Дело №12- 165/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово 06 июля 2018 года
Судья Рудничного районного суда г. Кемерово Кемеровской области
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО ЧОО "Алекс" ФИО3 на постановление № 05-15-05-01 от 21.05.2018г. о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором труда в Кемеровской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 05-15-05-01 от 21.05.2018г. о назначении административного наказания, вынесенным государственным инспектором труда в Кемеровской области ФИО2 директор ООО ЧОО "Алекс" ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, директором ООО ЧОО "Алекс" ФИО3 подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что подписанное региональное Соглашение не было доведено до сведения работодателей, которые не участвовали в подписании его, в соответствии с требованиями ТК РФ, путем официального обращения через СМИ- газету с предложением к работодателям, не участвовавшим в его подписании, присоединиться к нему. Данное обращение опубликовано не было, что подтверждается в самом постановлении о назначении ему административного наказания.
Поскольку п.7.5 Соглашения предусматривает обязательность его выполнения в организациях, подписавших его или присоединившихся к нему, то, считает, что он не должен нести ответственность за его невыполнение, поскольку данное Соглашение он не подписывал и не присоединился к нему. Он не был извещен надлежащим образом- через СМИ о данном соглашении, в связи с чем не мог представить мотивированный отказ от присоединения к данному Соглашению.
В судебное заседание директор ООО ЧОО " Алекс" ФИО3 не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении не заявил, в связи с чем, суд в силу п.4 ч.2 ст. 30.6. КоАП РФ считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Григорьбева А..Б. Писаренко А.Н., действующая на основании доверенности от 09.05.2018 (л.д.24), доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила постановление должностного лица отменить.
Должностное лицо административного органа- государственный инспектор труда в Кемеровской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 02.07.2018, в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения, при этом показал, что официального предложения к работодателем через газету « Кузбасс» координатором областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о присоединении к заключенному соглашению сделано не было.
Суд, выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующему:
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1. должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2. дата и место рассмотрения дела;
3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5. статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6. мотивированное решение по делу;
7.срок и порядок обжалования постановления.
Из материалов дела видно, что государственным инспектором труда в Кемеровской области ФИО2 вынесено постановление № 05-15-05-01 от 21.05.2018г., которым директор ООО ЧОО "Алекс" ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Однако, в нарушение п.6 ст.29.10 КоАП РФ вынесенное постановление немотивированно, в нем не приводятся доводы, на основании которых должностное лицо административного органа пришло к выводу о доказанности вины ФИО3, как должностного лица-директора ООО, в совершении данного правонарушения. Так, в постановлении указаны только выявленные факты нарушения требований ст.133.1 ТК РФ, установленные при выплате заработной платы работнику ООО за полностью отработанную норму рабочего времени, при этом оценка доказательств, подтверждающих виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, не приводится.
Как следует из обжалуемого постановления к административной ответственности привлечено должностное лицо- директор ООО ЧОО "Алекс" ФИО3, которое, в силу ст.2.4 КоАП РФ, подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако, признавая ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо административного органа не конкретизировало: какие служебные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией ( иными распорядительными документами) были нарушены ФИО3, либо не исполнены, в чем именно выразилось его противоправное бездействие.
Между тем, в материалах административного дела, представленного Государственной инспекцией труда в Кемеровской области, отсутствует должностная инструкция директора ООО ЧОО " Алекс", положениям которой должностным лицом должна была быть дана оценка.
Квалифицируя действия ФИО3 по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ должностное лицо указывает, что имело место невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Однако, выявленное нарушение не связано с нарушением установленного срока выплаты или неполной выплаты заработной платы, а касается установления заработной платы в размере менее размера предусмотренного трудовым законодательством. При этом, данное обвинение ФИО3 в постановлении не расписано, должностным лицом не вменяется.
Исходя из этого, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие( бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.6 ст.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемой в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области 27.04.2018г. поступило обращение бывшего работника ООО ЧОО "Алекс" <данные изъяты> о неполной выплате заработной платы за февраль и март месяцы 2018г.
С целью рассмотрения обращения ФИО4, на основании распоряжения (<данные изъяты>. зам. руководителя государственной инспекции труда, главного государственного инспектора труда в Кемеровской области <данные изъяты> была проведена внеплановая проверка юридического лица-ООО ЧОО " Алекс" с целью защиты прав и интересов работников ( обращение <данные изъяты>.) по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области трудового законодательства и охраны труда.
По результатам проверки был составлен акт проверки органом государственного контроля( надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №05-15-05-01 от 18.05.2018г.
Так, в ходе проверки, проведенной в период с 14.05.2018г. по 18.05.2018г. государственным инспектором труда в Кемеровской области ФИО2 установлено, что <данные изъяты>. работал охранником 6 разряда в ООО ЧОО "Алекс" с 01.12.2017г. С 26.03.2018г. был уволен п.3 ч1 по ст.77 ТК РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника). ООО выплатило заработную плату <данные изъяты> за полностью отработанную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда за январь 2018г.- 9490 руб., за февраль 2018г.-9490 руб., в размере ниже установленного Соглашением уровня.
