Дело № 12-166(1)/2018г. 64RS0034-01-2018-001683-22
Р Е Ш Е Н И Е
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи - Беличенко А.В.,
при секретаре - Трубниковой О.В.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1,
представителей Россельхознадзора по доверенностям от 19.02.2018г., 09.07.2018г., 27.08.2018г. - ФИО2, ФИО3, ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 11 июля 2018 года по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области от 02 августа 2018 года по жалобе на вышеуказанное постановление,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 11 июля 2018 года ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Решением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области от 02 августа 2018 года постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 11 июля 2018 года в отношении ФИО5 оставлено без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения.
Представитель ФИО5 - ФИО1 обратился с жалобой, в которой, оспаривая правомерность привлечения ФИО5 к административной ответственности, просит постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 11 июля 2018 года и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении. Указывает, что проверка соблюдения требований земельного законодательства была проведена должностными лицами Управления Россельхознадзора по Саратовской области с нарушением положений Земельного кодекса РФ, Правил проведения административного обследования объекта земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 251 и Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27 апреля 2018 года составлен с нарушением требований норм действующего законодательства; принадлежность осматриваемого земельного участка должностными лицами не выяснялась; ООО «<данные изъяты>» самовольно захватило земельный участок и вело на нем работы.
В судебном заседании представитель ФИО5 полностью поддержал доводы жалобы по указанным в ней основаниям.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа, указавшего на законность и обоснованность вынесенного постановления, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В силу подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 27 апреля 2018 года Управлением Россельхознадзора по Саратовской области в ходе проведения административного расследования по возбужденному в отношении ООО «<данные изъяты>» делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ был осуществлен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2031 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, МО <адрес>, принадлежащего ФИО5 на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/3).
Осмотром установлено, что на данном земельном участке не проводится комплекс агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий. Земельный участок зарастает однолетней и многолетней плотной дикорастущей травянистой сорной растительностью, следы хозяйственной деятельности отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО5 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО5 подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14 июня 2018 года № 010507; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27 апреля 2018 года, фототаблицей к нему, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, и другими доказательствами по делу.
Данные доказательства получены в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся к числу допустимых и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ФИО5 правильно квалифицированы должностным лицом по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок привлечения к ответственности соблюден.
Доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27 апреля 2018 года составлен с нарушением требований норм действующего законодательства, судом не может быть принят во внимание. Как видно из материалов дела, осмотр территории, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО5, на которой ООО «<данные изъяты>» осуществляло деятельность по строительству автомобильной дороги, произведен в рамках административного расследования в отношении указанного юридического лица - должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого (осмотра) было зафиксировано наличие нарушений норм земельного законодательства.
В рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом административного органа, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о нарушении должностными лицами Управления Россельхознадзора по Саратовской области норм действующего законодательства, регламентирующих порядок проведения мероприятий по контролю.
Доводы жалобы заявителя о том, что принадлежность осматриваемого земельного участка должностными лицами не выяснялась; ООО «<данные изъяты>» самовольно захватило земельный участок и вело на нем работы, голословны и ничем не подтверждены. Согласно имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является ФИО5, в силу чего на ней лежит непосредственная обязанность по эксплуатации земельного участка в соответствии с действующим законодательством и соответственно соблюдения природоохранного законодательства. Обстоятельств, исключающих обязанность ФИО5, как владельца (пользователя) земельного участка, по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, не имеется, и таких обстоятельств заявителем суду представлено не было.
Другие доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств дела и представленных доказательств, не опровергают выводы должностного лица о доказанности вины ФИО5 в совершении вмененного ей административного правонарушения и подлежат отклонению как несостоятельные.
Решение о привлечении ФИО5 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, и является мотивированным.
Наказание лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
С учётом изложенного суд полагает, что жалоба представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 11 июля 2018 года по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области от 02 августа 2018 года по жалобе на вышеуказанное постановление - без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 11 июля 2018 года, которым ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, и решение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области от 02 августа 2018 года по жалобе на вышеуказанное постановление оставить без изменения, жалобу представителя ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: