ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-167(1 от 11.07.2022 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-167(1)/2022

64RS0043-01-2022-002567-61

Судья Саратовского районного суда Саратовской области - Корсакова Н.В.,

при секретаре - Алексушиной Л.В.,

с участием представителя ПАО НК «РуссНефть» Столяровой Е.А.,

представитель межрегионального управления Морозовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ПАО НК «РуссНефть» Столяровой Е.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 21 апреля 2022 г. по делу о привлечении ПАО НК «РуссНефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 21 апреля 2022 г. ПАО НК «РуссНефть» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Представитель ПАО НК «РуссНефть» Столярова Е.А. обратилась в суд с жалобой, указывая на незаконность вынесенного в отношении ПАО НК «РоссНефть» постановления, поскольку оснований для проведения государственной экологический экспертизы не имеется, поскольку все проектируемые объекты, предусмотренные проектной документацией по титулу: "Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа" реализуются в рамках проектной документации на выполнение работ, утвержденной протоколами заседания ЦКР Роснедр до 01.01.2019 года, то проведение государственной экологической экспертизы, предусмотренной пп. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в данном случае не требуется. Кроме того, истек срок привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании Столярова Е.А. поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление от 21 апреля 2022 по делу о привлечении ПАО НК «РуссНефть» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленным Федеральным Законом № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определены объекты государственной экологической да экспертизы федерального уровня.

Согласно п. 7, 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

Из материалов дела следует, что в период с 28.03.2022 по 01.04.2022 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям на основании Решения от 24.03.2022 -ОРД, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО НК «РуссНефть», с целью оценки возможности выдачи заключения контрольного органа в отношении объекта капитального строительства ПАО НК «РуссНефть» «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа» (разработчик ООО «ИТ-сервис»; год разработки 2020; положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 27.11.2020 ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве») в части соответствия такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы. В ходе внеплановой проверки установлено, что ПАО НК «РуссНефть» не выполнена обязанность по проведению государственной экологической экспертизы. Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов осуществлялась без оценки воздействия на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, чем нарушаются требования статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Из пояснений в судебном заседании представителя межрегионального управления Морозовой М.В. следует, что постановлением о назначении административного наказания от 21.04.2022 Заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1.ст. 8.4 КоАП РФ за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации по реконструкции объекта капитального строительства. В период с 28.03.2022 по 01.04.2022 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям на основании Решения от 24.03.2022 -ОРД, проведена внеплановая выездная проверка. Основанием проведения проверки послужило поступившее в адрес Межрегионального управления заявление ПАО НК «РуссНфеть» от 21.02.2022 г. на получение заключения Федерального государственного экологического надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства: «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа» (далее по тексту - Объект) требованиям в области охраны окружающей среды и проектной документации.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела документами, а именно: протоколом об административном правонарушении по делу об административном правонарушении № от 21.04.2022 года, актом проверки от 01 апреля 2022 года, протоколом осмотра от 30 марта 2022 года, предписанием об устранении выявленных правонарушений обязательных требований, постановлением от 21 апреля 2022 года о назначении административного наказания.

В судебном заседании установлено, что в ходе внеплановой проверки установлено, что ПАО НК «РуссНефть» не выполнена обязанность по проведению государственной экологической экспертизы. Реконструкция Объекта осуществлялась без оценки воздействия на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, чем нарушаются требования статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

ППСН Восточно-Рыбушанский наземный объект транзита природного газа с Пограничного месторождения, право пользования по которому принадлежит ПАО НК «РуссНефть», и Восточно-Рыбушанского месторождения, право пользование по которому принадлежит ООО «Стандарт». Восточно-Рыбушанский ППСН предназначен для дополнительной подготовки газа, поступающего с двух месторождений, и дальнейшего транспортирования сторонним организациям.

В соответствии с п. 13.1 раздела 13 «Система обустройства месторождений, сбор, подготовка и транспортировка углеводородов» Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом МПР РФ от 14.06.2016 , проектирование объектов обустройства месторождения осуществляется на основании технического проекта разработки месторождения, а также технического задания, утвержденных недропользователем, с соблюдением действующих норм и правил промышленной безопасности в нефтегазодобывающей отрасли.

Таким образом, система обустройства предназначена для конкретного месторождения на основании подготовленной документации конкретным недропользователем.

Хозяйственная деятельность в пределах Пограничного месторождения ведется на ППСН Пограничный, который построен для сбора и транспортировки газа, нефти и газового конденсата с месторождения Пограничное и находится на территории Высоковского муниципального образования Красноармейского района Саратовской области. В систему обустройства Пограничного месторождения ППСН Восточно-Рыбушанский не входит. Объект создавался ранее в рамках обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, право пользование по которому на момент строительства ППСН принадлежало АО «Саратовнефтегаз». По межпромысловому газопроводу газ с Пограничного месторождения подается на ППСН Восточно-Рыбушанский, где производится вторая ступень подготовки газа сторонним организациям. Соответственно, непосредственным обустройством Пограничного месторождения является Пограничный сборный пункт, а не Восточно-Рыбушанский ППСН.

В соответствии с реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), учтен ППСН Пограничный (-П - экологический контроль); который имеет 27 источников воздействия. На основании имеющихся данных в распоряжении Межрегионального управления, ППСН Пограничный находится в Красноармейском районе на него имеется собственная система обустройства, разработана отдельная от ППСН Восточно-Рыбушанский проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, проект составлен отдельный отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, система обустройства Пограничного месторождения может включать разработку только пограничного месторождения.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что государственным инспектором были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы о том что, установка подготовки газа» не требуется проведение государственной экологической экспертизы в связи с наличием проектной документации на разработку Восточно-Рыбушанского месторождения ООО «Стандарт», утвержденного протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 16.11.2018 , несостоятелен, поскольку опровергаются материалами дела.

Оснований освобождения заявителя от административной ответственности, по делу не имеется, на таковые законный представитель Столярова Е.А. в своей жалобе и не указывает.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления не допущено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

Дело рассмотрено с соблюдением правил подведомственности в соответствии с требованиями ст. 29.5 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено компетентным должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции указанной правовой нормы, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 21 апреля 2022 г., которым ПАО НК «РуссНефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей - оставить без изменения, жалобу представителя ПАО НК «РуссНефть» Столяровой Е.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: