ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1665/2016 от 14.09.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-1665/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск 14 сентября 2016 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кычкиной Н.А., рассмотрев дело по жалобе защитника по доверенности Александрова А.С. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ____ 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности начальника отдела предпринимательства и развития туризма Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта Окружной Администрации города Якутска ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) от ____ 2016 года исполняющий обязанности начальника отдела предпринимательства и развития туризма Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта Окружной Администрации города Якутска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, защитник по доверенности Александров А.С. обратился в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Защитником заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы на постановление, в связи с тем, что копия обжалуемого постановления вручена ____ 2016г., ____ 2016г. направлено заявление об оспаривании постановления в Арбитражный суд РС (Я), ____ 2016г. вынесено определение о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью, ____ 2016г. им в Якутский городской суд подана рассматриваемая жалоба.

Заявленное ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления подлежит удовлетворению в связи с признанием причины пропуска срока уважительной, учитывая, что привлекаемым лицом предпринимались меры по оспариванию вынесенного постановления.

В судебном заседании защитник Александров А.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просит удовлетворить.

Представитель УФАС по РС (Я), надлежаще извещенный не явился, в материалах дела имеется письменный отзыв на жалобу, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФАС по РС (Я).

Суд, заслушав защитника, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что ____ 2015г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по РС(Я) поступила переданная уполномоченным по защите прав предпринимателей жалоба ___ о нарушении антимонопольного законодательства Окружной Администрации города Якутска при проведении конкурса на

на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы.

___ считает, что конкурс проведен с нарушением принципа конкурентности и принципа равенства претендентов на получение субсидии, предусмотренного п.3.7 «Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего

предпринимательства, утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18мая 2015 года №132-П».

Приказом УФАС по РС (Я) от ____ 2015г. «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Окружной Администрации города Якутска возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

____ 2015г. оглашена резолютивная часть решения по делу согласно которой признано нарушение ч.1 ст. 15 ФЗ Федерального закона «О защите конкуренции» от 22.07.2006г. в результате принятия пункта 3.12.4 Порядка «Социальная значимость реализации проекта», повлекшего ограничение конкуренции среди участников конкурса, выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а также вынесено определение о выделении в отдельное производство материалов дела с признаками нарушения п.3 ч.1 ст. 17 ФЗ Федерального закона «О защите конкуренции», вынесен приказ о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выделенного в отдельное производство. Выделенному в отдельное производство по делу присвоен номер

Окружная Администрация города Якутска при рассмотрении дела должностным лицом вменяемое нарушение не признала, в связи с тем, что действия Окружной администрации не противоречат антимонопольному законодательству по основаниям, изложенным в Пояснении по делу а именно, что действия Окружной администрации города Якутска по проведению конкурсного отбора на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства были осуществлены в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и не привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 3.5 Порядка установлено, что заявка считается принятой с даты поступления в отдел предпринимательства и развития туризма Окружной администрации города Якутска и регистрируется с проставлением входящего номера и даты поступления в журнале, который пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Окружной администрации города Якутска.

Прием заявок осуществляется в сроки, установленные в извещении о приеме заявок (п. 3.1 Порядка). Срок приема заявок установлен с ____ 2015 г. по ____ 2015 г.

Порядком определен перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе, в соответствии с п.2.2 претенденты, не предоставившие полный пакет документов, не допускаются к участию в конкурсе.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (далее - БК РФ) определены положения, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Окружная Администрация города Якутска указывала на то, что положениями БК РФ и Порядком о субсидировании в части проведения конкурсного отбора не предусмотрен запрет на дополнение заявок после окончания сроков, установленных в извещении о приеме заявок.

____ 2015 г. вынесен Приказ об изменении состава комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Окружной администрацией города Якутска заявлялось ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании ст. 477 ГК РФ, согласно которой договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Правоотношения, возникшие между Окружной администрацией города Якутска и субъектами малого и среднего предпринимательства не подпадают под действие законодательства о закупках и регламентированы статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом №131-Ф3 от 06.10.2013г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таким образом, соблюдение порядка проведения конкурсного отбора по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства не может быть предметом рассмотрения, нарушающим положения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с п.2 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции, Окружная администрация города Якутска просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Комиссия УФАС по РС (Я) приняла решение отклонить ходатайство ответчика в связи со следующим: в соответствии с п.4 ст.447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

В п. 1.3 Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства закреплено, что субсидии предоставляются по конкурсу на безвозмездной основе. В п. 1.7 Порядка Координационный совет по предпринимательству при главе ГО «город Якутск» осуществляет конкурсный отбор претендентов на получение субсидий.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Указанная статья Закона о защите конкуренции распространяет свое действие на все виды торгов, включая конкурсы и аукционы.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС пришла к выводу, что положения статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на конкурсы по предоставлению субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Окружной администрацией города Якутска при проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы дела, пришла к следующим выводам.

На территории городского округа «город Якутск» действует муниципальная программа «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2012 №194-П. В рамках программы предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства». «Порядок предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» утвержден Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 мая 2015 года№132-П.

Извещение о проведении отбора на предоставление субсидии опубликовано 21 мая 2015 года.

Дата начала и окончания приема заявок: с ___ мин. ____ 2015 года по

___ мин. ____ 2015 года.

____2015г. проведено внеочередное заседание Координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск» (далее - Координационный совет), осуществляющее функции конкурсной комиссии, на котором рассмотрены конкурсные заявки и определены получатели по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства».

о

Согласно Приложению №1 к Протоколу внеочередного заседания координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск» (далее - Протокол), к конкурсу допущены 49 поданных заявок, по результатам голосования членов каждому претенденту присвоены баллы.

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 03.08.2015 г. №1335р утвержден список получателей субсидии по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» в количестве 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 3 000 000, 00 руб., согласно Приложению №2 к Протоколу.

По состоянию на ____ 2015 г. ___ участников конкурсного отбора забрали поданные ими конкурсные заявки, о чем в журнале регистрации имеется соответствующая запись.

В ходе проверки, проведенной в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции, УФАС по PC (Я), установлено, что согласно пункту 2 Порядка «Перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе»:

Для участия в отборе на получение субсидии претендент, в соответствии с условиями настоящего Порядка, предоставляет Распорядителю субсидии конкурсную заявку, содержащую следующие документы, с предъявлением оригиналов, либо заверенные надлежащим образом:

заявление об оказании поддержки по форме, утвержденной в Приложении №1 к настоящему Порядку;

опись прилагаемых документов;

анкета участника конкурсного отбора по форме, утвержденной в Приложении №2 к настоящему Порядку - для юридических лиц, по форме, утвержденной в Приложении №3 к настоящему Порядку-для индивидуальных предпринимателей;

копия паспорта индивидуального предпринимателя, либо копия паспорта лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица;

документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

документы, подтверждающие принадлежность заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей со сроком выдачи не более 6 месяцев на момент подачи заявки;

сведения о среднесписочной численности работников;

справка банка об оборотах по расчетному счету с даты открытия счета со сроком выдачи не более одного месяца на момент подачи заявки;

копия свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

копия ИНН;

документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности (кассовые и товарные чеки, накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, акты выполненных работ, услуг, счета на оплату, счета-фактуры, товарные накладные, договора и т.д.), в соответствии с условиями, установленными п. 1.14 настоящего Порядка;

реестр документов, подтверждающих фактически понесенные расходы;

справки территориального органа налоговой службы РФ и территориального органа Пенсионного фонда РФ о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей со сроком выдачи не более одного месяца на момент подачи заявки;

документ, подтверждающий краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности не ранее трех предыдущих лет, либо диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовки).

бизнес-проект, в целях реализации которого понесены расходы;

копии договоров, лицензий, разрешений, необходимых для реализации проекта (в случае необходимости);

копии правоустанавливающих документов на имущество, если оно предусмотрено для использования при реализации бизнес-проекта;

банковские реквизиты.

Претенденты, не представившие полный комплект документов согласно п. 2.1не допускаются к участию в отборе.

Распорядитель субсидии осуществляет проверку достоверности сведений,

предоставляемых претендентом на получение субсидии.

Пункт 3 Порядка закрепляет процедуру конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на предоставление субсидий.

В соответствии с п.3.1 Порядка, прием заявок субъектов МСП на участие в конкурсе осуществляется в сроки, установленные извещением о приеме заявок. Извещением установлен срок с 09 ч.00 мин. 22 мая 2015 года по 18 ч. 00 мин. 22 июня 2015 года.

Окружная администрация города Якутска, согласно пункту 1.6 Порядка, является организатором конкурса и главным распорядителем средств субсидий. Пункт 3.8 регламентирует порядок действий Распорядителя субсидий.

Согласно п.3.8.3. Распорядитель субсидий в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок:

осуществляет анализ поступивших конкурсных заявок на соответствие настоящему Порядку;

направляет сводный реестр заявок на рассмотрение Координационного Совета,

Согласно п. 3.9 Совет в течение 10 дней с момента получения сводного реестра заявок проводит заседание, на котором принимает решение о победителях конкурса и объеме средств субсидии. На заседании члены Совета выставляют каждому субъекту МСП - участнику конкурсного отбора оценку в баллах, согласно критериям отбора заявок на получение субсидии (п. 3.11 Порядка).

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что Порядок условно предусматривает 2 этапа проведения конкурса на получение субсидий:

1-й этап: прием заявок участников в установленный срок и их анализ в течение 10 дней с момента окончания приема заявок Распорядителем субсидий на соответствие Порядку и на наличие полного комплекта документов (пп. 3.8.2, 3.8.3.1);

2-й этап: рассмотрение прошедших отбор заявок, их оценка Координационным Советом путем выставления баллов, согласно установленным критериям (пп. 3.9, 3.11).

Комиссия УФАС по РС(Я), изучив представленные Окружной администрацией оригиналы заявок лиц, по итогам конкурса являющихся получателями субсидий, установила, что содержащиеся в составе заявок документы свидетельствуют об их получении участниками по истечении срока приема заявок (срок окончания приема заявок: ____ 2015 г.), а также по истечении ___ рабочих дней, отведенных на анализ заявок на соответствие Порядку (срок окончания анализа заявок: ____ 2015 г.).

