УИД 58MS0051-01-2021-002132-83
Дело № 12-6/2022
РЕШЕНИЕ
г.Кузнецк Пензенской области 07 февраля 2022 года
Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Тарасова О.В.,
при секретаре Древиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Абузярова И.Ф. -Курмаева Р.Х. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Кузнецкого района Пензенской области от 26.11.2021, которым постановлено:
Признать Абузярова И.Ф. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Кузнецкого района Пензенской области от 26.11.2021 Абузяров И.Ф. привлечен к административной ответственности по ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В постановлении указано, что Абузяров И.Ф. не выполнил в установленный срок законное предписание Государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области №6 от 25.11.2020 об устранении нарушений земельного законодательства со сроком исполнения до 25.08.2021. В протоколе об административном правонарушении указано, что Абузяров И.Ф. на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 90,214 га., расположенном: <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности, в нарушение части 2 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», не выполнил в установленный срок требования законного предписания №6 от 25.11.2020 и не устранил нарушения земельного законодательства РФ, что было выявлено в ходе проведения внеплановой выездной проверки. Идентификация границы земельного участка на местности проводилась с помощью компьютерного программного обеспечения KadastrRU по долготе и широте. Координаты земельного участка с кадастровым номером №.
Абузяровым И.Ф. выданное предписание в установленном законом порядке не обжаловалось, мотивированного ответа к установленному сроку о обстоятельствах препятствующих его исполнению он в управление не направил, не представил доказательств того, что неисполнение вызвано не зависящими от него обстоятельствами, несмотря на то, что управлением изначально был установлен достаточный и разумный срок. В ходе осмотра земельного участка проводилось его фотографирование с помощью планшетного компьютера Леново (инв.№ 101341000659). Точки направления фотографирования обозначены на схеме объекта земельных отношений, в отношении которого проводится внеплановая проверка, которая приложена к акту проверки. Информация о смене разрешенного вида использования на вышеуказанный земельный участок на момент проведения проверки отсутствует.
При проведении осмотра установлено, что после получения предписания, Абузяров И.Ф не принял все зависящие от него меры для выполнения законного предписания административного органа. Абузяров И.Ф. производственную деятельность на участке не осуществлял. Как и ранее, на момент внеплановой проверки по исполнению предписания № 6 от 25.11.2020 на вышеуказанном земельном участке, на всей площади не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур обработке почвы, на произрастающих там растениях отсутствуют механические повреждения, указывающие на проведение технологических процессов по заготовке кормов (сенокошение) или использованию растений на корню в качестве корма при выпасе сельскохозяйственных животных, участок продолжает зарастать сорной и древесно-кустарниковой растительностью. В период, предоставленный для устранения нарушения, зарастание участка не ликвидировано, обработка земельного участка доступными агротехническими способами не проведена.
В течение установленного срока Абузяров И.Ф. не представил документы, подтверждающие использование земельного участка, а равно и документы, подтверждающие выполнение на вышеуказанном земельном участке соответствующих обязательных мероприятий: фитосанитарных агротехнических, мелиоративных.
Таким образом, Абузяров И.Ф. проигнорировал мероприятия по своевременному вовлечению принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № в сельскохозяйственный оборот в нарушение ч.2 ст.95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не выполнил в установленный срок требования предписания № 6 от 25 ноября 2020 г.
Не согласившись с указанными постановлением, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности Абузярова И.Ф. - Курмаев Р.Х., действующий по доверенности подал жалобу, в обосновании которой указал, что привлекая Абузярова И.Ф. к административной ответственности, суд отклонил доводы о невиновности Абузярова И.Ф., так как он оформил статус участка на котором можно сохранить лесную растительность по условиям Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». Собственник участка, заросшего лесом в соответствии с указанным постановлением вправе провести процедуры по переводу земельного участка в земли с особым статусом использования в рамках указанного постановления. Земля остается сельскохозяйственного назначения, но на ней разрешено выращивать лес и сохранять растения.
Мировой судья сослался на ч.1 ст.2 Федерального Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и привлек к ответственности, поскольку заявитель не провел процедуры в рамках указанного закона.
По спору усматривается конкуренция норм, когда нормативный акт - постановление правительства РФ предусматривает возможность использования земель в особом статусе с сохранением растительности, а закон о переводе земель не изменен и сохраняется обязанность собственника залесенного участка переводить земли в порядке предусмотренном указанным законом или очищать участок.
Считает, что собственник залесенного участка в их случае не должен привлекаться к ответственности на основании противоречащих друг другу норм. Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ «административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Собственник участка руководствовался постановлением Правительства РФ №1509 сохраняя растительность, в деле имеется сообщение Росреестра по Пензенской области о регистрации особого статуса участка и он не должен входить в обсуждение противоречий между нормативными актами.
Заключением ООО «Эсперт -Групп» о степени залесенности земельного участка с кадастровым номером № от 08.12.2021 установлено, что площадь залесенности составляет 712924,44 кв. м. (79 % от площади участка).
Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №1 Кузнецкого района Пензенской области от 26.11.2021 о привлечении Абузярова И.Ф. к ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ от 26.11.2021 и прекратить производство по делу.
В дополнениях к жалобе от 10.01.2022 и от 27.01.2022 защитник также указывает, что основанием для привлечения к ответственности послужило невыполнение предписания административного органа о восстановлении участка путем расчищения от лесной растительности в срок до 25.08.2021 (предписание № 6 от 25.11.2020).
По заявлению Абузярова И.Ф. от 25.05.2021 в ЕГРН (письмо отдела Росреестра № 17-21-1319 от 10.08.2021) в отношении спорного участка в начале июня 2021 отражены сведения о возможности использования участка для выращивания и заготовки леса в порядке предусмотренном постановлением Правительства РФ №1509. Считает, что на момент окончания срока исполнения предписания на 25.08.2021 статус участка был изменен и заявитель вправе был сохранять участок в залесенном виде.
Утверждает, что выполнение требований предписания на 25.08.2021 стало невозможным по фактическим обстоятельствам дела, поскольку заявитель «узаконил» сохранение леса на спорном участке и вправе был не исполнять требования предписания.
Считает, что судом не учтено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 90,214 га., расположен вдоль реки Сура, имеет частичное зарастание древесной растительностью естественным путем, в основном сосной и березой, и выполняет водоохранную, противоэрозионную функцию, а также предотвращает водохранилище от заиливания и является по своей функции защитными лесами. Вхождение земельного участка в водоохранную зону и соответственно, возможность проведения сельскохозяйственных работ на данном участке государственным инспектором не проверялась.
Указанные обстоятельства могли быть установлены при привлечении к участию в деле ГКУ ПО «Кузнецкое лесничество».
Согласно п. 5 Приказу Россельхознадзора от 08 июля 2019 года № 662 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право при осуществлении плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации среди прочего:
- запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, относящейся к предмету проверки;
- осуществлять административное обследование объекта земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
- привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
- запрашивать дополнительные сведения и материалы (в том числе в устном порядке), пояснения в отношении полученной информации у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Государственный инспектор при осуществлении контрольных мероприятий не воспользовался предоставленными ему полномочиями для проверки исполнения Абузяровым И.Ф. предписания №6 от 25.11.2020 и не проверил обстоятельства наличия водоохраной зоны. Также залесенный участок может использоваться как пастбище.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности Абузяров И.Ф. и его защитник не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, представлено заявление о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно.
Суд, исследовав материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Согласно предписанию № 6 от 25.11.2020 на Абузярова И.Ф. возлагалась обязанность в срок до 25.08.2021, провести на земельном участке площадью 90,214 га., относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, агротехнические мероприятия по ликвидации зарастания сельхозугодий сорной и древесно-кустарниковой растительностью и использовать его для сельскохозяйственного производства или целей, связанных с сельскохозяйственным производством, способами, обеспечивающими воспроизводства плодородных почв.
27.09.2021 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области от 31.08.2021 № 92 должностным лицом указанного органа проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания.
По результатам проверки 28.09.2021 составлен акт №92, согласно которому предписание №6 от 25.11.2020 не выполнено.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Абузярова Н.Ф. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности на основании указанной статьи.
Вместе с тем принятое по делу постановление мирового судьи законными признать нельзя.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный земельный надзор, в отношении земель сельскохозяйственного отношения, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный земельный надзор.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Признавая Абузярова И.Ф. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что Абуязровым И.Ф. не приняты все зависящие от него меры по выполнению предписания органа, осуществляющего федеральный государственный земельный надзор от 25.11.2020 №6.
Делая такой вывод в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверены обстоятельства, на которые указывалось при рассмотрении дела об административном правонарушении и которые имеют значение для его разрешения.
Так, в ходе производства по делу об административном правонарушении, Абузяров И.Ф. и его защитник Курмаев Р.Х. оспаривали виновность Абузярова И.Ф. в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку указанный земельный участок расположен вдоль реки Сура, имеет частичное зарастание древесной растительностью естественным путем и выполняет водоохранную, противоэрозионную функцию, а также предотвращает водохранилище от заиливания и является по своей функции защитными лесами, заявляя об отсутствии возможности выполнить указанные в предписании требования, хотя под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Аналогичные доводы заявлены и в настоящей жалобе и дополнениях к ней. Кроме того, вхождение земельного участка в водоохранную зону и соответственно, возможность проведения сельскохозяйственных работ на данном участке не проверялась.
Однако мировым судьей данные доводы объективно не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего дела.
При таких обстоятельствах следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела мировым судьей не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кузнецкого района Пензенской области от 26.11.2021, которым Абузяров И.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение мировому судье.
Руководствуясь ст.ст. 30.4-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Абузярова И.Ф. - Курмаева Р.Х. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кузнецкого района Пензенской области от 26.11.2021, которым Абузяров И.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей - отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №1 Кузнецкого района Пензенской области.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья