ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-166/20 от 28.09.2020 Ленинскогого районного суда (Тульская область)

№ 12-166/20

Р Е Ш Е Н И Е

28 сентября 2020 года п. Ленинский

Судья Ленинского районного суда Тульской области Горбатова Т.Е., рассмотрев жалобу генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО5 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 29 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении ФИО5,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 29 июня 2020 года генеральный директор АО п/ф «Тульская» ФИО5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4500 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, генеральный директор АО п/ф «Тульская» ФИО5 обратилась с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что информация, указанная в отчете , основана на приказе Росстата от 08.11.2018 года №661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».

ФИО5 о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО5

В возражениях на жалобу представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по доверенности ФИО2 пояснила, что сведения, содержащиеся в отчете формы (воздух), являются недостоверными, так как определение фактически выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ без использования фактических исходных данных является несоответствующим действительности.

В судебном заседании защитник ФИО5 адвокат Павлов П.Г. доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, пояснив, что отчет (воздух) был сдан в установленные сроки, отсутствует нормативное основание о необходимости предоставления арифметического расчета промышленных выбросов загрязняющих веществ.

Представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) В возражениях на жалобу представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по доверенности ФИО3 и инспектор Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО4 пояснили, что арифметический расчет промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников загрязнения атмосферы с исходными и конечными данными, на основании которых была заполнена форма (воздух), в Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от АО п\Ф «Тульская» не поступал. Инструментальный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников загрязнения проведен не в полном объеме, замерено 10 организованных источников из 46 в течение 2019 года, достоверность сведений, содержащихся в форме (воздух) является неподтвержденной. Просили постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ч.ч.1,2 ст.34 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно п.1 Приказа Росстата от 08.11.2018 года №661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) (далее - форма) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В силу п.6 Приказа Росстата от 08.11.2018 года №661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» учету подлежат все загрязняющие вещества, содержащиеся в отходящих газах от стационарных источников загрязнения, имеющихся у респондента, и аспирационном воздухе (кроме перечисленных в п. 15 настоящих Указаний, также не учитываются данные о выбросах диоксида углерода (CO2), озона (O3) и радиоактивных веществ). Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. Сюда же включаются загрязняющие вещества, поступившие в атмосферу в результате аварий на трубопроводах.

В форме приводятся выбросы как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся горящие (пылящие) терриконы и отвалы, резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов, и другие неорганизованные источники.

Согласно п.п.1 п.12 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года №14-01-333, для определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу используются инструментальные и расчетные (расчетно-аналитические) методы.

В силу пп.2 п.1.2 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 года №14-01-333, расчетные методы применяются в основном для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов).

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО5 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, послужило то, что в ходе плановой выездной проверки по распоряжению руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 02.03.2020 года по 23.03.2020 года проведена проверка соблюдения хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды АО п/ф «Тульская», расположенной по адресу: <адрес> и было установлено, что руководитель АО п/ф «Тульская» ФИО5 допустила нарушение природоохранных требований в области охраны атмосферного воздуха, установленных законодательством РФ, что выразилось в сокрытии полной и достоверной экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, а именно: данные, подтверждающие проведение расчетного (расчетно-аналитического) контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников загрязнения, не были представлены в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, достоверность сведений, содержащихся в форме (воздух), является неподтвержденной, тем самым генеральным директором АО п/ф «Тульская» ФИО5 были нарушены требования ч.1 ст.34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.16 Приказа Росстата от 08.11.2018 года №661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».

Признавая генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО5 виновным в совершении административного правонарушения должностное лицо исходило из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО5 подтверждаются совокупностью доказательств: распоряжением руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 25.02.2020 года о проведении плановой проверки АО п/ф «Тульская» в период времени с 02.03.2020 года по 23.03.2020 года; актом проверки Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23.03.2020 года, в котором указаны нарушения, допущенные АО п/ф «Тульская» в области охраны окружающей среды, с фототаблицей; предписанием Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23.03.2020 года об устранении выявленных нарушений, допущенных АО п/ф «Тульская» в области охраны окружающей среды; паспортами отходов I-IV классов опасности; отчетом сведений об охране атмосферного воздуха за 2019 год, в котором указано количество объектов и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух, а именно, согласно разд. 1 Сведений об охране атмосферного воздуха за 2019 год АО п\ф «Тульская»: выбрасывается без очистки всего 59,4997 т загрязняющих веществ, в том числе, организованных источников загрязнения 55,957 т; в том числе твердых всего 10,610 т загрязняющих веществ (от организованных источников загрязнения 9,727 т); в том числе, газообразных и жидких всего 48,887 т (от организованных источников загрязнения 46,23 т); согласно разд. 3: количество источников загрязнения атмосферы на конец года всего 97 единиц (из них организованных – 46); разрешенный выброс в атмосферу загрязняющих веществ всего 59,335 т; фактически выброшено в атмосферу загрязняющих веществ 59,497 т; Проектом нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным в 2015 году генеральным директором ОАО Птицефабрика «Тульская», в табл.5.2 разд.5 приведен план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса, в котором установлена периодичность контроля за выбрасываемыми веществами по всем источникам загрязнения атмосферы (организованным и неорганизованным); договором от 02.09.2019, заключенным между АО п\ф «Тульская» и ООО ЦЭОТ «Тулатехэкспертиза», согласно которого исполнитель принимает на себя выполнение следующих видов работ - организация и проведение инструментального контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятия; протоколом от 29.03.2019 года исследований (испытаний) и измерений концентрации загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников загрязнения атмосферы, были отобраны промышленные выбросы в атмосферный воздух от следующих (аммиак, сероводород, пыль меховая), (аммиак, сероводород, пыль меховая, азота диоксид, углерод оксид), (аммиак, сероводород, пыль меховая), (аммиак, сероводород, пыль меховая, азота диоксид, углерод оксид), (аммиак, сероводород, пыль меховая), (аммиак, сероводород, пыль меховая), (аммиак, сероводород, пыль меховая), (аммиак, сероводород, пыль меховая, азота диоксид, углерод оксид), (аммиак, сероводород, пыль меховая, азота диоксид, углерод оксид), (аммиак, сероводород, пыль меховая); протоколами лабораторных испытаний; договором от 12.11.2017 года, заключенного между АО п/ф «Тульская» и ООО ЦЭОТ «Тулатехэкспертиза», о контроле выбросов загрязняющих веществ атмосферного воздуха; протоколом об административном правонарушении от 20.05.2020 года, составленным в отношении АО п/ф «Тульская» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Согласно разрешению от 07.09.2015 года Управления Росприроднадзора по Тульской области ОАО Птицефабрика «Тульская» разрешается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) в период с 07.09.2015 года по 06.09.2020 года.

При рассмотрении дела указанные фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами и получившими правильную оценку в постановлении в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.

Оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства судья приходит к выводу о том, что должностным лицом действия генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО5 правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ, так как она совершила сокрытие полной и достоверной экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.5.2 настоящего Кодекса.

Постановление об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление должностным лицом и отражает существо правонарушения.

Оснований для отмены постановления не имеется.

Довод ФИО5 о том, что отчет предоставлен в соответствии с требованиями приказа Росстата от 08.11.2018 года №661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха», является несостоятельным, поскольку как следует из материалов дела указанные в нем сведения не соответствуют действительности.

Административное наказание назначено ФИО5 в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 29 июня 2020 года, вынесенное в отношении генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО5 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья