Председательствующий по делу в первой инстанции судья Маркова О.А.
Идентификационный номер 75RS0001-02-2020-001176-89
Номер первой инстанции 12-168/2020
Номер второй инстанции 7-21-257/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 1 июня 2020 года жалобу защитника юридического лица ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятии ФИО2 № 03-008/2020 от 13 февраля 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 6 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 8 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятии ФИО2 № 03-008/2020 от 13 февраля 2020 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 8 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 6 мая 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник юридического лица ФИО1 просит об отмене постановленных по делу актов, как незаконных, а также в случае признания указанных актов законными, просит снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица ФИО1, судья приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Источниками выбросов являются сооружения, технические устройства, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
Неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Органам исполнительной власти Забайкальского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам регламентированы приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Согласно пункту 3 Порядка представление информации о неблагоприятных метеорологических условиях осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 «О федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» - при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, учреждение, в соответствии с приказом Министра обороны № 155 от 2 марта 2017 года, осуществляет содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. За ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества (теплового хозяйства), в том числе котельная № 27 и ее тепловая сеть, расположенная по адресу: г. Чита, ул. Красной Звезды, 35 а. Таким образом, установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет эксплуатацию объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (котельная №27). Проверкой установлено, что мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не проводились и не согласовывались в установленном порядке в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, что является нарушением п. 3 ст. 19 ФЗ от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 января 2020 года, заключением специалиста по результатам участия в проверке органов прокуратуры от 13 декабря 2019 года, и осмотров № 1 от 2 декабря 2019 года, и иными собранными по делу доказательствами, оцененными в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ правильно квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ.
Из доводов поданной жалобы, следует, что у ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствует обязанность проводить деятельность, установленную в статье 8.1 КоАП РФ, то есть, в том числе эксплуатировать сооружения, строения при соблюдении экологических требований, однако данные доводы не обоснованы. Экологические мероприятия, в том числе по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не ставиться в зависимость от принадлежности объекта к Министерству обороны России или ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, данное разграничение не предусмотрено не нормами статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», не Порядком регламентированным приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899.
В рассматриваемом случае обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, вытекает из императивных требований закона. Соответствующие мероприятия ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на момент проверки с Министерством природных ресурсов Забайкальского края согласованы не были и не проводились, таким образом, обоснованность привлечения к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Утверждение о том, что в 2017 года экологическим отделом направлялись документы о постановке на учет и разработке нормативов предельно допустимых выбросов во внимание не принимается, поскольку таких доказательств в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Доводы жалобы о снижении размера назначенного штрафа основаны на неверном толковании норм законодательства об административных правонарушениях и подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ 3.2. при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в этом случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Наказание назначено ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в соответствии с санкцией статьи 8.1 КоАП РФ в минимальном размере 20 000 рублей.
Постановление о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлечь отмену или изменение обжалуемых актов не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республики Бурятии ФИО2 № 03-008/2020 от 13 февраля 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 6 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 8 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции порядке статей 30.12.-30.14 КоАП РФ.
Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков