ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1674/2021 от 14.03.2022 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

№12-189/2022

86RS0002-01-2021-017569-21

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 14 марта 2022 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Калашникова Н.Н.,

с участием Лаптева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лаптева О. В. на постановление по делу об административном правонарушении от <дата>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от <дата> должностное лицо – и.о. заместителя генерального директора по организации летной работы - командир летного отряда Лаптев О.В. на основании ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Лаптев О.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которое просит отменить как незаконное, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку исходя из должностной инструкции не наделен полномочиями по реализации положений подпунктов 11 и 26 пункта 5 Требований ТБ 1604.

В судебном заседании Лаптев О.В. на доводах жалобы настаивал.

Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, о слушании дела извещено надлежащим образом.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, заслушав Лаптева О.В., изучив представленный в суд административный материал в целом, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.01.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение вышеуказанной нормы приняты требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1604.

Согласно п. 4 Требований 1604, настоящие Требования обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Из материалов дела следует, что в период с <дата> по <дата> в отношении юридического лица АО «Нижневартовскавиа» на основании решения УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от <дата> и плана проверок, утвержденных Генеральной прокуратурой РФ, была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности.

В ходе проверки установлено, что АО «Нижневартовскавиа» не обеспечило обследование объектов досмотра при их перемещении на транспортное средство с использованием мобильных, переносных средств досмотра, а именно при обследовании <данные изъяты> после вылета <дата> выявлено отсутствие переносного металлодетектора (нарушены требования пп. 26 ст. 5 Требования ТБ 1604).

Также Общество не обеспечило аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с порядками, предусмотренными частями 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона №16-ФЗ от 07.02.2007, а именно командиры воздушных судов которые в соответствии с приказом от <дата> являются ответственными за обеспечение транспортной безопасности в отношении транспортного средства в полете. Командиры воздушных судов ФИО. не прошли аттестацию (нарушены требования пп. 11 ст. 5 Требования ТБ 1604).

Оспариваемым постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> и.о. заместителя генерального директора по организации летной работы - командир летного отряда Лаптев О.В. на основании ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за нарушение подпунктов 11 и 26 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1604.

Привлекая должностное лицо к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начальник отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора не принял во внимание доводы должностного лица о том, что исполняющий обязанности заместителя генерального директора по организации летной работы - командира летного отряда АО «Нижневартовскавиа» не наделен руководителем организации полномочиями по реализации положений подпунктов 11 и 26 пункта 5 Требований ТБ 1604.

В соответствии с должностной инструкцией , утвержденной <дата> генеральным директором АО «Нижневартовскавиа», заместитель генерального директора по организации летной работы - командир летного отряда АО «Нижневартовскавиа» обязан: осуществлять общее руководство организацией и проведением всех видов учебы, подготовки, тренировки и проверки летного состава летного отряда, АУЦ и штурманской службы (п. 2.13); обеспечивать качественную подготовку летного состава к полетам, штурманской службы, СОАР, АУЦ к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды (п. 2.18).

Согласно п. 4 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 02.07.2021) подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В силу п. 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

Статья 68 Воздушного кодекса РФ определяет, что полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждённые приказом Минтранса России от 31.08 2009 № 128, (далее - ФАП-128) устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету.

Пункт 5.84 ФАП-128 определяет, что эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и предусматривает следующее: ознакомление вновь принятого на работу члена летного экипажа с его обязанностями и функциями, требованиями эксплуатанта по выполнению полетов; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев подготовку по аварийно-спасательному оборудованию воздушного судна и тренировку процедур аварийной эвакуации на суше; подготовку по перевозке опасных грузов, включая сдачу экзамена, не реже одного раза в течение последовательных 24 месяцев, если планируется осуществлять перевозку опасных грузов; тренировку процедур аварийной эвакуации на воде не реже одного раза в течение последовательных 24 месяцев, если планируется осуществлять полеты над водными объектами, при полетах над которыми необходимо иметь оборудование; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению полетов в особых условиях, включая сдачу экзамена; теоретическую подготовку и тренировку по выводу воздушного судна из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания не реже одного раза в течение последовательных 36 месяцев; теоретическую подготовку к полетам в условиях RVSM и RNP, включая сдачу экзамена до начала выполнения полетов в указанных условиях на вновь освоенном типе воздушного судна, если планируется осуществлять полеты в условиях RVSM и RNP; при выполнении международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык - подготовку и проверку знания английского языка в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, а также процедуры изучения правил, изложенных в сборниках аэронавигационной информации государства, в воздушном пространстве которого планируется выполнять полеты; не реже одного раза в течение последовательных 36 месяцев подготовку в области авиационной безопасности; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку; теоретическую подготовку к выполнению маневров и действий при срабатывании БСПС, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку, не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев, если планируется осуществлять полеты, на воздушных судах, оборудованных БСПС; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев тренировку на летном не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку по знанию систем воздушного судна и умению определять его летные характеристики, включая сдачу экзамена; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению полетов КВС с правого пилотского сидения, включая сдачу экзамена, тренировку на летном тренажере или на воздушном судне, включая проверку КВС, если выполнение таких полетов предусмотрено в РПП; теоретическую подготовку не реже одного раза в течение последовательных 7 месяцев к выполнению нормальных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев проверку выполнения нормальных процедур на воздушном судне; не реже одного раза в течение последовательных 36 месяцев теоретическую подготовку и тренировку по управлению ресурсами кабины экипажа воздушного судна; не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев оценку управления ресурсами кабины экипажа воздушного судна на тренажере и на воздушном судне.

Таким образом, федеральными авиационными правилами не предусмотрена подготовка к полету членов летных экипажей по транспортной безопасности.

В свою очередь, согласно Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

В постановлении о назначении административного наказания от <дата> полномочия должностного лица Лаптева О.В. изложены неточно, с включением в текст дополнительных слов, необоснованно расширяющими компетенцию заместителя генерального директора по организации летной работы - командира летного отряда АО «Нижневартовскавиа».

Так, в постановлении указано, что Лаптев О.В., являясь и.о. заместителя генерального директора по организации летной работы - командира летного отряда АО «Нижневартовскавиа» отвечает за подготовку сотрудников летного отряда АО «Нижневартовскавиа» по всем видим деятельности, в том числе, и за организацию подготовки и аттестации летного состава по транспортной безопасности, который относится к силам обеспечения транспортной безопасности, что не соответствует тексту должностной инструкции от <дата>.

Таким образом, при рассмотрении жалобы установлено, что заявитель не является субъектом данного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Лаптева О.В. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению при отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Лаптева О. В. на постановление по делу об административном правонарушении от <дата> удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении должностного лица - Лаптева О. В., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты - Мансийского автономного округа через Нижневартовский городской суд.

Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова

Копия верна

Судья Н.Н. Калашникова

Подлинный документ находится

в административном деле

Судья __________ подпись

Секретарь _________ подпись