ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-167/19 от 11.07.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

судья Ажгихина Н.В. Дело

Решение

Судья Верховного суда Удмуртской Республики Соловьев В. А., с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности М.ФИО1- адвоката Максименко О.Э., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> Республики 11 июля 2019 года жалобу защитника на постановление судьи Малопургинско районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.ФИО1

установил:

постановлением судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ гражданин Египта М. Г.М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей, с административным выдворением, принудительным контролируемым перемещением, за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный суд Удмуртской Республики, защитник просит об изменении постановления, в части назначенного наказания - исключения административного выдворения за пределы Российской Федерации, полагая, что судья не учел ряд значимых по делу обстоятельств.

В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержал в полном объеме, указывая что исключение дополнительного вида наказания возможно, уведомления об аннулировании разрешения на временное проживание М. Г.М.М. не получал.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не имеется по нижеследующим основаниям.

Часть 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут сотрудниками ОВМ ОМВД России по <адрес> и ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> был выявлен гражданин Египта М. Г.М.М., которому решением МВД по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ аннулировано разрешение на временное проживание, выданное ДД.ММ.ГГГГ МВД по Удмуртской Республике. На основании данного решения гражданину М. Г.М.М. ДД.ММ.ГГГГ оформлено снятие с миграционного учета по месту жительства по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) М. Г.М.М. был обязан выехать за пределы Российской Федерации в течение 15 дней, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Однако мер к самостоятельному выезду за пределы Российской Федерации гражданин Египта М. Г.М.М. не предпринял, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает на территории России в нарушение миграционного законодательства, от выезда уклоняется, документов, подтверждающих право на законное пребывание на территории Российской Федерации М. Г.М.М. не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспариваются.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.5 ФЗ РФ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Поскольку по делу правильно установлено, что после аннулирования разрешения на временное проживание иностранный гражданин – М. Г.М.М. не выехал из Российской Федерации, им были нарушены правила пребывания иностранного гражданина в РФ, его бездействие правильно квалифицировано по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. При этом в деле имеется уведомление МВД по УР от ДД.ММ.ГГГГ о принятом решении. Из рапорта должностного лица полиции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М. Г.М.М. был уведомлен о принятом МВД по УР решении об аннулировании разрешения на временное проживание.

Наказание лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах установленной законом санкции статьи особенной части КоАП РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрено санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Как усматривается из материалов дела, при назначении административного наказания судьей районного суда требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены - учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.

Не смотря на то, что М. Г.М.М. состоит в браке с гражданкой России, его принудительное выдворение из страны пребывания не может считаться безосновательным вмешательством властей Российской Федерации в его семейную жизнь.

При этом необходимо учесть, основания по которым М. Г.М.М. аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации (иностранный гражданин своими действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации), а также объяснения М. А.В. (супруги М. Г.М.М.) из которых следует, что сохранение с дальнейшем семейно брачных отношений невозможно ввиду противоправных действий М. Г.М.М. в отношении своей супруги.

При таких обстоятельствах назначение М. Г.М.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших объективно и полно рассмотреть дело, либо нарушений прав участников производства по делу об административном правонарушении по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Малопургинского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении М.ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Удмуртской Республики Соловьев В.А.