ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-167/2022 от 05.09.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Корсакова Н.В. Дело № 21-651/2022 (№ 12-167/2022)

64RS0043-01-2022-002567-61

РЕШЕНИЕ

05 сентября 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Закарян И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Береговским М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» на решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 11 июля 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области ФИО1 № 1-221/2022 от 21 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области ФИО1 № 1-221/2022 от 21 апреля 2022 года публичное акционерное общество Нефтегазовая компания «Русснефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 11 июля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, публичное акционерное общество Нефтегазовая компания «Русснефть» просит постановление должностного лица и решение суда отменить, полагая, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.

В судебное заседание законный представитель публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» не явился, извещен в установленном законом порядке, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Защитник публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области ФИО1 просила решение районного суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ определено, что невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что с 28 марта 2022 года по 01 апреля 2022 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям на основании Решения от 24 марта 2022 года № 176-ОРД, проведена внеплановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть», с целью оценки возможности выдачи заключения контрольного органа в отношении объекта капитального строительства публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа» (разработчик ООО «ИТ-сервис»; год разработки 2020; положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации от 27 ноября 2020 года № 64-2-1-3-060595-2020 ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве») в части соответствия такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы.

В ходе внеплановой проверки было установлено, что публичным акционерным обществом Нефтегазовая компания «Русснефть» не выполнена обязанность по проведению государственной экологической экспертизы. Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов осуществлялась без оценки воздействия на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, чем нарушаются требования статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области ФИО1, с выводами которого согласился судья районного суда.

Полагаю, что выводы суда являются законными и обоснованными исходя из следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является в том числе, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

Статьей 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определено, что заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Одним из видов нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, установленных частью 1 пункта 6 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», является реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Факт совершения публичным акционерным обществом Нефтегазовая компания «Русснефть» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 08 апреля 2022 года № 1-221/2022, актом проверки № 1ВН-058/2022 от 01 апреля 2022 года, протоколом осмотра от 30 марта 2022 года. № 176-ОРД, которым дана оценка должностным лицом административного органа и судьёй первой инстанции в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, являются правильными.

В ходе производства по делу не установлено каких-либо нарушений.

Довод жалобы о том, что проектная документация на строительство объекта не может является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями, установленными статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» основан на неверном толковании норм материального права.

Как следует из материалов дела Восточно-Рыбушанский пункт подготовки и сбора нефти (далее по тексту - ППСН) расположен на территории Саратовского района Саратовской области, в 4 км от села Рыбушка.

ППСН Восточно-Рыбушанский является наземным объектом транзита природного газа с Пограничного месторождения, право пользования которым принадлежит публичному акционерному обществу Нефтегазовая компания «Русснефть», и Восточно-Рыбушанского месторождения, право пользование которым принадлежит ООО «Стандарт». Восточно-Рыбушанский ППСН предназначен для дополнительной подготовки газа, поступающего с двух месторождений, и дальнейшего транспортирования сторонним организациям.

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Система обустройства месторождений, сбор, подготовка и транспортировка углеводородов» Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом МПР РФ от 14 июня 2016 года № 356, проектирование объектов обустройства месторождения осуществляется на основании технического проекта разработки месторождения, а также технического задания, утвержденных недропользователем, с соблюдением действующих норм и правил промышленной безопасности в нефтегазодобывающей отрасли.

Таким образом, система обустройства предназначена для конкретного месторождения на основании подготовленной документации конкретным недропользователем.

Хозяйственная деятельность в пределах Пограничного месторождения ведется на ППСН Пограничный, который построен для сбора и транспортировки газа, нефти и газового конденсата с месторождения Пограничное и находится на территории Высоковского муниципального образования Красноармейского района Саратовской области.

В систему обустройства Пограничного месторождения ППСН Восточно- Рыбушанский не входит. Объект создавался ранее в рамках обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, право пользование по которому на момент строительства ППСН принадлежало АО «Саратовнефтегаз». По межпромысловому газопроводу газ с Пограничного месторождения подается на ППСН Восточно-Рыбушанский, где производится вторая ступень подготовки газа сторонним организациям. Соответственно, непосредственным обустройством Пограничного месторождения является Пограничный сборный пункт, а не Восточно-Рыбушанский ППСН.

В соответствии с реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), учтен ППСН Пограничный (номер 63-0164-001378-П - экологический контроль); который имеет 27 источников воздействия. На основании имеющихся данных в распоряжении Межрегионального управления, ППСН Пограничный находится в Красноармейском районе на него имеется собственная система обустройства, разработана отдельная от ППСН Восточно-Рыбушанский проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, проект составлен отдельный отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, система обустройства месторождения Пограничный может включать разработку только этого месторождения.

Наличие проектной документации на разработку Восточно-Рыбушанского месторождения ООО «Стандарт», утвержденного протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 16 ноября 2018 года № 1571, не освобождает от проведения государственной экологической экспертизы.

Кроме того, проектные документы на разработку Пограничного и Восточно-Рыбушанского месторождений не могут быть отнесены к проектным документам по Реконструкции объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов, поскольку ими не предусмотрена реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов.

Информация, указанная в пункте 1 технического задания по выполнению проектных работ (приложение А к тому 1 проектной документации: «Реконструкция объекта системы обустройства Восточно-Рыбушанского месторождения, сбора, подготовки и транспортировки углеводородов. Установка подготовки газа») не имеет ссылки на проектную документацию на разработку Пограничного и Восточно-Рыбушанского месторождений как основание для проектирования.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Собранные по делу доказательства отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 КоАП РФ, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного кодекса, поводов для признания их недопустимыми не имеется.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Публичному акционерному обществу Нефтегазовая компания «Русснефть» по настоящему делу вменяется невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, то есть указанное правонарушение, выявленное в ходе проверки 01 апреля 2022 года, является длящимся.

Таким образом, постановление о привлечении публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом 21 апреля 2022 года в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено публичному акционерному обществу Нефтегазовая компания «Русснефть» в пределах санкции части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, постановил законное и обоснованное решение.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

С учетом вышеизложенного оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 11 июля 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской области ФИО1 № 1-221/2022 от 21 апреля 2022 года, оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «Русснефть» - без удовлетворения.

Судья И.В. Закарян