ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-165/20 от 22.06.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №12-165/2020

УИД 76RS0014-02-2020-000371-44

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 22 июня 2020 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Солоненковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мэрии города Ярославля на постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от 20.12.2019 года №346 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мэрии города Ярославля,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 от 20.12.2019 №346 Мэрия г.Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство от 01.12.2016 года №16252/16/76025-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС№010313967 от 22.08.2016 года, выданного Ленинским районным судом г. Ярославля по делу №2-296/2014, вступившему в законную силу 19.06.2016 года, где предметом исполнения является: Обязать Мэрию г. Ярославля в срок не позднее 1 апреля 2016 года произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: гор. Ярославль, ул. Советская, д. 75, выполнить следующие работы: ремонт фундамента дома (утепление с устройством гидроизоляции) ремонт кирпичной кладки наружных и внутренних несущих стен, ремонт крыши дома, ремонт балконных плит дома, ремонт лестничных маршей дома, замена дощатых полов в местах общего пользования, замена оконных деревянных блоков в помещениях общего пользования в жилых комнатах, замена лежаков и стояков систем теплоснабжения, установка приборов учета водоснабжения, замена сетей электропитания мест общего пользования, обработка поверхностей стен и потолков мест общего пользования, замена мауэрлатного бревна по периметру дома, восстановление разрушенных коробов вентиляционных вытяжек, замена непригодного утеплителя чердачного покрытия, восстановление системы пожарного водопровода, восстановление балок перекрытия и полов душей в подвальном помещении.

Постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок исполнения до 01.06.2019 года. Должник – мэрия города Ярославля надлежащим образом извещен, что в соответствии ст. 113, ч.2 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований исполнительного документа неимущественного характера после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, без уважительных причин к должнику будут применены штрафные санкции, предусмотренные ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

В установленный законом срок в Кировский районный суд г.Ярославля поступила жалоба защитника мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО 2 об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу. В жалобе указано, что постановление о взыскании исполнительного сбора отсутствует, протокол №346 от 21.11.2019 года направлен в Мэрию г. Ярославля вместе с постановлением о привлечении к административной ответственности, что является нарушением ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ. Более того, для исполнения решения суда требуется провести большой объем подготовительной работы и выполнить требования законодательства о закупках. Кроме того, на исполнении у мэрии г.Ярославля находится 130 решений судов о возложении на мэрию г.Ярославля обязанности выполнить капитальный ремонт многоквартирных домов. Потребность в выделении денежных средств на проведение ремонта домов является значительной и составляет около 1 миллиарда рублей. Учитывая общую потребность в выделении денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расходные обязательства бюджета являются недостаточными, чтобы исполнить все имеющиеся на исполнении у мэрии г. Ярославля решения суда по капитальному ремонту домов. Исполнение решений судов осуществляется в порядке очередности.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие участников производства по делу об административном правонарушении.

Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и исполнительного производства, считаю, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо прочего, виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

На основании изложенного при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ надлежит установить факт вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; факт неисполнения должником, содержащихся в исполнительном документе, требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; а также отсутствие уважительных причин у должника при неисполнении требований исполнительного документа.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с правилом, установленным ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок, который не является пресекательным. Исполнительное производство по объективным причинам может находиться на принудительном исполнении за пределами этого срока.

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 11.03.2014 года, вступившим в законную силу 19.06.2014 года, на Мэрию г. Ярославля возложена обязанность в срок не позднее 1 апреля 2016 года произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: гор. Ярославль, ул. Советская, д. 75, выполнить следующие работы: ремонт фундамента дома (утепление с устройством гидроизоляции) ремонт кирпичной кладки наружных и внутренних несущих стен, ремонт крыши дома, ремонт балконных плит дома, ремонт лестничных маршей дома, замена дощатых полов в местах общего пользования, замена оконных деревянных блоков в помещениях общего пользования в жилых комнатах, замена лежаков и стояков систем теплоснабжения, установка приборов учета водоснабжения, замена сетей электропитания мест общего пользования, обработка поверхностей стен и потолков мест общего пользования, замена мауэрлатного бревна по периметру дома, восстановление разрушенных коробов вентиляционных вытяжек, замена непригодного утеплителя чердачного покрытия, восстановление системы пожарного водопровода, восстановление балок перекрытия и полов душей в подвальном помещении.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 01.12.2016 года №16252/16/76025-ИП должнику – Мэрии г. Ярославля установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.03.2017 года с должника взыскан исполнительский сбор.

Доводы Мэрии г. Ярославля о том, что постановление о взыскании исполнительного сбора отсутствует, во внимание не принимаю, т.к. они являются несостоятельными.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя должнику – Мэрии г.Ярославля устанавливались сроки для исполнения требований исполнительного документа. Постановлением судебного пристава от 09.04.2019 года был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 01.06.2019 года.

Материалы настоящего дела, а также материалы исполнительного производства, представленные суду, постановления о назначении должнику Мэрии г. Ярославля нового срока исполнения требований исполнительного документа до 01.07.2019 года не содержат. Доказательств вручения данного процессуального документа Мэрии г. Ярославля не имеется.

Доводы Мэрии г. Ярославля о том, что протокол об административном правонарушении от 21.11.2019 года № 346 в адрес Мэрии г. Ярославля не направлялся, заслуживают внимания.

Так, согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении Мэрии г. Ярославля составлен должностным лицом 21.11.2019 года. Из его содержания следует, что защитник Мэрии г. Ярославля при его составлении не присутствовал.

Поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не присутствовало при составлении протокола, то факт извещения Мэрии г. Ярославля о времени и месте составления протокола и направления его копии относится к числу обстоятельств, требующих исследования в целях решения вопроса о соблюдении должностным лицом процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении.

Материалы дела не содержат сведений о получении Мэрией г. Ярославля протокола об административном правонарушении от 21.11.2019 года.

Таким образом, требования ст. 28.2 КоАП РФ при вынесении протокола об административном правонарушении должностным лицом выполнены не были, возможность своевременно реализовать гарантии защиты Мэрии г. Ярославля не обеспечена.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, влияет на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.

Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, в связи с чем, не может быть признан допустимым доказательством по делу.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку вина Мэрии г. Ярославля в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, прихожу к выводу о том, что постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от 20.12.2019 года №346 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мэрии города Ярославля подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от 20.12.2019 года №346 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мэрии города Ярославля, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.В.Петухов