласно пункту 4 данного Положения субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления. В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.

Таким образом, важнейшим условием для адресованного респонденту требования предоставить определенную статистическую отчетность является необходимость прежде своевременно проинформировать его о его обязанности предоставить необходимую статистическую информацию по тем или иным формам.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2018 года №487 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждена форма федерального статистического наблюдения № 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" и указания по её заполнению. Периодичность и срок предоставления формы № 3-информ – 1 раз в год, не позднее 25 марта после отчетного периода.

Однако Рязаньстат в нарушение положений пункта 4 "Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» от 18.08.2008 года своевременно не проинформировал государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области о необходимости предоставления статистического отчета по форме №3-информ за 2018 год в срок до 25 марта 2019 года. Информации об этом ни почтой, ни иным путем в адрес инспекции до 16 апреля 2019 года не направлялось.

В обезличенном виде (без указания конкретных респондентов) информация о необходимости предоставления отчета по форме №3-информ была размещена на сайте Рязаньстата только 21 февраля 2019 года, то есть более чем через полгода после её утверждения.

Вместе с тем, согласно размещенной на официальном сайте Росстата http://www.gks.ru Информации "Перечень респондентов, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения" сведения о перечнях форм статистической отчетности для всех респондентов должны актуализироваться ежемесячно. Актуализация осуществляется в конце отчетного периода, не позднее 30 числа.

Отчетным периодом по заполнению формы №3-информ был 2018 год, что означает, что актуализация по данной форме должна была быть произведена не позднее 30 декабря 2018 года, чего однако сделано не было.

При имеющихся обстоятельствах, которые свидетельствуют о том, что территориальным органом федеральной службы государственной статистики государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области не была своевременно проинформирована о необходимости предоставления отчета по форме №3-информ за 2018 год, предоставление инспекцией отчета по данное форме после 25 марта 2019 года, а именно 17 апреля 2019 года, то есть на следующий день после телефонного звонка из Рязаньстата о необходимости предоставления этого отчета, следует признать малозначительным, не представляющим существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не относит административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, к административным правонарушениям, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет установлена его малозначительность, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Кроме того, приходя к выводу о необходимости отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, необходимо также обратить внимание на следующее обстоятельство.

Обжалуемым постановлением государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области была привлечена к административной ответственности как юридическое лицо. Она наделано статусом юридического лица для возможности осуществления текущей хозяйственной деятельности. Однако прежде всего она является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Не случайно положения ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.11.2007 года №282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" указывают, что респондентами статистической информации являются юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть, не смотря на то, что органы государственной власти и местного самоуправления также имеют статус юридического лица, законодатель, разрешая вопросы организации системы государственной статистики, отграничивает их от юридических лиц, которые органами государственной власти и местного самоуправления не являются.

Данное обстоятельство имеет важное значение при юридической оценке действий, подпадающих под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.13.19 КоАП РФ, в случаях, когда статистическая отчетность не предоставлена или предоставлена с нарушением установленного срока органом государственной власти или местного самоуправления.

Представляется, что в подобных случаях при наличии к тому оснований следует рассматривать вопрос о привлечении к административной ответственности конкретных должностных лиц, допустивших соответствующее нарушение, а не органа государственной власти, поскольку привлечение одним органом исполнительной власти к административной ответственности другого органа государственной власти противоречит принципу единства государственного управления, а также не учитывает, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность на основе бюджетного финансирования и средств на оплату штрафов из бюджета им не выделяется. Тем самым наложение административного штрафа на орган государственный власти фактически причиняет ущерб интересам государства, что противоречит сформулированным в КоАП РФ целям административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Жалобу государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области удовлетворить.

Постановление исполнявшей обязанности руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области М.Н.А. от 16 мая 2019 года №64-АО/2019 о назначении государственной инспекции по охране по охране объектов культурного наследия Рязанской области административного наказания по ч.1 ст.13.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – отменить.

На основании ст.2.9 КоАП РФ освободить государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области от административной ответственности по ч.1 ст.13.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В. Батманов