Дело №12-18/2015
Р Е Ш Е Н И Е
27 февраля 2015 года пос. ж.д. ст. Высокая Гора
Судья Высокогорского районного суда Республики Татарстан Кузнецова Л. В.,
рассмотрев жалобу ООО «Агроторгстрой» на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы ФИО1,
установил:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы ФИО1, ООО «Агроторгстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7. 3 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 800 000 рублей.
ООО «Агроторгстрой» на вышеуказанное постановление обратилось в суд с жалобой, в обоснование указывает следующее.
Земельный участок с кадастровым номером № использовался на основании Договора аренды с ООО «Нур-Агро» на основании Постановления Кабинета министров Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Порядком добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных и надземных сооружений и устройства бытовых колодцев и скважин собственниками арендаторами - добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных сельского поселения на глубину до 5 метров, без взрывных работ, открытым способом. Постановление Конституционного суда Российской Федерации №4-П п. 7.3. КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан неконституционным и нарушающим права юридических лиц.
Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ и Порядку добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных и надземных сооружений и устройства бытовых колодцев и скважин ООО «Агроторгстрой» направил в Министерство экологии и природных ресурсов РТ Уведомление о ведении работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых.
В материалах дела имеется Постановление Главы Альдермышского сельского поселения о добыче полезных ископаемых для собственных нужд сельского поселения на территории села <адрес> РТ. Доводы административного органа о вывозе щебени за пределы села <адрес> РТ, изложенные Постановлении не соответствуют действительности и не подкреплены доказательствами и материалами дела.
В рассматриваемом случае должностным лицом, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, никаких процессуальных действий в отношении заявленных ходатайств осуществлено не было, предусмотренные законом определения по результатам их рассмотрения не выносились, вследствие чего при рассмотрении дела были нарушены конституционные права на квалифицированную юридическую помощь, а так же возможности рассмотрения дела по месту жительства.
Кроме того, перед началом работ ООО «Агроторгстрой» подписал Договор подряда № на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., с ООО «Кадастровый центр «ЕваТерра», на основании которого Исполнитель сделал замеры имеющегося на данном земельном участке карьера, однако при рассмотрении административного дела уполномоченный орган не предал значения ходатайству о проведении повторных замеров на данном земельном участке с целью определения причиненного ущерба, если таковое имело место.
Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины заявителя, а также факта совершения правонарушения.
Просит признать незаконным и отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Республики Татарстан по охране природы ФИО1 о привлечении к административной ответственности ООО «Агроторгстрой» и назначении штрафа 800 000 рублей.
В судебное заседание представитель ООО «Агроторгстрой» не явился.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов РТ по доверенности ФИО2 с жалобой не согласилась, представлен отзыв.
Суд, выслушав представителя ФИО2, исследовав материалы административного дела, находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы ФИО1, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Высокогорского района РТ поступила телефонограмма из Прокуратуры РТ о проверке и принятия мер к лицам, незаконно добывающим природные ископаемые в карьере, расположенном в деревне <адрес> РТ.
В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 30 мин. установлено, что ООО «Агроторгстрой» не оформив надлежащим образом участок недр (без лицензии на пользование недрами и иных правоустанавливающих документов) на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым кварталом № площадью примерно 1га, расположенном по адресу: РТ <адрес>, Альдермышское сельское поселение, севернее от центра <адрес>, допустило (осуществило) разработку карьера по добыче природного (бутового) камня, что привело к порче и уничтожению природного слоя почвы и добыче природного камня на площади примерно 1 га на глубину свыше 5 метров,
ООО «Агроторгстрой», используя экскаватор марки «Hitachi» на гусеничном ходу, переносил добытый природный камень на щековую мобильную дробильную установку марки TEREXE PEGSOH ХА-400 на гусеничном ходу, после обработки камня при помощи фронтального погрузчика «Амкадор» № добытый камень погружался в грузовой отсек грузовых автомобилей марки «Камаз», «Volvo» и вывозился за территорию <адрес> в неизвестном направлении для дальнейшей реализации (продажи), чем нарушены требования ст.ст. 1, 2, 7, 9,11 Закона РФ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ №.
За что ООО «Агроторгстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ и в качестве меры административного наказания подвергнут административному штрафу 800 000 рублей.
Согласно преамбуле к Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 9 указанного Закона установлено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным р���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
Согласно ч.1 ст. 7. 3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ в п.1 порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений и устройства бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участок на территории Республики Татарстан указано, что настоящий Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений и устройства бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Татарстан (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации «О недрах», статьей 29 Закона Республики Татарстан «О недрах» и регулирует отношения, связанные с осуществлением собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков права по своему усмотрению в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. В п.9 Порядка, добыча полезных ископаемых либо строительство подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на глубину, превышающую пять метров, либо применение взрывных работ, либо продажа или иное коммерческое использование общераспространенных полезных ископаемых или продуктов их переработки допускается только при наличии лицензии на право пользования недрами.
Согласно постановлению прокурора Высокогорского района РТ старшего советника юстиции М.А.Шарапова указано, что разработка карьера по добыче природного (бутового) камня осуществлялось на площади примерно 1 га на глубине свыше 5 метров.
Согласно п. 10 Порядка собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков при нарушении законодательства о недрах несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
В силу ст. 19 Закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Суд считает, что общераспространенные полезные ископаемые добывались не для собственных нужд ООО «Агроторгстрой». Этот факт подтвержден материалами дела, а именно уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ направленный в Министерство экологии и природных ресурсов РТ.
Старший государственный инспектор Республики Татарстан по охране природы ФИО1 И полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд согласен.
Доводы жалобы заявителя не опровергают по существу выводы старшего государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы ФИО1 и не свидетельствуют о нарушении им норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, а также подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд не усматривает.
Новых доказательств, неизвестных и позволяющих переоценить выводы старшего государственного инспектора ФИО1, податель жалобы не приводит.
Все предъявленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности ООО «Агроторгстрой» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7. 3 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Определяя наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей, старший государственный инспектор Республики Татарстан по охране природы ФИО1 И учел все имеющие в деле сведения ООО «Агроторгстрой».
Каких-либо оснований, безусловно влекущих отмену постановления, жалоба общества не содержит.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 515-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3.
Согласно частям 3.2 и 3.3 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела настоящего Кодекса.
Однако оснований для применения вышеуказанных норм закона у суда не имеется, поскольку ООО «Агроторгстрой» не представлено данных об имущественном и финансовом положении организации
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу ООО «Агроторгстрой» оставить без удовлетворения.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы ФИО1 о признании ООО «Агроторгстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7. 3 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 800 000 рублей без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Судья: