ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-168/2015 от 30.04.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Ясинская О.О. Дело № 7-12-168

РЕШЕНИЕ

30 апреля 2015 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Ильиных Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «...» ФИО1 на постановление судьи Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «...»,

установила:

постановлением судьи Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

Представителем ООО «...» ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления судьи как незаконного и необоснованного ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав представителей ООО «...» ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО4 и ФИО5, представителя УМВД России по <адрес> ФИО6, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «...» были соблюдены.

Принимая решение о привлечении ООО «...» к административной ответственности, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вывод суда является правильным.

Из материалов дела следует, что Управлением Роскомнадзора по <адрес> в ходе мониторинга средств массовой информации выявлен факт распространения в периодическом печатном издании – журнале «...» от ДД.ММ.ГГГГ в публикации «Когда одноименные заряды притягиваются» (страница 52 – 57) информации, запрещенной для распространения среди несовершеннолетних.

В соответствии с Заключением экспертизы продукции средств массовой информации на предмет определения наличия (отсутствия) нарушений законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), проведенной ФГУП «...», в материалах статьи «Когда одноименные заряды притягиваются», опубликованной в периодическом печатном издании «...» имеется информация, создающая образ привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, а также имеются элементы установок относительно нетрадиционных отношений, на основе которых у несовершеннолетних могут быть сформированы нетрадиционные сексуальные установки.

Письмом руководителя Управления Роскомнадзора по <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ указанная информация была направлена начальнику УМВД России по <адрес> для принятия мер реагирования.

По факту выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ инспектором ООПАЗ УОООП УМВД России по <адрес> в отношении ООО «...» составлен протокол ПК-3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ответственность по части 2 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, совершенную с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе, требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 14 закона об основных гарантиях прав ребенка).

В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, в том числе, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

При этом, анализ пункта 7 статьи 2 закона о защите детей от информации, причиняющей вред, и статьи 1 закона об основных гарантиях прав ребенка, свидетельствует, что такая информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, запрещена к распространению среди детей, то есть лиц, не достигших возраста 18 лет (совершеннолетия).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 24-П разъяснено, что осуществление гражданами права на распространение информации, касающейся вопросов сексуального самоопределения личности, не должно нарушать права и свободы других лиц, а в правовом регулировании данного права, равно как и иных прав и свобод человека и гражданина, должен обеспечиваться баланс конституционно значимых ценностей. Учитывая деликатность таких вопросов, как относящихся к сфере индивидуальной автономии, и не посягая на само ее существо, государство вправе вводить на основе требований Конституции Российской Федерации определенные ограничения на деятельность, связанную с распространением подобной информации, если она приобретает агрессивный, навязчивый характер и способна причинить вред правам и законным интересам других лиц, прежде всего несовершеннолетних, и является оскорбительной по форме.

Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 38; пункт «ж» части 1 статьи 72). Семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства.

Конституционным признанием ценностей семьи, материнства, отцовства, детства определяются, в частности, характер и содержание правового регулирования в сфере государственной защиты прав несовершеннолетних, которое, должно в приоритетном порядке гарантировать им защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, с тем, чтобы обеспечить безопасность каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях.

Цель введения в Кодекс РФ об административных правонарушениях статьи 6.21 – оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность к которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации.

Объективная сторона предусмотренного статьей 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях деяния как правонарушающего действия, адресованного непосредственно несовершеннолетним, не включает в качестве элемента последствия получения ими информации о нетрадиционных сексуальных отношениях и, будучи ограниченной лишь самим противоправным действием, не предполагает подтверждения того, что распространенная лицом информация действительно повлияла на формирование у ее адресатов нетрадиционных сексуальных установок, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений либо интереса к таким отношениям.