Тем самым, по мнению государственного инспектора, были выявлены нарушения ст.ст.133,133.1 ТК РФ, допущенные директором ООО ЧОО " Алекс" ФИО3
В связи с установленными нарушениями норм трудового законодательства в отношении директора ООО ФИО3 был составлен протокол № 05-15-05-01 об административном правонарушении от 18.05.2018г. по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Как видно из протокола об административном правонарушении в нем отражены обстоятельства совершенного директором ООО ФИО3 правонарушения, перечислены нарушения норм трудового законодательства, допущенные ФИО3, а именно ст.ст.133, 133.1 ТК РФ. Данные протокола об административном правонарушении согласуются с данными, указанными в акте проверки и не противоречат ему. ФИО3 участвовал при составлении и подписании протокола, копию которого получил, о чем имеется его подпись.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО ЧОО "Алекс" ФИО3 к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, о чем государственным инспектором труда в Кемеровской области ФИО2 вынесено постановление № 05-15-05-01 о назначении административного наказания от 21.05.2018г
Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Федеральным Законом " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" от 28.12.2017г № 421-ФЗ с 01.01. 2018г. минимальный размер оплаты труда составил 9489 руб.
В силу ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Из материалов дела также видно, что 25.01.2016г. между Кемеровским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Кузбасса", Коллегией Администрацией Кемеровской области и работодателями Кемеровской области заключено Кузбасское Региональное Соглашение на 2016-2018 годы, текст которого опубликован в газете
"Кузбасс", № 11 от 02.02.2016г.
В силу п.3.48. Регионального Соглашения коммерческим организациям (кроме организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования) и индивидуальным предпринимателям совместно с профсоюзами в течение 2016 года обеспечивать выплату минимальной заработной платы работникам при полной выработке месячной нормы рабочего времени не ниже полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенной за четвертый квартал 2015 года. Соответствующий размер заработной платы в 2017 - 2018 годах обеспечивать в размере полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, определенной в установленном законом порядке.
Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.02.2018г № 31 " Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за четвертый квартал 2017 года" величина прожиточного минимума в Кемеровской области для трудоспособного населения составляет 9391 руб. Полуторакратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 14086,5 рублей, определяющая минимальный размер заработной платы в Кемеровской области.
Как следует из жалобы и пояснений директора ООО ФИО3 ООО ЧОО " Алекс" не участвовало в подписании Кузбасского Регионального Соглашения, представитель от работодателей Кемеровской области полномочий от ООО не имел.
Согласно п.7.4.указанного выше Соглашения координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений после опубликования Соглашения официально обращается через газету "Кузбасс" с предложением к работодателям, не участвующим в подписании Соглашения, присоединиться к Соглашению. Указанное предложение должно содержать сведения о регистрации Соглашения и об источнике его опубликования.
Порядок присоединения к Соглашению определяется статьей 4 Закона Кемеровской области от 13.11.2014 № 99-ОЗ " О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда".
В соответствии с п.7.5. вышеуказанного Соглашения оно предусматривает обязательность его выполнения в организациях всех форм собственности, подписавших его или присоединившихся к его выполнению после подписания.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 13.11.2014 № 99-ОЗ " О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда" установлен порядок присоединения к региональному соглашению: 1.По предложению сторон заключенного регионального соглашения координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеет право после опубликования регионального соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации регионального соглашения и об источнике его опубликования. 2.Если работодатели, осуществляющие деятельность в Кемеровской области (в том числе через филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения организации), в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению не представили в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений мотивированный письменный отказ присоединиться к региональному соглашению, то региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и (или) иными представителями работников.На созданные в течение срока действия регионального соглашения организации (индивидуальных предпринимателей) норма о присоединении или об отказе в присоединении к региональному соглашению распространяется в течение 60 календарных дней со дня их государственной регистрации. 3.В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и (или) иных представителей работников для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Тем самым, предложение, обращенное к работодателям, не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему, подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации регионального соглашения и об источнике его опубликования.
Между тем, материалы административного дела не содержат данных об официальном опубликовании через газету " Кузбасс" указанного предложения о присоединении к Соглашению.
Как следует из текста обжалуемого постановления официального обращения через газету с предложением к работодателям, не участвовавшим в его подписании, присоединиться к Соглашению, не было сделано
При таких данных, до сведения работодателей, которые не участвовали в подписании Соглашения, в соответствии с требованиями ТК РФ, путем официального обращения через СМИ- газету предложения присоединиться к нему опубликовано не было.
В связи с этим ООО ЧОО " Алекс" не имело возможности предоставить мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению в установленный срок и в порядке, установленном нормами ТК РФ и Законом Кемеровской области от 13.11. 2014г.
Исходя из этого, вывод должностного лица, что ООО ЧОО " Алекс" считается присоединившимся к соглашению по умолчанию и положения Кузбасского Регионального Соглашения на 2016-2018 считаются распространенными на ООО и являются обязательным для его исполнения, сделан без учета обстоятельств по делу и положений закона.
Поскольку п.7.5 Соглашения предусматривает обязательность его выполнения в организациях, подписавших его или присоединившихся к нему, то ООО ( в лице директора ФИО3) не должно нести ответственность за его невыполнение, поскольку данное Соглашение оно не подписывало и не присоединилось к нему.
Как следует из расчетного листка <данные изъяты>. за январь и февраль месяцы 2018г. его заработная плата (общий облагаемый доход) составила 9490 руб., что соответствует минимальному размеру оплаты труда-9489 руб., установленному на территории Российской Федерации с 01.01.2018г., и не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Кемеровской области за 4 квартал 2017года- 9391 руб., т.е. соответствует требованиям, установленным ст.133 ТК РФ.
При таких данных, в действиях директора ООО ЧОО "Алекс" ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного, постановление должностного лица административного органа нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу директора ООО ЧОО " Алекс" ФИО3 удовлетворить.
Постановление № 05-15-05-01 о назначении административного наказания от 21.05.2018г., вынесенное государственным инспектором труда в Кемеровской области, которым ФИО3, признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб. отменить.
Административное производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ФИО3 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья