ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-166/2022 от 05.09.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Передреева Т.Е.

Дело № 21-649/2022 (№ 12-166/2022)

64RS0043-01-2022-002563-73

РЕШЕНИЕ

05 сентября 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Закарян И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Береговским М.С.,

рассмотрев жалобу Свистунова В. А. на решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 30 июня 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области Голиченко Д.Д.
№ 1-220/2022 от 21 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 8.1 КоАП РФ, в отношении начальника отдела капитального строительства Саратовского филиала ПАО НК «РуссНефть» Свистунова В. А.,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области
Голиченко Д.Д. № 1-220/2022 от 21 апреля 2022 года начальника отдела капитального строительства Саратовского филиала ПАО НК «РуссНефть» Свистунов В.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от
30 июня 2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Свистунов В.А. просит об отмене постановления должностного лица и решения суда, прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании Свистунов В.А и его защитник Столярова Е.А.
доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области Голиченко Д.Д. просила решение районного суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность постановление должностного лица и решение районного суда в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу статьи 8.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения должностными лицами межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области внеплановой выездной проверки юридического лица – ПАО НК «РуссНефть» в период с 28 марта 2022 года по 01 апреля 2022 года было установлено, что ПАО НК «РуссНефть» не соблюдены экологические требования при осуществлении реконструкции объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов, а именно:

- объект капитального строительства введен в эксплуатацию и эксплуатируется без заключения органа федерального государственного экологического надзора. При этом ПАО НК «РуссНефть» получено разрешение на ввод в эксплуатацию от Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 13 августа 2021 года № 64-63243872001-646-2021. Таким образом, ПАО НК «РуссНефть» нарушен процесс получения разрешения на ввод в эксплуатацию, предусмотренный подпункт 9 пункт 3 статьи 55 ГрК РФ;

- ПАО НК «РуссНефть» не представлены подтверждающие документы по выполнению мероприятий по осуществлению утилизации хозяйственно-бытовых отходов, по сбору, учёту, утилизации, передаче и размещению отходов при реконструкции объекта, по минимизации воздействия на атмосферный воздух, земельные ресурсы, по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства, что является нарушением статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- представленная программа производственного экологического контроля (далее – ПЭК) при строительстве объекта «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа», утвержденная директором ООО «Каскад», разработана в нарушение Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденным Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74, а именно: раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» включен не в полном объеме, что является нарушением пункта 2 приложения 1 к приказу от 28 февраля 2018 года № 74, в программе ПЭК отсутствует следующая информация: пункт 7.2 не содержит сведений об утилизации хозяйственно-бытовых стоков; пункт 7.3 не предусмотрен производственный контроль в области обращения с отходами; пункт 7.4 не содержит сведений по производственному контролю в области использования и охраны земель;

- ПАО НК «РуссНефть» представлен отчет по программе ПЭК в целом по объекту негативного воздействия – ППСН Восточно-Рыбушанский
(ОНВОС 63-0164-001237-П), без выделения этапа реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с проектными решениями «Реконструкции объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа». Отчет по программе ПЭК на период строительства ПАО НК «РуссНефть» при проведении проверки не представлен, что является нарушением статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- ПАО НК «РуссНефть» не выполнена обязанность по внесению изменений в проект нормативов предельного допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом сооружений, разработанных в результате 1 этапа реконструкции объекта в соответствии с проектной документацией «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установки подготовки газа», что является нарушением требований, установленных пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- ПАО НК «РуссНефть» не выполнена обязанность по внесению изменений в проект норматив образования отходов и лимитов на их размещение с учетом сооружений, разработанных в результате 1 этапа реконструкции объекта в соответствии с проектной документацией «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установки подготовки газа», что является нарушением требований, установленных статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Приказом Саратовского филиала ПАО НК «РуссНефть» от 03 февраля 2020 года № 279-к Свистунов В.А. принят на должность начальника отдела капитального строительства и является ответственным лицом, в том числе в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности.

Установленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для привлечения начальника отдела капитального строительства Саратовского филиала ПАО НК «РуссНефть» Свистунова В.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области Голиченко Д.Д., с выводами которого согласился судья районного суда.

