Дело № 12-168/2015
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 17 сентября 2015 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Солодилова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал», на постановление по делу об административном правонарушении от 14 августа 2015 года № 14-вор-гео, вынесенное К.Ю.М. заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области окружающей среды на территории г Воркуты, о признании Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в сумме ... рублей,
установил:
Постановлением от 14 августа 2015 года № 14-вор-гео Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП, в связи с осуществлением добычи песчанно-гравийной смеси без лицензии на право пользования недрами в водоохраной зоне реки Уса в районе первого подъема водовода, правого берега по течению реки Воркутинского района, с назначением штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Водоканал» обратилось с жалобой о признании незаконным и отмене постановления, в которой указывает, что не общество не осуществляло добычу песчанно-гравийной смеси в водоохраной зоне реки Уса, а вело работы по очистке берега от мусора в рамках акции «Речная лента», утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Использование тяжелой техники было обусловлено скоплением на данном участке крупногабаритного строительного мусора. По мнению ООО «Водоканал» акт осмотра и обследования территории № 8 от 28.07.2015 не может являться надлежащим доказательством, поскольку был составлен в отсутствии представителя юридического лица. ООО «Водоканал» просит признать правонарушение малозначительным и указывает о тяжелом финансовом положении общества.
Воркутинский городской комитет по охране окружающей среды в отзыве на жалобу указывает о том, что доводы ООО «Водоканал» о проведении уборки территории водоохраной зоны реки Уса в рамках акции «Речная лента» не соответствуют действительности. Актом осмотра от 24.07.2015 № 14/15 установлена добыча полезных ископаемых с правого берега реки Уса с помощью техники ООО «Водоканал», водоохранная территория частично раскопана, снят поверхностный слой, образованы два накопителя песчанно-гравийной смеси. Также комитет указывает о соответствии нормам КоАП доказательств подтверждающих факт административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «Водоканал» по доверенности – ФИО1 поддержал доводы жалобы.
Представитель Воркутинского городского комитета по охране окружающей среды ФИО2 подтвердила позицию, изложенную в отзыве.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы представителя ООО «Водоканал», представителя Воркутинского городского комитета по охране окружающей среды, показания свидетелей, суд считает, что постановление от 14 августа 2015 года № 14-вор-гео о привлечении ООО «Водоканал» к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу - прекращению, по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях (далее КоАП) предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьями 28.2 и 29.10 КоАП РФ эти обстоятельства должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 статьи 7.3 КоАП предусматривает административную ответственность за пользование недрами без лицензии и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения ООО «Водоканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей явилось осуществление добычи песчанно-гравийной смеси без лицензии на право пользования недрами в водоохраной зоне реки Уса в районе первого подъема водовода, правого берега по течению реки Воркутинского района.
Как следует из протокола от 07.08.2015 № 14-вор-гео об административном правонарушении 28 июля 2015 года в Воркутинский городской комитет по охране окружающей среды поступила информация от отдела госконтроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов (ВБР) по РК Северо-Печорского СП г. Воркута об обнаружении ... при проведении рейдового мероприятия, совместно с сотрудниками полиции, работающей грузовой техники на правом берегу реки Уса, в водоохраной зоне, осуществляющей работы по извлечению и вывозу песчано-гравийной смеси.
В ходе осмотра и обследования территории, проведённого в соответствии с плановым (рейдовым) заданием № 8 от 28.07.2015 о проведении рейдового осмотра и обследования территории 28 июля 2015 года с 11-00 до 15-00, установлено, что на правом берегу по течению реки Уса в районе первого подъема водопровода в водоохраной зоне видны следы протекторов тяжелой техники. Обнаружена справа на склоне (67°24" 11.9" северной широты 64°27"33.9" восточной долготы) выемка песчано-гравийной смеси размером 10x4x3 м, а также карьер (67°24"09.6" северной широты 64°27"36.2" восточной долготы) размером 7x15x2,5 м, а также (67°24"11.3" северной широты 64°27"35.5" восточной долготы) насыпанная и приготовленная к погрузке песчано-гравийная смесь (ПГС) размером 3x4x1 м. На всем участке снят почвенный покров. Составлен акт осмотра, обследования территории № 8от 28.07.2015 года) и план-схема места обнаружения события правонарушения. При проведении осмотра территории присутствовал госинспектор Отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР по РК Воркута обезличено.
В ходе осмотра проводилось фотографирование фотоаппаратом Canon PC 1587. Данные GPS установлены навигатором GPSmap60CSx. При составлении протокола учтены показания свидетелей, занесённые в протокол опроса от 24.07.2015, составленный отделом госконтроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов по РК Северо-Печорского СП г. Воркута при проведении рейдового мероприятия.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр содержатся в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Виды пользования недрами перечислены в ст. 6 Закона о недрах.
В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу ст. 2.3, п. 6.1, 6.2 ст. 3 Закона о недрах к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные и местные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми, утвержденному совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 7-р, Правительства Республики Коми от 28.02.2007 N 343-р, песчанно-гравийная смесь является общераспространенным полезным ископаемым, следовательно ее добыча должна осуществляться на основании специального разрешения - лицензии.
Вместе с тем, как предусмотрено ст.19 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Таким образом, для привлечения ООО «Водоканал» к административной ответственности за пользование недрами без лицензии необходимо выяснение следующих обстоятельств: является ли ООО «Водоканал» собственником, землепользователем, землевладельцем либо арендатором земельного участка, расположенного вдоль правого берега по течению реки Уса в районе первого подъема водопровода в водоохраной зоне; могут ли действия ООО «Водоканал» расцениваться как добыча либо пользование полезными ископаемыми, либо их использование производится для собственных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; является ли добываемое вещество общераспространенным полезным ископаемым, в данном случае - песчанно-гравийной смесью, пользование которым требует соответствующего разрешения.
Указанные обстоятельства, в силу ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ должны быть подтверждены соответствующими доказательствами, и согласно ст.ст. 28.2 и 29.10 КоАП РФ отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Как следует из постановления о назначении административного наказания № 14-вор-гео, при назначении наказания учтены: акт осмотра территории № 14,15 от 24.07.2015, акт осмотра, обследования территории № 8 от 28.07.2015, план схема места обнаружения события административного правонарушения, протоколы опросов водителей автомобиля «Камаз» и погрузчика, протоколы опроса начальника АТЦ, начальника Усинского цеха, старшего мастера ООО «Водоканал», сотрудника полиции объяснение законного представителя ООО «Водоканал», фото-видео материалы.
Вместе с тем, вышеуказанные материалы дела не содержат необходимых сведений позволяющих характеризовать используемый материал как песчанно-гравийную смесь, которым может быть заключение эксперта либо специалиста обладающим специальными познаниями в данной области науки. Показания лиц, отраженные в протоколе опроса, не могут являться надлежащим доказательством, поскольку данные лица не обладают специальными познаниями, их пояснения о погрузке песчанно-гравийной смеси носят предположительные характер. При этом в судебном заседании, допрошенные в качестве свидетелей обезличено, обезличено, обезличено, обезличено пояснили, что собирался и вывозился строительный мусор, а не целеноправленно ПГС. Свидетель обезличено во время патрулирования с инспектором Рыбоохраны на р.Уса, заметил груженый Камаз и экскаватор с полным ковшом. Каких-либо вопросов никому не задавал, не проверял состав ископаемого, не затребовал документы, дающие право на ведение деятельности.
Также отсутствуют сведения о том является ли ООО «Водоканал» собственником, землепользователем, землевладельцем либо арендатором земельного участка. Установления данного обстоятельства является существенным, поскольку в рамках ст.19 «О недрах» таким лицам предоставлено право пользование общераспространенным полезным ископаемым для собственных нужд, в порядке определённом данной статьёй без наличия лицензии.
Кроме того отсутствуют доказательства, подтверждающие ведение обществом деятельности, связанной с пользованием участка недр. Сама по себе перевозка песчано-гравийной смеси в иное месте пользованием недрами не является.
Фотоматериалы также не являются надлежащими доказательствами добычи ПГС на, поскольку их содержание не позволяет определить какие-либо идентифицирующие признаки, по которым на основании фотоснимков можно было бы однозначно установить факт добычи ПГС, а также местность, запечатленную на данных фотоснимках.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 21 КоАП РФ).
Поскольку материалами дела не подтверждена виновность лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, следовательно документально не подтвержден, состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 14 августа 2015 года № 14-вор-гео, вынесенное К.Ю.М.- заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области окружающей среды на территории г Воркуты, о признании Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в сумме ... рублей, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении от ... № 14-вор-гео, вынесенное ФИО3- заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области окружающей среды на территории г Воркуты, о признании Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в сумме ... рублей, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд.
Судья Е.Ю. Солодилова