ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-165/20 от 14.05.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 12-165/2020

№ 72-115/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 14 мая 2020 г.

Судья Курганского областного суда Волосников С.В., рассмотрев жалобу <...> Управления Федерального казначейства по Курганской области Т.О.Ф. на решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 17 февраля 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением <...> Управления Федерального казначейства по Курганской области Т.О.Ф. должностное лицо – <...> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 17 февраля 2020 г. указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе в Курганский областной суд <...> Управления Федерального казначейства по Курганской области Т.О.Ф., выражая несогласие с выводами судьи о наличии оснований для прекращения производства по делу, просит решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что судьей не было принято во внимание, что, с целью быстрого извещения, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено ФИО1 по адресу его регистрации, а также в адрес <...>. Ссылаясь на то, что согласно информации с официального сайта Почты России, находящейся в открытом доступе, 12 октября 2019 г. состоялась неудачная попытка вручения почтового отправления, направленного по адресу регистрации ФИО1, выражает несогласие с выводом судьи о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствовали сведения о надлежащем извещении ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

При рассмотрении жалобы защитник ФИО1 – Суденко Т.Ю. возражала против ее удовлетворения.

Т.О.Ф., ФИО1 на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени ее рассмотрения извещены, о чем в деле имеются телефонограммы, почтовое отправление, возвращенное в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.

Полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте ее рассмотрения, так как оснований для признания обязательным их участия при рассмотрении жалобы не имеется.

Заслушав пояснения защитника, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, 28 июня 2019 г. по результатам проведенной Управлением Федерального казначейства по Курганской области в период с 25 апреля по
7 июня 2019 г. выездной плановой проверки выполнения субъектами Российской Федерации обязательств о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации за 2018 г. в отношении <...> вынесено представление с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.

О результатах исполнения предписания следовало проинформировать Управление Федерального казначейства по Курганской области в срок до
1 сентября 2019 г.

В установленный срок предписание органа государственного финансового контроля в полном объеме исполнено не было, а именно не приняты меры по устранению причин и условий совершения нарушений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения к административной ответственности <...> ФИО1 по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица, и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, судья пришел к выводу о том, что в нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен без его участия при отсутствии сведений о надлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Указанный вывод судьи следует признать обоснованным.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, указанных в данной норме.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В силу положений приведенных норм протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения.

Указанное выше несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку составления протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.

Как следует из материалов дела, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 4 октября 2019 г. было направлено должностным лицом ФИО1 по адресу нахождения <...>: <адрес>, получено в этот же день <...>В.С.А. (л.д. 234).

Вместе с тем, из материалов дела не следует, что В.С.А. при получении им извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении был уполномочен ФИО1 на получение адресованной ему корреспонденции.

Вопреки доводам жалобы вручение извещения неуполномоченному лицу не является доказательством надлежащего уведомления ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, учитывая, что такой способ не позволяет проконтролировать получение информации лицом, которому она направлена.

Направленное <...> по месту жительства ФИО1: <адрес> уведомление на момент составления в отношении него протокола об административном правонарушении вручено не было (12 октября 2019 г. состоялась неудачная попытка вручения корреспонденции), срок хранения по состоянию на 22 октября 2019 г. не истек, что подтверждается информацией об отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 297).

Следовательно, у должностного лица на момент составления протокола 22 октября 2019 г. не имелось сведений о вручении либо невручении указанного уведомления.

Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 о составлении протокола об административном правонарушении 22 октября 2019 г. не был извещен надлежащим образом.

Данных о направлении ФИО1 каких-либо иных извещений о составлении протокола об административном правонарушении в материалах дела не содержится.

В связи с тем, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО1 надлежащим образом извещен не был, и протокол был составлен в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является существенным нарушением, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, протокол обоснованно признан судьей недопустимым доказательством по настоящему делу.

При установленных обстоятельствах судья, установив существенные нарушения процессуальных требований, принял обоснованное решение о прекращении производства по делу.

Доводы жалобы основаны на несогласии с выводом судьи относительно нарушений, допущенных должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако, данное обстоятельство отмену судебного акта не влечет, поскольку не свидетельствует о допущенных судьей нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 17 февраля 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> ФИО1, оставить без изменения, жалобу <...> Управления Федерального казначейства по Курганской области Т.О.Ф. – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по жалобам лиц, участвующих в деле либо по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья С.В. Волосников