Дело№12-168/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Надым ЯНАО 21 августа 2019 г.
Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Стрельцов Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление директора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора АО «Универсальный альянс» ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением директора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 24 апреля 2019 года генеральный директор АО «Универсальный альянс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо – генеральный директор АО «Универсальный альянс» ФИО1 подал жалобу, в которой указал, что постановление по делу об административном правонарушении от 24.04.2019 г. вынесено без надлежащего извещения лица о дате, месте и времени рассмотрения административного дела. АО «Универсальный альянс» был предоставлен на проверку расчет торговой надбавки на нефтепродукты, согласно которому в себестоимость реализации нефтепродуктов в проверяемый период отнесены: цена закупа, расходы на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным и автомобильным транспортом, а также расходы по уплате арендной платы за земельный участок, на котором расположена АЗС. Согласно указанному расчету, размер торговой надбавки составил от -16,7% до -4,5%. Все расходы, включенные АО «Универсальный альянс» в расчет, в ходе проверки были подтверждены документально.
При этом в ходе проверки затраты АО «Универсальный альянс» по аренде земельного участка были необоснованно исключены из расчета, что значительно исказило размер установленной в ходе проверки применяемой торговой надбавки. Департамент при исключении расходов по аренде руководствовался разделом 3 Постановления, полагая, что арендные платежи включены в размер торговой надбавки, установленный п. 2.1 Постановления.
Также отметил, что АО «Универсальный альянс» в целях создания необходимой конкуренции, в том числе и направленной на уменьшение рыночных цен на реализуемые нефтепродукты через АЗС на территории г. Надыма, осуществляло розничную торговлю нефтепродуктами в убыток, при этом проверкой установлена излишне полученная выручка, что не соответствует действительности. Розничные цены на нефтепродукты, применяемые АО «Универсальный альянс» при реализации в г. Надыме, являлись среднерыночными.
АО «Универсальный альянс» считает правомерным включение затрат по арендной плате в состав себестоимости реализации нефтепродуктов (в соответствии с п. 2.1, 2.4 и 2.5 Постановления), следовательно, предельная торговая надбавка не завышена, нарушения обязательных требований, установленных действующим законодательством в области ценообразования, отсутствуют.
Просит постановление по делу об административном правонарушении № 02-ПД/19 от 24 апреля 2019 г. в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
В судебное заседание должностное лицо – генеральный директор АО «Универсальный альянс» ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Установлено, что документарная проверка в отношении АО «Универсальный альянс» была проведена в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденным приказом департамента от 29.10.2018 № 34-пр и согласованным с Прокуратурой автономного округа, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с пунктами 7 и 11 приказа Департамента от 15.02.2019 № 04-пр «О проведении плановой документарной проверки АО «Универсальный альянс» (т. 1, л.д. 3-7): предметом надзорного мероприятия являлось соблюдение обязательных требований, установленных действующим законодательством в области ценообразования; целью и задачей надзорного мероприятия являлась проверка правильности формирования розничных цен и применения установленных торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории автономного округа в 3 квартале 2018 года.
Регулирование торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории автономного округа, а также региональный государственный контроль (надзор) за их применением, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 13 приказа Департамента от 15.02.2019 № 04-пр, письмом департамента от 15.02.2019 №4001-17/1004 (т. 1, л.д. 1-7) у АО «Универсальный альянс» в целях проведения проверки был запрошен пакет документов. Необходимые сведения представлены предприятием в адрес департамента письмами от 06.03.2019 № 05/БУ, от 22.03.2019 №9/БУ, от 25.03.2019 №10/БУ, от 27.03.2019 №11/БУ с приложением документов (т. 2, л.д. 1-2, 125, 212, 215).
Анализ представленных документов показал наличие допущенного АО «Универсальный альянс» завышения установленной предельной торговой надбавки на нефтепродукты, реализуемые предприятием на территории города Надыма ЯНАО, что отражено в Акте проверки от 05.04.2019 № 3 (т. 1, л.д. 26-30).
Согласно расчету торговой надбавки на нефтепродукты, применяемой АО «Универсальный альянс» в 3 квартале 2018 года при реализации нефтепродуктов на территории города Надым автономного округа (приложение к акту проверки), размер завышения - сумма излишне полученной выручки составила 53567,30 (т. 1, л.д. 26-30).
Об устранении выявленного нарушения выдано предписание от 05.04.2019 №1 (т.1, л.д. 33-34).
Данные документы направлены АО «Универсальный альянс» письмом от 05.04.2019 №4001-17/2216 (т. 1, л.д. 24-25).
О возбуждении дела об административном правонарушении заявитель извещен посредствам своевременного получения уведомления о составлении протокола от 05.04.2019 № 4001-17/2214, вх. от 05.04.2019 №237 (т. 1, л.д. 35-36).
По факту выявленного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 12.04.2019 №02/19 (т. 1, л.д. 52-56). Протокол своевременно получен заявителем, что подтверждает соответствующая отметка на сопроводительном письме к протоколу от 12.04.2019 № 4001-17/2529, вх. от 15.04.2019 № 240 (т. 1, л.д. 60).
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.04.2019 №02-ОД/19 дело назначено к рассмотрению на 24.04.2019 в 10 час. 45 мин. (т. 1, л.д. 68-69). О надлежащем получении определения свидетельствует отметка заявителя на сопроводительном письме к определению от 16.04.2019 № 4001-17/2634, вх. от 17.04.2019 №243 (т. 1, л.д. 71).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-02-03/02 в отношении автора жалобы ФИО1 вынесено постановление о назначении административного наказания от 24.04.2019 № 02-ПД/19 (далее - постановление от 24.04.2019 № 02-ПД/19) (т. 1, л.д. 88-95).
Информация о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «Универсальный альянс» ФИО1 изложена в определении от 16.04.2019 № 02-ОД/19 (т. 1, л.д. 68-69).
В целях надлежащего извещения, департаментом одновременно применено несколько способов извещения, а именно:
заказным письмом с уведомлением о вручении (вышеуказанное
определение направлено с сопроводительным письмом от 16.04.2019 № 4001-
17/2634, (л.д. 67, почтовая отправка подтверждается списком внутренних почтовых
отправлений от 18.04.2019 № 77, т. 1, л.д. 72 -75);
электронным письмом с прикрепленным документом - определением, направленным электронной почтой на адрес: info@u-alliance.ru, что подтверждает отчет об отправке электронной почтой от 17.04.2019 (т. 1, л.д.70);
телефонограммой от 18.04.2019 № 45 (информация о времени и месте рассмотрения дела передана ФИО1 специалистом департамента по телефону <***> (т. 1, л.д. 76), детализация звонков на указанный номер подтверждается данными ПАО «Ростелеком» (т. 1, л.д. 77-78), принадлежность номера телефона АО «Универсальный альянс» подтверждается карточкой предприятия (т. 2, л.д. 3).
Кроме того, факт получения заявителем необходимой информации зафиксирован отметкой о получении определения по электронной почте (вх. № 243 от 17.04.2019, т. 1, л.д. 71). Адрес электронной почты является рабочим и официальным (адрес отражен в карточке предприятия, заверенной АО «Универсальный альянс»), данный адрес ФИО1 также указывает среди прочих личных контактов в жалобе, поданной в суд.
Учитывая, что датой рассмотрения дела являлось 24.04.2019, информация, полученная заявителем по электронной почте 17.04.2019 и телефонограммой 18.04.2019, является информацией, полученной заблаговременно, т.е. до издания приказа от 19.04.2019 о направлении ФИО1 в командировку.
По мнению судьи, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении автор жалобы был уведомлен своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как указал в своей жалобе ФИО1, департаментом не были учтены при расчете правильности применения предельной торговой надбавки затраты предприятия по аренде, предусмотренные, с точки зрения заявителя, пунктом 2.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 16.05.2013 № 310-П.
Расходами на аренду ФИО1 считает арендную плату за земельный участок для размещения контейнерной автозаправочной станции по договору субаренды земельного участка от 07.06.2018 № 01-АЗ/2018 (т. 2, л.д. 11-15).
При расчете правильности применения предельной торговой надбавки департаментом учитывались предельная торговая надбавка в размере 10% от цены закупа и транспортные расходы, расходы на аренду не учитывались, так как не являются расходами посредника.
В соответствии с разделом II Порядка, регламентирующего принципы формирования предельной торговой надбавки предусмотрено общее правило (п. 2.1 Порядка в ред. постановления Правительства ЯНАО от 29.05.2014 № 405-П), в соответствии с которым всеми субъектами регулирования применяется фиксированная предельная торговая надбавка в размере 10% от цены закупа (с учетом транспортных расходов, снабженческо-сбытовой надбавки или других расходов посредника), если нормативными правовыми актами автономного округа не установлено иное.
В порядке исключения из общего правила размер предельной торговой надбавки может быть изменен, но лишь при обязательном соблюдении следующих условий (п. 2.2 Порядка):
обращения субъекта регулирования в адрес регулирующего органа за установлением (изменением) предельной торговой надбавки;
подтверждения со стороны субъекта регулирования того, что действующая предельная торговая надбавка, предусмотренная п.2.1 Порядка, не обеспечивает покрытие его расходов.
В данном случае при установлении предельной торговой надбавки регулирующим органом расчет средств, относимых на себестоимость реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции производится по составляющим расходов, включая арендные платежи (п. 2.5 Порядка).
При этом установлено, что АО «Универсальный альянс» не обращалось в адрес департамента, как органа, осуществляющего государственное регулирование цен (тарифов), за установлением (изменением) предельной торговой надбавки.
В связи с чем предельной торговой надбавкой, подлежащей применению является надбавка в размере 10% от цены закупа (с учетом транспортных расходов, снабженческо-сбытовой надбавки или других расходов посредника) в соответствии с п. 2.1 Порядка.
При осуществлении надзорного мероприятия департамент руководствовался данной нормой, согласно которой в расчете правильности применения предельной торговой надбавки также учтены транспортные расходы. Снабженческо-сбытовая надбавка или другие расходы посредника у заявителя отсутствуют.
Таким образом, ввиду отсутствия обращения со стороны АО «Универсальный альянс» для установления (изменения) предельного размера торговой надбавки, правовых оснований для включения арендных платежей в расчет не возникло. Расчет правильности применения предельной торговой надбавки произведен департаментом в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 16.05.2013 № 310-П.
В результате нарушения установленного порядка ценообразования путем дополнительного включения арендных платежей в стоимость, заявителем допущено завышение предельной торговой надбавки к ценам на нефтепродукты (бензины АИ-95, АИ-92), реализуемые в 3 квартале 2018 года на территории МО город Надым ЯНАО.
Данный факт подтвержден расчетом применяемой торговой надбавки, представленным АО «Универсальный альянс», расчетами департамента, приложенными к акту проверки, протоколу, постановлению и документами первичной бухгалтерской отчетности: счетами-фактурами, товарными накладными, накладными перемещения ТМЦ, оборотно-сальдовыми ведомостями, сводными сменными отчетами и другими документами.
Согласно материалам дела ФИО1 являлся должностным лицом, исполняющим организационно-распорядительные функции, отвечающим за организацию работы предприятия и за соответствие применяемых АО «Универсальный альянс» цен действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность установлено не было.
Протокол об административном правонарушении от 12.04.2019 г. в отношении ФИО1 также составлен в соответствии с требованиями закона, оснований не доверять собранным по делу доказательствам, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности не имеется, данные доказательства не противоречат друг другу, дополняют и конкретизируют друг друга.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается имеющимися материалами дела, что в действиях должностного лица – генерального директора АО «Универсальный альянс» ФИО1 имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Все доказательства соответствуют требованиям КоАП РФ, согласуются между собой, в связи с чем, оснований не доверять данным доказательствам не имеется. Административное наказание назначено должностному лицу ФИО1 в пределах установленной санкции в минимальном размере и является справедливым.
Оснований для освобождения должностного лица ФИО1 от административной ответственности и наказания, или признания указанного правонарушения малозначительным, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену либо изменение постановления директора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 24 апреля 2019 года в ходе рассмотрения настоящего дела не выявлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление директора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора АО «Универсальный альянс» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи жалобы через Надымский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения указанного решения.
Судья: Е.С. Стрельцов