ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-167/20 от 28.09.2020 Ленинскогого районного суда (Тульская область)

№ 12-167/20

Р Е Ш Е Н И Е

28 сентября 2020 года п. Ленинский

Судья Ленинского районного суда Тульской области Горбатова Т.Е., рассмотрев жалобу генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 29 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении ФИО4,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 29 июня 2020 года генеральный директор АО п/ф «Тульская» ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, ФИО4 обратилась с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой считает постановление незаконным, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что АО п/ф «Тульская» выполняет условия лицензии на пользование недрами , АО п/ф «Тульская» самостоятельно не осуществляет сброс отходов реку «Тулица», передает сточные воды для их отведения ИП <данные изъяты> по договору на оказание услуг от 09.01.2019 года, который передает их АО «Тулгорводоканал» по договору водоотведения от 03.10.2019 года. Считает, что АО п/ф «Тульская» не должно нести ответственность за действия ИП <данные изъяты>

ФИО4 о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО4

В судебном заседании защитник ФИО4 адвокат Павлов П.Г. доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, пояснив, что АО п/ф «Тульская» самостоятельно не осуществляет сброс отходов в реку «Тулица», передает сточные воды для их отведения ИП <данные изъяты> по договору на оказание услуг. АО п/ф «Тульская» не имеет возможности проконтролировать действия ИП <данные изъяты>

Представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по доверенности ФИО2 и инспектор Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО3 пояснили, что АО п/ф «Тульская» обязано соблюдать условия лицензии, фактически сточные воды не были переданы на очистные сооружения АО «Тулгорводоканал».

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ч.ч.1,2 ст.34 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с п.10 ст.22 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно п.10 ст.22 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, послужило то, что в ходе плановой выездной проверки по распоряжению руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 25.02.2020 года в период времени с 02.03.2020 года по 23.03.2020 года проведена проверка соблюдения хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды АО п/ф «Тульская», расположенной по адресу: <адрес> и было установлено, что руководитель АО п/ф «Тульская» ФИО4 допустила нарушение природоохранных требований, установленных законодательством РФ, выразившееся в нарушении п.п.8.1 п.8 Условий сброса сточных вод Приложения к лицензии «Условия пользования недрами»: 02.10.2019 года и 31.12.2019 года сточные воды АО п/ф «Тульская» были вывезены неустановленным лицом, действующим от имени <данные изъяты> (Акт и Акт ), тем самым генеральным директором АО п/ф «Тульская» ФИО4 были нарушены требования п.10 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»; п.п.8.1 п.8 Условий сброса сточных вод Приложения №1 к лицензии «Условия пользования недрами».

Признавая генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения должностное лицо исходило из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 подтверждаются совокупностью доказательств: распоряжением руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 25.02.2020 года о проведении плановой проверки АО п/ф «Тульская» в период времени с 02.03.2020 года по 23.03.2020 года; актом проверки Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23.03.2020 года, в котором указаны нарушения, допущенные АО п/ф «Тульская» в области охраны окружающей среды, с фототаблицей; предписанием Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23.03.2020 года об устранении выявленных нарушений, допущенных АО п/ф «Тульская» в области охраны окружающей среды; лицензией на пользование недрами , выданной Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу АО п/ф «Тульская», дата окончания действия лицензии – 10.10.2038 год, имеется Приложение №1 к лицензии «Условия пользования недрами», согласно п.п.8.1 п.8 «Условия сброса сточных вод»: сброс сточных вод на период строительства собственных очистных сооружений производится в выгреба и далее по договору на очистные сооружения г.Тулы»; договором на оказания услуг от 09.01.2019 года, заключенным между АО п/ф «Тульская» и ИП <данные изъяты> на осуществление откачки сточных вод, согласно которого п.п.1.1. п.1: Исполнитель по требованию Заказчика обязуется осуществлять откачку сточных вод, а Заказчик осуществляет оплату выполненных работ по цене 600 рублей за 1 авторейс; актом от 01.04.2019 года, согласно которого ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (110 шт., сумма 66000 рублей); актом от 08.07.2019 года, согласно которого ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (124 шт., сумма 74400 рублей); актом от 02.10.2019 года, согласно которому ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (127 шт., сумма 76200 рублей); актом от 31.12.2019 года, согласно которому ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (122 шт., сумма 73200 рублей); письмом от 20.03.2020 года АО «Тулагорводоканал», согласно которого объем сточных вод, принятых от ИП «<данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на АО «Тулагорводоканал» поступило: в период с январе по сентябрь по 49 м3 ежемесячно, итого 441 м3; выпиской из ЕГРЮЛ от 03.09.2020 года, согласно которой деятельность ИП <данные изъяты> прекращена 22.07.2020 года; протоколом об административном правонарушении от 20.05.2020 года, составленным в отношении АО п/ф «Тульская» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Вместе с тем с выводами о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, согласиться нельзя в связи со следующим.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В силу ч.ч.1,3 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Наличие состава административного правонарушения должностным лицом надлежащим образом проверено не было.

При рассмотрении жалобы установлено, что согласно договора на оказания услуг от 09.01.2019 года, заключенным между АО п/ф «Тульская» и ИП <данные изъяты> на осуществление откачки сточных вод, согласно которого п.п.1.1. п.1: Исполнитель по требованию Заказчика обязуется осуществлять откачку сточных вод, а Заказчик осуществляет оплату выполненных работ по цене 600 рублей за 1 авторейс; согласно акта от 01.04.2019 года ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (110 шт., сумма 66000 рублей); согласно акта от 08.07.2019 года ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (124 шт., сумма 74400 рублей); согласно акта от 02.10.2019 года ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (127 шт., сумма 76200 рублей); согласно акта от 31.12.2019 года ИП <данные изъяты> оказал АО п/ф «Тульская» услугу по вывозу бытовых отходов (122 шт., сумма 73200 рублей).

Согласно договора на вывоз и прием жидких бытовых отходов от 01.05.2014 года, заключенного между АОА «Тулагорводоканал» и ИП <данные изъяты> Водоканал оказывает услугу по приему и очистке жидких бытовых отходов.

Изложенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о виновности генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, оснований утверждать, что со стороны генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 имелись виновные действия, направленные на умышленное нарушение требований п.10 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»; п.п.8.1 п.8 Условий сброса сточных вод Приложения к лицензии «Условия пользования недрами» не имеется, что исключает привлечение ФИО4 к административной ответственность за нарушение вышеуказанных требований.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения - прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО4 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области.

Судья