Кроме того, Окружная администрация города Якутска в нарушение требований п, 2.2 Порядка допустила к участию и осуществила прием документов лиц, не_предста-вивших полный и необходимый комплект документов заявки в установленный срок с ____ 2015 г, по ____ 2015 г.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС пришла к выводу, что вышеуказанные действия Окружной администрации по допуску несоответствующих Порядку заявок ко 2-му этапу конкурса создали для отдельных участников преимущественные условия участия в конкурсе. Более того, данные действия привели к неправомерному признанию Координационным советом ___ победителями конкурса и получателями субсидии, заявки которых по итогам 1-го этапа конкурса должны были быть отклонены в соответствии с п.2.2 Порядка. Из чего следует, что лица, занимающие 11, 12, 13 места по итогам рейтинга в Приложении №1 к Протоколу заседания Координационного совета от 10,07.15 могли претендовать на включение их кандидатур в список 10 субъектов МСП - получателей субсидии.

Действия Окружной администрации города Якутска являются прямым нарушением требований Порядка, так как отсутствие в заявке полного комплекта документов, предусмотренного пунктом 2.1 Порядка, является безусловным основанием для отклонения заявок претендентов в соответствии с п.2.2 Порядка.

На рассмотрении дела представитель Окружной администрации г.Якутска сообщил, что Порядком о субсидировании в части проведения конкурсного отбора не предусмотрен запрет на дополнение заявок после окончания сроков, установленных в извещении о приеме заявок. А также добавил, что дополнение заявок возможно до даты их рассмотрения Координационным Советом по предпринимательству, т.е. до ____ 2015г.

Комиссия Якутского УФАС посчитала доводы Окружной администрации г.Якутска необоснованными, т.к. дополнение документов, возможность которого прямо не предусмотрена Порядком, по истечении установленного в извещении срока, повлекло рассмотрение заявок, соответствующих п.2.1 Порядка, наряду с заявками, не содержащими полный комплект документов и подлежащими отклонению.

В случае соблюдения Окружной администрацией Порядка, конкурс должен был быть проведен среди меньшего количества участников (меньшего на 11), закономерным и неизбежным результатом которого явилось бы изменение состава лиц, признаваемых получателями субсидии.

Таким образом, комиссия Якутского УФАС пришла к выводу, что действия Окружной Администрации города Якутска создают особые условия участия для отдельных хозяйствующих субъектов в конкурсном отборе, а также влекут нарушение прав и законных интересов участников конкурса, подавших заявки, соответствующие Порядку и содержащие полный комплект документов.

Окружная Администрация города Якутска признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с допуском заявок участников, не соответствующих Порядку предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 мая 2015 года №132-П при проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы» к этапу их рассмотрения и оценки Координационным советом, а также за прием документов по истечении установленного срока приема заявок на предоставление субсидий.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу . решение УФАС по РС (Я) по делу о нарушении антимонопольного законодательства признано законным и обоснованным.

Согласно ст. 2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно сведениям и.о. Главы городского округа «город Якутск» ФИО2 от 22.04.2016г. №01-409-Г0, полученным в ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении №0217/16-14.9, одним из должностных лиц, ответственных за допуск заявок участников, не соответствующих Порядку предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 мая 2015 года №132-П при проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы» к этапу их рассмотрения и оценки Координационным советом, а также в приеме документов по истечении установленного срока приема заявок в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» является ФИО1.

В подтверждение указанных сведений и.о. Главы ГО «Город Якутск» представлена Должностная инструкция , Начальника отдела предпринимательства и развития туризма Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта Окружающей Администрации города Якутска (далее - должностная инструкция).

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Должностной инструкции Начальник отдела в соответствии с возложенными на него обязанностями участвует в реализации политики городского округа «город Якутск» в вопросах развития малого и среднего предпринимательства, туризма.

Прием заявок участников производился с ____ 2015г. по ____ 2015г., анализ заявок должен был быть произведен в течение ___ дней с момента окончания приема заявок распорядителем субсидий на соответствие Порядку и на наличие полного комплекта документов.

Доводы, изложенные в жалобе, не могут быть приняты судом, исходя из следующего.

Решением и постановлением арбитражных судов первой и второй инстанции по делу №А58-5921/2015, вступившем в законную силу, и имеющим значение по настоящему делу, признано законным и обоснованным решение УФАС по РС(Я) о признании Окружной Администрации города Якутска нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», составившем событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что документы, отражающие применение мер обеспечения производства по делу составлены последовательно, уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, отражены правильно, при таких обстоятельствах, в действиях ФИО1 обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и дана правильная юридическая оценка, в связи с чем суд не находит оснований для отмены постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ____ 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности начальника отдела предпринимательства и развития туризма Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта Окружной Администрации города Якутска ФИО1- оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Верховный суд Республики Саха (Якутия).

Судья Н.А. Кычкина