ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-167/19 от 17.07.2019 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело №12-167/2019

РЕШЕНИЕ

17 июля 2019 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Афанасьевой Ж.В.

при секретаре Крутиковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 - главного геолога ООО «Стандарт» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 12.03.2019 № 02-014/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 12.03.2019 № 02-014/2019 должностное лицо общества с ограниченной ответственностью «Стандарт» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000,00руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с настоящей жалобой, в которой просит указанное постановление признать незаконным и отменить.

В жалобе указывает на то, что с 2015 года ООО «Стандарт» проводит работы согласно проектному документу «Технологическая схема разработки пласта Пд подольского горизонта Западно-Землянского участка Лапасского месторождения Оренбургской области». Технологическая схема разработки является проектным документом, определяющим предварительную систему промышленной разработки месторождения на период его разбуривания основным эксплуатационным фондом скважин. Технологические схемы разработки составляются по данным разведки и пробной эксплуатации. ООО «Стандарт» в 2016 году провели работы по оперативному перерасчету запасов залежи Пд подольского горизонта Западно-Землянского участка Лапасского месторождения Оренбургской области (лицензия ОРБ 02788 НР от 31.03.2014). Согласно протоколу № 03-18/530 пр от 13.10.2016 и экспертному заключению ЭЗ № 240-16 ОП от 09.08.2016 года на баланс ООО «Стандарт» были добавлены извлекаемые запасы, а также произошло обоснование перехода с одной классификации запасов – категории С1 на новую классификацию категорию В1. В рамках проектного документа был проанализирован весь имеющийся геолого-геофизический, промысловый материал и информация по выработке запасов. Результаты показали, что реализация проектных решений, заложенных в действующем проектном документе, позволяет уточнить величину коэффициента извлечения нефти. Рассмотрев представленные материалы, экспертная комиссия посчитала возможным согласиться с авторской оценкой коэффициентов извлечения нефти и пересчитанные в соответствии с этим извлекаемыми запасами нефти и растворенного газа по пласту Пд подольского горизонта Западно-Землянского участка Лапасского месторождения Оренбургской области. Согласно п. 5.16 Приказа Минприроды № 356 от 14.06.2016 «Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья» пользователь недр имеет право принимать оперативные решения по рациональному использованию фонда скважин всех назначений без внесения изменений в Технологическую схему разработки в случаях проведения геолого-технических мероприятий, не меняющих основные положения технического проекта при условии, что уровни отбора нефти и свободного газа находятся в пределах допустимых отклонений, необходимость в бурении боковых стволов и организация системы поддержания пластового давления отсутствует. Также с учетом подбора оптимального технологического режима работы насосного оборудования и проведению геолого-технических мероприятий в добывающих скважинах, был достигнут проектный коэффициент извлечения нефти, что позволило ООО «Стандарт» принять решение в отсутствии необходимости бурения боковых стволов и организации системы поддержания пластового давления. Доизучение объекта ПД подольского горизонта Западно-Землянского участка Лапасского месторождения Оренбургской области было закончено в 2015 вместе с окончанием действия проекта пробной эксплуатации на данную залежь, что подтверждается Протоколом заседания Удмурской нефтяной секции ЦКР Роснедр по УВС от 15.02.2013 № 822.

Кроме того, ФИО1 указывает что в период с 2016-2017 обеспечить выполнение требований Технологической схемы было невозможно ввиду убыточности работы общества с 2014 по 2017гг.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей – государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО6., а также главный специалист – эксперт правового, кадрового и информационно-аналитического обеспечения показали, что в технологической схемой установлена необходимость бурения боковых стволов. Все обязательства должны быть выполнены. В отношении ООО «Стандарт» Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области проводилась плановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения, приказ о проведении проверки направлялся обществу заказным письмом с уведомлением, которое было получено адресатом. Также в день проверки уведомление и приказа о проведении проверки был вручен директору общества. В проверке участвовал представитель юридического лица, действующий на основании доверенности - ФИО2, был составлен акт проверки. Проверка проводилась в период с 04.02.2019 года по 01.03 2019 года. Быков получил уведомление за сутки до составления протокола, при рассмотрении дела ФИО1 присутствовал, им предоставлялись документы – служебная записка от 20.06.2017 г. директору общества, в которой он указывал на необходимость пробурить боковой ствол. Финансовое состояние организации в 2017 году было тяжелое, поэтому требования по служебным запискам выполнить в 2017 году не могли, в 2018 году доходы у организации появились. Вместе с тем, отсутствие финансовых средств не освобождает от ответственности, как общество, так и должностное лицо, ответственное за нарушение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. При этом главный геолог – ФИО1 не был лишен возможности обратиться с соответствующим ходатайством о внесении изменений в технический проект, однако дополнения не внесены в проект. Бурение боковых стволов необходимо для геологического доизучения пласта, доизучение проведено не было в этом и есть нарушение. Есть технический проект и организация и должностные лица, ответственные за его исполнение должны соблюдать проект.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Исходя из преамбулы к Закону РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

По смыслу ст.11 Закона о недрах, под лицензией понимается оформляемое и выдаваемое органами государственной власти субъектов Российской Федерации, специальное государственное разрешение включающий установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью такого разрешения (лицензии) и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии с п. и 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах обязанностью пользователя недр является соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с использованием недрами, соблюдение требований технических проектов и выполнения условий, установленных лицензией на пользования недрами, обеспечение выполнения условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.

Согласно ст. 2 Приказа МПР России от 21.03.2007 № 61 «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» (далее-Приказ) проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.

В качестве проектных технологических документов могут рассматриваться: проекты пробной эксплуатации, технологические схемы разработки и дополнения к ним, проекты разработки и дополнения к ним, технологические схемы опытно-промышленных работ на отдельных участках и залежах, авторские надзоры за реализацией проектных технологических документов (ст. 6 Приказа).

Проектная документация включает обоснования и технические решения в том числе по мерам, обеспечивающим безопасность работников организации и населения, охрану недр, атмосферного воздуха, земель и земной поверхности, лесов, вод и других объектов окружающей среды, зданий и сооружений, памятников истории и культуры от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, включая границы охранных и санитарно-защитных зон.

Строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается (п. 31 Правил охраны недр, утвержденные Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71 (ред. от 30.06.2009).

На основании ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного наказания.

Толкование вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу о том, что по своей правовой конструкции состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является формальным, т.е. признает наказуемым соответствующее действие (бездействие) субъекта, пользующегося недрами с нарушением условий лицензии, вне зависимости от того, привело ли такое пользование к наступлению общественно опасных последствий. Из этого следует, что факт наступления последних и их опасный характер не входит в число обстоятельств, подлежащих выяснению судом при постановке вывода о наличии или отсутствии в деянии лица, привлекаемого к административной ответственности, признаков объективной стороны указанного правонарушения; названные обстоятельства могут иметь правовое значение и учитываться административным органом или судом лишь при назначении лицу административного наказания.

Как установлено судом, на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 17.01.2019 № ПН/Н-10 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в отношении ООО «Стандарт» была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных), требований земельного законодательства РФ, требований Закона РФ «О недрах», выполнения условий лицензионных соглашений к лицензиям на пользование недрами ОРБ 02788 НР.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а именно ООО «Стандарт» не проведено доизучение геологического строения пласта Пд подольского горизонта Западно-Землянского участка Лапасского месторождения Оренбургской области с помощью бурения в 2016-2017гг. 2-х боковых стволов, организации системы ППД.

В ходе проверки установлено, что ООО «Стандарт» не выполнило требования технического проекта на разработку пласта Пд подольского горизонта Западно-Землянского участка Лапасского месторождения Оренбургской области, а именно: не проведено доизучение геологического строения пласта Пд подольского горизонта Западно-Землянского участка Лапасского месторождения с помощью бурения в 2016-2017гг. 2-х боковых стволов, организации системы ППД.

Указанное нарушение были допущены обществом в результате не соблюдения требований законодательства РФ о недрах юридическим и должностным лицом ООО «Стандарт»

01.03.2019 по итогам проведенного контрольного мероприятия составлен акт проверки № ПН/Н-10.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица ООО «Стандарт» ФИО1, ответственного в соответствии с п.п. 1.5, 2.1, 2.2, 2.5, 2.20 должностной инструкции за соблюдением законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе законодательства о недрах, протокола об административном правонарушении от 01.03.2019 № 02-014/2019 и вынесения спорного постановления о назначении административного наказания от 12.03.2019.

О проведении процедуры составления протокола об административном правонарушении ФИО1 извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами административного дела. При составлении протокола по делу об административном правонарушении ФИО1 участвовал лично. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.03.2019 вручено ФИО1 01.03.2019 нарочно. 12.03.2019 при участии ФИО1 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Оренбургской области рассмотрены материалы административного дела в области охраны собственности и вынесено спорное постановление.

Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену спорного акта, не усматривается.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях главного геолога ООО «Стандарт» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и его виновности в совершении правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: акт проверки Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 01.03.2019 № ПН/Н-10, показаниями свидетеля Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, протоколом по делу об административном правонарушении от 01.03.2019 и иными материалами дела.

Доводы жалобы о том, что обеспечить выполнение требований Технологической схемы, а именно проведение доизучение геологического строения пласта Пд подольского горизонта Западно-Землянкого участка Лапасского месторождения с помощью бурения 2-х боковых стволов, организации ППД, было невозможно ввиду убыточности предприятия не могут служить основанием для отмены постановления, поскольку из системного толкования выше приведенных правовых норм, а также прямого указания п. 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71 производство геологических работ осуществляется согласно утвержденной проектной документации.

Следуя протоколу заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС, утвержденного 31.12.2015, программы исследовательских работ и доразветки Пд подольского горизонта Западно-Землянкого участка Лапасского месторождения, условия технологической схемы разработки предписывают проведение в 2016,2017гг. доизучения геологического строения пласта Пд подольского горизонта Западно-Землянкого участка Лапасского месторождения с помощью бурения 2-х боковых стволов, проведение стандартного комплекса ГИС при бурении скважин. Возможность, условия не проведения данных видов работ не предусмотрены.

В силу действующего законодательства юридическое лицо несет самостоятельные риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, при этом оно должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением. В связи с чем, финансовая нестабильность общества не может служить объективным объяснением не исполнения установленных норм и требований.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответственным за соблюдение требований законодательства РФ о недрах при осуществлении деятельности ООО «Стандарт» являлся и является главный геолог ФИО1

Служебная записка ФИО1 от 20.06.2017 г. директору общества, в которой он указывал на необходимость пробурить боковой ствол, не является основанием для освобождения от административной ответственности.

При этом главный геолог – ФИО1 не был лишен возможности обратиться с соответствующим ходатайством о внесении изменений в технический проект, однако дополнения не внесены.

При этом исходя из раздела 9 протокола заседания Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС, утвержденного 31.12.2015, бурение боковых стволов необходимо для геологического доизучения геологического пласта Пд Западно-Землянского участка. Вместе с тем, указанные мероприятия проведены не были.

Приусловии проявления должной осмотрительности главный геолог ООО «Стандарт» обязан был обеспечить возможность для соблюдения норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности ООО «Стандарт» в области природо-недродопользования, однако ФИО1 пренебрег имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в указанной сфере деятельности.

Таким образом, приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях должностного лица ООО «Стандарт» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией п.2 ст. 7.3 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах установленного ч.1 ст. 4.5. КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было. При таком положении оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 12.03.2019 № 02-014/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица главного геолога ООО «Стандарт» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья (подпись) Ж.В. Афанасьева