Дело № 12-165/2021
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2021 года г. Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Семёнова Т.А., рассмотрев протест прокурора города Пскова на постановление руководителя Псковского УФАС России от 02.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Псковского УФАС России от 02.03.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении *** ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, поданном 18.03.2021, прокурор города Пскова просит об отмене постановления и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Псковское УФАС России указав, что, по мнению руководителя Псковского УФАС России материалами дела не доказана вина ФИО1, а именно неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей, поскольку им создана контрактная служба, которой переданы обязанности по соблюдению требований Федерального закона №44-ФЗ. Данная позиция противоречит нормам действующего федерального законодательства и основана на неправильном применении закона. В материалах дела имеется решение прокурора города Пскова от 11.11.2020 №476 о проведении проверки в отношении Учреждения на предмет соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ. В данном решении, адресованном ФИО1, указано, что мониторингом сведений, имеющихся в единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), установлены признаки нарушения требований статьи 103 Федерального закона №44-ФЗ при размещении информации об исполнении по контрактам. Проверкой установлено, что своевременных организационных мер руководителем Учреждения ФИО1, направленных на обеспечение соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ и надлежащей работы контрактной службы Учреждения, не принято. Характер допущенных нарушений, заключавшихся в том, что Учреждением на протяжении всего 2020 года не было обеспечено размещение приемочных документов, также свидетельствует об отсутствии контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных сотрудников, в том числе руководителя контрактной службы. По мнению прокурора, субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, является *** ФИО1, которым не обеспечена надлежащая работа контрактной службы Учреждения, должный контроль за подчиненными сотрудниками на указанном направлении, что привело к несвоевременному размещению определенных статьей 103 Федерального закона №44-ФЗ сведений в ЕИС.
В судебном заседании представитель прокуратуры города Пскова Брижаха Е.Ю. поддержала изложенные в протесте доводы.
Председатель Псковского УФАС России ФИО2 с протестом не согласилась, считает постановление о прекращении производства по делу законным и обоснованным, а ФИО1 не является субъектом правонарушения.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении ФИО1 и его защитник с протестом прокурора города Пскова не согласились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела, суд находит протест не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу статьи 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно положениям части 1 статьи 103 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
Положениями частей 2, 3 статьи 103 Федерального закона о контрактной системе определено, что в реестр контрактов включаются информация об исполнении контракта, в том числе и информация об оплате контракта, которая направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты исполнения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Из материалов дела установлено, что по результатам проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что по результатам электронного аукциона в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» 30.03.2020 между *** и ООО *** заключен государственный контракт №***, реестровый номер в единой информационной системе в сфере закупок ***. Сумма контракта - 61 510 523,64 руб.
В соответствии с пунктом 6.2 контракта сдача и приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно, по окончании каждого календарного месяца. В течение 10 дней со дня окончания отчетного месяца, в котором выполнены работы, исполнитель предоставляет заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ за отчетный период, счет на оплату выполненных работ, счет-фактуру, копии отчетов о полетах за отчетный период (пункт 6.3 Контракта). Расчеты за выполненные работы производятся не позднее 30 дней, с даты подписания сторонами акта за отчетный месяц (пункт 7.4 Контракта).
Проверка показала, что в рамках исполнения вышеуказанного контракта имеются подписанные сторонами контракта акты сдачи - приемки выполненных работ. Но в нарушение пункта 13 части 2 статьи 103, части 3 статьи 103 Федерального закона о контрактной системе в отступление от пятидневного срока Учреждением вышеуказанные приемочные документы размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) только 14.01.2021.
Также, сведения об исполнении контракта от 23.12.2019 №766 (реестровый номер ***), заключенного между Заказчиком и ООО «***», оплата по которому производилась 29.04.2020 (платежное поручение №175443) Учреждением размещены в ЕИС лишь 15.10.2020.
Аналогичные нарушения допущены и по контракту от 21.01.2020 №1 (реестровый номер ***): информация об оплате 29.04.2020 (платежное поручение №175447) в ЕИС размещена 06.11.2020.
09.02.2021 заместителем прокурора города Пскова возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении должностного лица – *** ФИО1 и постановление по делу направлено руководителю Псковского УФАС России.
Принимая решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, заместитель прокурора исходил из того, что ФИО1, являясь *** несвоевременно представил в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, в то время как указанные сведения размещены в ЕИС с ЭЦП иных должностных лиц учреждения.
02.03.2021 руководитель Псковского УФАС России производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении *** ФИО1 прекратила в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Приходя к такому выводу, руководитель Псковского УФАС России указала, что материалами дела не доказана вина ФИО1 в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, поскольку ФИО1 создана контрактная служба, которой переданы обязанности по соблюдению требований Закона о контрактной системе. ФИО1 передал полномочия заказчика контрактной службе, руководителем которой является ФИО3, который должен распределять обязанности по соблюдению закона о контрактной системе между контрактными управляющими, а также сведения об исполнении государственных контрактов размещены с ЭЦП иных должностных лиц.
Оценив постановление о прекращении производства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательство Российской Федерации о контрактной систем в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч. 2 и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 107 Федерального закона о контрактной системе виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За несвоевременное направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестра контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена в соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ административная ответственность.
В соответствии со ст. ст. 1.5, 2.1, 2.4 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие, либо бездействие лица, за которое законодательством установлена административная ответственность, при этом должно быть наличие причинной связи между действием, бездействием лица и наступившими последствиями.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной статье, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административные правонарушения, в том числе предусмотренные частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что приказом *** от 09.01.2020 «О создании контрактной службы *** и состава лиц, выполняющих функции и обязанности контрактной службы», Р. В.В. и Ш. М.И. являются контрактными управляющими, а Д. И.И. назначен руководителем контрактной службы.
Принимая во внимание изложенное и, учитывая, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ являются лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, к коим ФИО1 не относится, прихожу к выводу, что руководителем Псковского УФАС России правомерно принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО1
При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Псковского УФАС России от 02.03.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 060/04/7.31-75/2021, возбужденного в отношении *** ФИО1, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ оставить без изменения, протест прокурора города Псков – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Т.А. Семёнова