ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-165/2016 от 05.04.2016 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 12-165-16

Р Е Ш Е Н И Е

«05» апреля 2016 года г. Находка Приморского края

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Жила Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Щ на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в <.........> от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП Российской Федерации в отношении должностного лица – главного бухгалтера ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........>Щ,

УС Т А Н О В И Л

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в <.........> от ДД.ММ.ГГ. должностное лицо – главный бухгалтер ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........>Щ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Щ, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой. В обоснование жалобы представитель заявителя (по доверенности) Б пояснила суду, что в ходе проведения Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в <.........> выездной проверки использования бюджетных средств федерального бюджета, в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........>, выявлено нарушение шестидневного срока предоставления сведений о принятом обязательстве в орган Федерального казначейства, предусмотренного п. 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 19 сентября 2008 года № 98н, по заключенному договору с ФГУП «ГЦСС». Представитель считает, что наложенное на Щ административное наказание является необоснованным.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным обязательством являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Статья 219 БК Российской Федерации исполнение бюджеты по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

При этом, согласно ч. 3 ст. 219 БК Российской Федерации бюджетные обязательства принимаются получателем бюджетных средств, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно ч. 5 ст. 219 БК Российской Федерации для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствии сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

При этом санкционирование оплаты денежных обязательств производится в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 01 сентября 2008 года № 87н.

Согласно п. 1 Порядка № 87н Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства санкционируют оплату за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства, на основании заявки на кассовый расход.

Соответственно, приказ № 98н не регулирует вопросы составления и представления сведений о принятом бюджетном обязательстве.

Также в соответствии с Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

При этом, представитель указала, что в бухгалтерском учете, который осуществляется учреждением как субъектом учета, подлежит отражению, в том числе, информация об обязательствах, операциях, их изменяющих, формируемая субъектом учета на основе первичных учетных документов на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета.

В соответствии с п. 4 Приказа № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает предоставление информации, необходимой внутренним и внешним показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Соответственно, приказ № 157н не регулирует вопросы составления и представления сведений о принятом бюджетном обязательстве.

Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 сентября 2008 года № 98н предусмотрено, что сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора представляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора в целях постановки на учет указанного бюджетного обязательства.

Порядок № 98н предусматривает учет бюджетных обязательств на лицевых счетах, открытых получателям средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, в том числе на основании сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702).

При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства.

Более того, меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства не предусматривают наказание за нарушение сроков представления сведений о бюджетном обязательстве, предусмотренных п. 2.1 Порядка № 98н, в связи с чем, данное нарушение не может являться административным правонарушением, предусмотренным ст. 15.15.6 КоАП Российской Федерации.

При рассмотрении дела административным органом заявителю было отказано в квалификации нарушения п. 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 сентября 2008 года № 98н как малозначительного правонарушения.

Нарушение шестидневного срока представления сведений о принятом обязательстве в орган Федерального казначейства не нанесло угрозу охраняемым общественным отношениям и государственным интересам. Оплата по государственному контракту была произведена своевременно, жалоб и претензий на нарушение условий контракта в адрес ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........> не поступало.

Представитель считает, что назначенное Щ административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей применительно к установленным обстоятельствам совершения правонарушения является чрезмерно суровым, исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, разумного баланса публичного и частного интересов. Просила постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а в случае, если суд сочтет, что вина Щ доказана, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

В судебное заседание Щ не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не поступило. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного органа, так же извещенный надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Выслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административным правонарушением, в силу ст. 15.15.6 КоАП Российской Федерации, признается непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из представленных материалов дела установлено, что постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в <.........> от ДД.ММ.ГГ. главный бухгалтер ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........>Щ привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП Российской Федерации и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб., в связи с тем, что должностное лицо не приняло исчерпывающих мер к представлению в срок, установленный Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.н, сведений о принятом бюджетном обязательстве, необходимых для исполнения федерального бюджета.

Судом также установлено, что на основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <.........> от ДД.ММ.ГГ.-п «О проведении выездной проверки» в соответствии с п. 105 Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в <.........> на 2015 года в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в отношении ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........> была проведена выездная проверка с целью правомерности использования средств федерального бюджета за период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., по итогам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГ..

В ходе данной проверки было установлено, что должностное лицо – главный бухгалтер ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........>Щ представила в Отдел Управления Федерального казначейства по <.........>, с нарушением срока, установленного Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.н, сведения о принятом бюджетном обязательстве на сумму 20000 рублей, возникшем на основании договора от ДД.ММ.ГГ. № Н 4277, необходимые для исполнения федерального бюджета.

Пункт 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 сентября 2008 года № 98н, устанавливает, что основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению № 1 к данному Порядку (код формы по КФД 0531702), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств. Сведения о принятом бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения договора.

В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Для санкционирования оплаты денежных обязательств дополнительно осуществляется проверка Сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве.

В нарушение п. 2.1 вышеуказанного Порядка, сведения о принятом бюджетном обязательстве, возникшем на основании договора, заключенного с договору с ФГУП «ГЦСС» были представлены в орган Федерального казначейства с нарушением установленного срока.

Установленные должностным лицом Росфиннадзора обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 указанного Кодекса.

Доводы жалобы Щ о том, что меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства не предусматривают наказание за нарушение сроков представления сведений о бюджетном обязательстве, предусмотренных п. 2.1 Порядка № 98н, в связи с чем, данное нарушение не может являться административным правонарушением, предусмотренным ст. 15.15.6 КоАП Российской Федерации, несостоятельны, поскольку основаны на неверном понимании закона.

При указанных обстоятельствах оснований для прекращения дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имеется.

Вместе с тем, суд считает возможным удовлетворить жалобу в части признания правонарушения малозначительным.

Согласно п. 2.1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП Российской Федерации вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В качестве оснований для признания правонарушения малозначительным в данном случае судом учитывается, что просрочка предоставления сведений составила 6 дней, два из которых были выходными, то есть рассматриваемое правонарушение не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло причинение вреда.

Доказательств пренебрежительного отношения Щ к исполнению требований закона не представлено и судом не установлено. Кроме того, КоАП Российской Федерации не содержит указаний на невозможность применения ст. 2.9 в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе, состав которого имеет формальный характер.

Также суд учитывает, что назначенное административное наказание должно соответствовать установленному Конституцией Российской Федерации принципу дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного контроля в <.........> от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП Российской Федерации в отношении должностного лица – главного бухгалтера ФКУ Находкинская ВК ГУФСИН России по <.........>Щ отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Жила Н.Л.