ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-165/20 от 14.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-165/2020

РЕШЕНИЕ

г. Иваново 14 августа 2020 г.

Ленинский районный суд г.Иваново в составе судьи Борисовой О.В., с участием защитников Павловой Н.В., Гореловой А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО2 от 6 июля 2020 г. о назначении административного наказания по делу № 03-12-89/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО2 от 6 июля 2020 г. № 03-12-89/2020 начальник Департамента социальной защиты населения Ивановской области ФИО1 признана виновной в нарушении порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно постановлению ФИО1, осуществляя организационно-распорядительные и административно хозяйственные функции в Департамента социальной защиты населения Ивановской области, являясь должностным лицом, находясь по адресу расположения Департамента социальной защиты населения Ивановской области: <...>, 29.12.2019, 4.06.2019, 31.10.2019 не утвердила нормативные затраты в расчете объемов финансового обеспечения выполнения государственных заданий подведомственных учреждений в соответствии с пунктами 3.4, 3.5 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п. Распоряжениями Департамента от 29.12.2018 № 484, от 04.06.2019 176, от 31.10.2019 № 347 утверждены средние значения нормативных затрат на оказание двух государственных услуг бюджетным учреждениям социального обслуживания Ивановской области, а не значения нормативных затрат на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании для государственного учреждения, как это предусмотрено пунктами 3.4, 3.5 Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания № 419-п. Утвержденные указанными распоряжениями средние значения показателей нормативных затрат в расчете объема финансового обеспечения выполнения государственных заданий не участвуют.

ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г.Иваново с жалобой на указанное постановление. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с пунктом 3.1 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Ивановской области или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Ивановской области учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, затрат на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственной услуги (выполнения работы). Все необходимые расчеты объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении бюджетных учреждений социального обслуживания на 2018-2019 годы осуществлены в соответствии с пунктом 3.1 Порядка, имеются и представлены в ходе проверки. В соответствии с пунктом 3.5 Порядка значения нормативных затрат на оказание государственной услуги в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений утверждаются исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных учреждений. Значения нормативных затрат на оказание государственных услуг, в том числе государственных услуг «Предоставление социального обслуживания в стационарной форме, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов», «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме, включая оказание социально- бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том-числе детей- инвалидов, срочных социальных услуг», утверждены: на 2018-2020 годы - распоряжением Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 15.12.2017 № 517; на 2019-2021 годы - распоряжением Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 29.12.2018 № 484. Указанные распоряжения представлены в ходе проверки. Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено обязательство исполнительного органа государственной власти Ивановской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений, утверждать значения нормативных затрат на оказание государственной услуги. При этом утверждение значений нормативных затрат на оказание государственной услуги для каждого бюджетного или автономного учреждения отдельно данным пунктом не предусмотрено. Следовательно, пункт 3.5 Порядка не нарушен, отсутствуют признаки нарушения, попадающие под действие статьи 15.15.15 КоАП РФ. Просила вынесенное постановление отменить.

Надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания ФИО1 в суд не явилась, ходатайство об отложении судебного заседания не представила. Защитники Павлова Н.В. и Горелова А.В. подтвердили, что ФИО1 о судебном заседании уведомлена и что она просит рассмотреть жалобу без ее участия. Суд определил в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6. КоАП РФ рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1

В судебном заседании защитникам Павловой Н.В., Гореловой А.В. были разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, отводов от защитников не поступило. Удовлетворены ходатайства о приобщении дополнительных пояснений и письма Департамента финансов Ивановской области от 25.12.2018. Защитник Павлова Н.В. в судебном заседании и в письменных дополнительных пояснениях доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, пояснила, что Пунктом 3.5 указанного Порядка предусмотрено обязательство исполнительного органа государственной власти Ивановской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений, утверждать значения нормативных затрат на оказание государственной услуги. В соответствии с п. 3.4 Порядка нормативные затраты рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании. Распоряжениями Департамента социальной защиты населения Ивановской области утверждаются государственные задания в целом по услуге, а также в разрезе каждого учреждения. Распоряжениями Департамента от 29.12.2018 № 484, от 04.06.2019 № 179, от 31.10.2019 № 347 значения нормативных затрат на оказание услуги рассчитаны на единицу показателя объема оказания услуги в целом, то есть в рублях на 1 человека из общего количества человек, получающих услугу. Пункт 3.4 указанного Порядка не содержит прямого указания на необходимость утверждения значений нормативных затрат на оказание государственной услуги на единицу государственного задания, установленного для каждого отдельного учреждения. Таким образом, норма указанного пункта может интерпретироваться неоднозначно, а, следовательно, требования пункта 3.5 Порядка не нарушены, и состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует. Кроме того, значения нормативных затрат, утверждаемые Департаментом в целом на услугу, участвуют в формировании общего объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на услугу и используются в формуле расчета субсидии в программном комплексе Департамента финансов Ивановской области «Проект-Смарт Про» при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год, а также при внесении изменений в бюджет.

Защитник Горелова А.В. в дополнение к доводам жалобы пояснила, что Порядок утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 № 419-п, не обязывает утверждать нормативные затраты по каждому учреждению. Если бы нарушение привело к дополнительному расходованию средств, аудитор сделал бы дополнительный расчет. Базовые нормативы затрат Департамент согласовывает с финансовым департаментом Ивановской области, который утверждает среднее значение услуги, применяемой в расчетах. Нормативные затраты Департаментом социальной защиты населения были утверждены.

Заместитель начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО3, которой разъяснены судом положения ст.25.6 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, ответственность, предусмотренная ст.17.9 КоАП РФ, пояснила, что нормативные затраты на оказание государственной услуги, рассчитываемые на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, утверждены Департаментом как среднее значение указанного показателя, а не в разрезе каждого учреждения, что противоречит положениям законодательства. Вместе с тем, согласно распределению объемов финансового обеспечения на выполнение государственного задания бюджетными учреждениями социального обслуживания на 2019-2021 годы в расчете объема финансового обеспечения приняты нормативные затраты на оказание государственной услуги в отношении каждого из государственных бюджетных учреждений (распоряжение Департамента от 09.01.2019 № 6 (в редакциях дополнительных соглашений). Следовательно, объем финансового обеспечения на выполнение государственного задания рассчитан не на основании утвержденных Департаментом нормативных затрат, определенных как среднее значение для всех учреждений, а с учетом корректирующих коэффициентов применительно для каждого учреждения. В нарушение абзаца 2 пункта 4 статьи 69.2 БК РФ, положений Порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания № 419-п Департаментом, его начальником ФИО1 в 2019 году не утверждены значения нормативных затрат на оказание 2 государственных услуг «Предоставление социального обслуживания в стационарной форме, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов», «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг» в отношении каждого из 24 государственных бюджетных учреждений, что является нарушением порядка формирования государственного задания и свидетельствует о наличии административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ. У ФИО1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако ею не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Разрешая вопрос о назначении ФИО1 административного наказания, Служба учитывала характер совершенного административного правонарушения и с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ назначила минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 15.15.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Указанное нарушение выявлено в ходе проверки, проведенной в Департаменте, по результатам которой в адрес Департамента направлено представление о принятии мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений от 19.02.2020 № 04-01/01-19-7. Согласно информации, представленной Департаментом во исполнение указанного представления, утверждено распоряжение Департамента от 09.04.2020 № 119, подписанное начальником Департамента ФИО1, в котором управлению планирования и государственных закупок поручено утверждать значения нормативных затрат на оказание государственных услуг в разрезе подведомственных учреждений. Позиция Службы о необходимости утверждения нормативных затрат по каждому учреждению подтверждается также практикой формирования государственных заданий другими исполнительными органами государственной власти федерального и регионального уровней (Министерство культуры Российской Федерации, Департамент образования Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области и др.). Если бы нормативные затраты, утвержденные Департаментом социальной защиты населения, были верны, предоставленный учреждениям объем субсидий отличался бы от представленного Департаментом.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела, выслушав защитников и свидетеля, суд пришел к следующему выводу.

Ст.15.15.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

ФИО1 в соответствии с распоряжением Губернатора Ивановской области от 11.10.2018 № 526-рк, служебному контракту, замещает должность начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области и в соответствии с должностным регламентом, в частности, осуществляет от имени Департамента функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных Департаменту учреждений, обеспечивает исполнение требований федеральных законов и законов Ивановской области, иных правовых актов РФ и Ивановской области, подписывает банковские и финансовые документы, бухгалтерскую, статистическую отчетность на правах первой подписи и в соответствии с федеральным законодательством несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

В соответствии со ст.69.2 БК РФ постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2015 N 419-п утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ивановской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – Порядок). В соответствии с п.3.4. Порядка нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Порядком базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В соответствии с п.3.5. Порядка значения нормативных затрат на оказание государственной услуги утверждаются в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений - исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных учреждений.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 03-12-89/2020 от 16 июня 2020 г., составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2. КоАП РФ, распоряжениями Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 29.12.2018 № 484, от 4.06.2019 № 176, от 31.10.2019 № 397, выпиской из акта проверки использования средств областного бюджета на реализацию мероприятий двух подпрограмм в области социальной защиты населения от 31.12.2019; показаниями свидетеля ФИО3, распоряжением Департамента Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 09.04.2020 № 119. Совокупность доказательств, представленных в материалах дела об административном правонарушении и дополнительно представленных в судебном заседании, достаточно свидетельствует о том, что нормативные затраты начальником Департамента социальной защиты населения Ивановской области ФИО1 утверждались вопреки требованиям, установленным нормативно-правовыми актами и сложившейся в Ивановской области практике. В связи с этим вывод постановления о неутверждении нормативных затрат означает несоблюдение нормативно установленного при утверждении порядка и является обоснованным.

Доводы жалобы о соблюдении Департаментом п.3.5 Порядка основаны на неверном толковании положений, установленных в данном пункте, поскольку последний в системном толковании с иными пунктами Порядка, в том числе п.3.4, предполагает утверждение нормативных затрат для государственных бюджетных и автономных учреждений, то есть для каждого из них. П.3.5 Порядка, в свою очередь, не предписывает утверждение нормативов затрат с использованием средних значений.

Довод защитника Павловой Н.Н. о том, что значения нормативных затрат, утверждаемые Департаментом в целом на услугу, участвуют в формировании общего объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на услугу, и используются в формуле расчета субсидии при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год, при внесении изменений в бюджет, не свидетельствует о незаконности или необоснованности постановления, поскольку требования, установленные Порядком, имеют иную конкретную направленность.

Довод защитника Гореловой А.В. о согласовании базовых нормативов затрат с Департаментом финансов Ивановской области, подтвержденный письмом от 25 декабря 2018 года, не свидетельствует о необходимости использования при утверждении именно средних значений нормативных затрат.

Совершенное ФИО1 правонарушение не может быть признано малозначительным в связи с формальной конструкцией состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ФИО1 обжалуемым постановлением в пределах санкции ст.15.15.15 КоАП РФ, с учетом характера административного правонарушения, положений статей КоАП РФ, регламентирующих смягчающие и отягчающие обстоятельства. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере и является справедливым.

Постановление о назначении ФИО1 административного наказания вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Процессуальных нарушений при производстве по административному правонарушению и вынесении постановления не усматривается. Оснований для отмены либо изменения постановления начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО2 от 6 июля 2020 г. № 03-12-89/2020 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО2 от 6 июля 2020 г. № 03-12-89/2020 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.В. Борисова