Полагаю, что вывода судьи районного суда являются законным и обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1). Абзац пятнадцатый пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона предусматривает обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершение Свистуновым В.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 08 апреля 2022 года № 1-220/2022, актом проверки № 1ВН-058/2022 от 01 апреля 2022 года, протоколом осмотра от 30 марта 2022 года. № 176-ОРД, которым дана оценка должностным лицом административного органа и судьёй районного суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях начальника отдела капитального строительства Саратовского филиала ПАО НК «РуссНефть» Свистунова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статье 8.1 КоАП РФ, являются правильными.

В ходе производства по делу каких-либо существенных нарушений, повлиявших на принятие правильного постановления и решения суда, не установлено.

Доводы жалобы о том, что обязанность по обеспечению выполнения необходимых мероприятий по промышленной и пожарной безопасности, охране труда и промышленной санитарии, охране окружающей среды, предусмотренных действующим законодательством РФ, предотвращению порчи и уничтожения зеленых насаждений во время проведения работ было возложено на общество с ограниченной ответственностью «Каскад», являются не состоятельными.

В соответствии с договором от 17 декабря 2020 года № 33960-00/20-1409/СФ, заключенным между ПАО НК «РуссНефть» и обществом с ограниченной ответственностью «Каскад» на выполнение подрядных работ по строительству объекта, заказчиком ПАО НК «РуссНефть» осуществляется контроль за выполнением условий договора.

При этом работы по реконструкции объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов были завершены и объект принят заказчиком и введен в эксплуатацию 13 августа 2021 года.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 (далее - приказ от 28 февраля 2018 года № 74) утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Согласно п. 1 приложения № 2 приказа от 28 февраля 2018 года № 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

ПАО НК «РуссНефть» представлен отчет по программе ПЭК в целом по объекту негативного воздействия - ППСН Восточно-Рыбушанский (ОНВОС 63-0164-001237-П), без выделения этапа реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с проектными решениями «Реконструкции объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа».

Отчёт по программе ПЭК на период строительства ПАО НК «РуссНефть» в нарушение статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при проведении проверки не был представлен.

Кроме того, согласно положениям ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Объект НВОС ППСН Восточно-Рыбушанский учтенный в реестре НВОС за № 63-0164-001237-11 является объектом 1 категории. При этом нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух должны быть установлены в отношении каждого источника выбросов.

В период с января 2021 года по июнь 2021 года на объекте ППСН Восточно-Рыбушанский ПАО НК «РуссНефть» осуществлялась реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа.

В процессе реконструкции объекта системы обустройства Восточно- Рыбушанского месторождения на были установлены новые элементы. Объект после реконструкции был введен в эксплуатацию.

ПАО НК «РуссНефть» не были внесены изменения в проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом действующий проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении ППСН Восточно-Рыбушанский утвержден ПАО «НК «РуссНефть» в конце 2021 года.

Следовательно, ПАО НК «РуссНефть» не выполнена обязанность по внесению изменений в проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учётом сооружений, разработанных в результате 1 этапа реконструкции объекта в соответствии с проектной документацией «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа».

Также установлено, что ПАО НК «РуссНефть» принимаются меры к выполнению предписания об устранении выявленных нарушений от 01 апреля 2022 года № 1ВН-058/2022. С этой целью заявлено ходатайство о продлении срока для его исполнения.

Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Собранные по делу доказательства отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 КоАП РФ, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного кодекса, поводов для признания их недопустимыми не имеется.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1096 было утверждено положение «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)», вступившим в действие с 02 июля 2021 года, которое определило порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации. При этом реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов была завершена, объект принят и введен в эксплуатацию 13 августа 2021 года.

Постановление о привлечении начальника отдела капитального строительства Саратовского филиала ПАО НК «РуссНефть» Свистунова В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением установленного срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено Свистунову В.А. в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ.

Нарушений прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не допущено.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, постановил законное и обоснованное решение.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

С учетом вышеизложенного оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 30 июня 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области
Голиченко Д.Д. № 1-220/2022 от 21 апреля 2022 года, оставить без изменения, жалобу Свистунова В. А. - без удовлетворения.

Судья И.В. Закарян