Дело № 12-168/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
22 апреля 2019 года город Киров
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Федяев С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора П.Л.Н. №01-10/02-19 от 21.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора П.Л.Н. №01-10/02-19 от 21.02.2019, ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить вид назначенного наказания на предупреждение. В обоснование жалобы указано, что в настоящее время скважиной не пользуется, о необходимости получения лицензии не знал. Данное правонарушение совершено впервые. Является субъектом малого предпринимательства, и полагает возможным применить в отношении него положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Защитник ИП ФИО1 по доверенности П.А.Г. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, настаивал на ее удовлетворении, дополнительно пояснил, что согласно показаниям счетчика из скважины было выкачено 39 кубометров воды, указанный выше объем не создал угрозу уничтожения природных ресурсов.
Представитель Управления Росприроднадзора по Кировской области П.Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что стоимость ущерба природных ресурсов, в объеме 39 кубических метров воды при вынесении постановления не оценивалась, доказательств наличия угрозы загрязнения окружающей среды или уменьшения природных ресурсов в результате действий ИП ФИО1 в судебное заседание предоставить не может.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В судебном заседании установлено, что {Дата изъята} в соответствии с информацией от {Дата изъята}{Номер изъят}, поступившей в Управление Росприроднадзора по Кировской области (далее Управление) от АО «Кировские коммунальные системы» (далее - АО «ККС») - вх. {Номер изъят} от {Дата изъята} о проверке подвального помещения столовой { ... } расположенной по адресу: {Адрес изъят}, в ходе которой сотрудниками АО «ККС» комиссионно было установлено, что по указанному адресу оборудована водозаборная скважина с водоподъемным оборудованием, а также документами официально установлено безлицензионное пользование недрами с целью добычи подземных вод в количестве 39 м3 по состоянию на октябрь 2018 года. В данный период времени по указанному адресу ИП ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания в здании столовой { ... }
Ввод со скважины в подвал пользователем выполнен трубопроводом 32 мм, установлен гидроаккумулятор, выполнена разводка трубопроводов с возможностью подключения к водопроводной сети холодного водоснабжения здания (копия акта от {Дата изъята} прилагается).
Согласно акту АО «ККС» от {Дата изъята} трубопровод со скважины, эксплуатируемой ИП ФИО1, заглушён муфтовой заглушкой.
В соответствии с актом от {Дата изъята} АО «ККС» предписывает собственнику здания столовой оборудовать узлом учета скважину технической воды или узел учета на стоки.
ИП ФИО1 оборудован узел учета воды. На основании действующего законодательства РФ узел учета воды из скважины был допущен АО «ККС» в эксплуатацию {Дата изъята} по заявке, поступившей от собственника помещения - ИП ФИО1{ ... }) (копия акта допуска в эксплуатацию и свидетельство о регистрации права прилагаются). Акт подписан абонентом и АО «ККС».
АО «ККС» обратилось в Арбитражный суд Кировской области в связи с выявленным самовольным пользованием централизованной системой водоотведения за неучтенный период пользования водой из скважины.
В ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде Кировской области по делу {Номер изъят} из пояснений участников данного дела (ИП ФИО1, ООО «{ ... }») стало известно, что пользование водой из указанной скважины осуществляется ИП ФИО1 в рамках предпринимательской деятельности.
Вода из скважины используется для нужд помещения общественного питания -столовой { ... } (общая площадь 418,4 кв. м., этаж 1, помещение {Номер изъят} по адресу: {Адрес изъят}).
В дополнение к информации от {Дата изъята}{Номер изъят} АО «ККС» направлены копии 2 документов (письмо АО «ККС» от {Дата изъята}{Номер изъят}:
1. Таблица водопотребления ИП ФИО1 за 2016 - 2018 г.г., в соответствии с которой общий объем водопотребления составил: за октябрь - декабрь 2016 года 841 м3; за 2017 год 3226 м3; за январь - сентябрь 2018 года 2510 м3, за март-октябрь 2018 года 39 м3 из скважины;
2. Таблица по договору {Номер изъят} счетчик ВСКН-20-{Номер изъят}, абонент 8216/3, которая подтверждает использование воды из скважины за период с марта 2019 года по октябрь 2019 года объемом 39 м3.
Согласно информации, предоставленной филиалом по Кировской области ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» от {Дата изъята}{Номер изъят}, где хранятся все сведения о наличии у природопользователей лицензий на пользование недрами на территории Кировской области, об отсутствии информации (в т.ч. заявок на получение геологической информации, карточки буровой на воду, разрешительных документов на добычу подземных вод) по водозаборной скважине по адресу: {Адрес изъят}, подтверждающей отсутствие лицензии на право пользования (подземными водами) у ИП ФИО1
В соответствии с информацией отдела геологии и лицензирования по Кировской области (Кировнедра) от {Дата изъята}{Номер изъят} ИП ФИО1 лицензии на пользование недрами не имеет, отчетность по форме федерального статистического наблюдения {Номер изъят} «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод» не предоставляет.
Таким образом, по состоянию на 14 час. 00 мин. {Дата изъята} установлено, что ИП ФИО1 осуществляет пользование недрами (подземными водами) без лицензии на пользование недрами, а именно - пользуется водозаборной скважиной, расположенной в подвальном помещении столовой { ... } по адресу: {Адрес изъят}, в отсутствие лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются, в частности, Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющей основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами в соответствии со статьей 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Согласно положениям статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются, как основа жизни и деятельности народов.
Таким образом, должностное лицо - ИП ФИО1 ({ ... }) допустил пользование недрами при отсутствии разрешения (лицензии) на пользование недрами.
Действия лиц, осуществляющих добычу полезных ископаемых без соответствующей лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами».
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В качестве средства принудительного воздействия наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
Согласно частям 1 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Как указано выше, санкция ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ предусматривает для должностных лиц административное наказание в виде предупреждения или штрафа - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как указал заявитель, в настоящее время приняты исчерпывающие меры к устранению нарушений, выявленных в ходе проверки.
С учетом изложенного, обстоятельств совершенного административного правонарушения, учитывая, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, признало факт нарушения законодательства, а также указанное правонарушение совершено впервые, учитывая, факт того, что совершенное правонарушение фактически не повлекло неблагоприятных последствий, суд приходит к выводу о возможности изменения вида административного наказания на предупреждение.
Согласно п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора П.Л.Н. №01-10/02-19 от 21.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО1 изменить в части вида административного наказания.
Подвергнуть ИП ФИО1 административному наказанию в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.В. Федяев