Вместе с тем тот факт, что информация о нетрадиционных сексуальных отношениях оказалась или могла оказаться доступной для несовершеннолетних, сам по себе, в отрыве от всех обстоятельств дела, не может служить основанием для применения к этому лицу мер государственного принуждения в форме административной ответственности. В данном случае противоправным и административно наказуемым может признаваться только умышленное совершение лицом соответствующих публичных действий, непосредственно направленных на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, либо умышленное совершение тех же действий лицом, которое сознательно допускало, что среди получателей информации могут быть несовершеннолетние, или относилось к этому безразлично.

Из представленного в материалах дела журнала «...» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основной тематикой и специализацией журнала является: рекламное СМИ, развлечение, досуг, информационно-развлекательная, для мужчин, спортивная (страница 18).

Также установлено, что журнал «...» от ДД.ММ.ГГГГ маркирован знаком информационной продукции «16+» (страница 18). Таким образом, продукция, в том числе, материал статьи «Когда одноименные заряды притягиваются», являющийся предметом вмененного юридическому лицу состава административного правонарушения, направлены, в числе прочего, на детей, достигших возраста 16 лет, при установленном законодателем запрете на распространение подобного рода информации среди лиц, не достигших возраста 18 лет.

Указанное обстоятельство свидетельствует, что выпуская в печать и распространяя на территории <адрес> и <адрес> «...» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «...», являющееся учредителем журнала, сознательно допускало, что среди получателей изложенной в журнале информации могут быть несовершеннолетние.

Анализ представленного печатного издания в совокупности с вышеизложенной позицией Конституционного Суда Российской Федерации позволяет говорить, что статья «Когда одноименные заряды притягиваются», опубликованная на страницах 052-057 журнала в разделе «Однополые. Под запретом», содержащая 3 истории девушек, повествующих о различном опыте лесбийских отношений у их героинь, сопровождающаяся фотографическими иллюстрациями, формирует образ привлекательности нетрадиционных (лесбийских) отношений посредством личной оценки автора и приводимых высказываний героинь, а также подчеркивает психо-эмоциональную, физиологическую и эстетическую привлекательность нетрадиционных отношений. Представленные в статье иллюстрации также соотносятся с контекстом статьи, поскольку подчеркивают визуальную привлекательность лесбийских отношений между двумя девушками.

При этом, довод жалобы о том, что материалами дела не доказан факт распространения продукции указанного журнала среди несовершеннолетних, признается необоснованным.

Как было отмечено ранее, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не включает в качестве элемента последствия получения несовершеннолетними информации о нетрадиционных сексуальных отношениях не предполагает подтверждения того, что распространенная информация действительно повлияла на формирование у ее адресатов нетрадиционных сексуальных установок, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений либо интереса к таким отношениям.

Таким образом, основополагающим признается сам факт наличия в журнале, подлежащем распространению на определенной территории, и доступном неограниченному числу людей в возрасте старше 16 лет, информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, прямо запрещенной законом к распространению среди детей, то есть лиц, не достигших возраста 18 лет (совершеннолетия).

Правомерно признан не подлежащим удовлетворению довод представителя юридического лица относительно неверно определенного субъекта административного правонарушения, ввиду того, что подготовка и верстка материалов для выпуска СМИ осуществляется журналистами, подписание номера в печать – главным редактором, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «...» состава административного правонарушения.

В соответствии с Уставом редакции средства массовой информации – журнала «...» учредителем журнала является ООО «...». Редакция осуществляет только производство журнала, является структурным подразделением Учредителя, не имеет самостоятельного баланса, расчетного и других счетов в банках, не имеет собственных печатей и штампов (пункт 1.5 Устава). Органами управления редакцией являются Учредитель в лице генерального директора ООО «...», а также главный редактор редакции журнала (пункт 6.1 Устава).

Положениями пункта 6.2 Устава установлено, что деятельностью редакции руководит главный редактор, который несет ответственность за соблюдение редакцией требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность средств массовой информации.

Вместе с тем, главный редактор назначается Учредителем (пункт 6.2 Устава). При этом, Учредитель журнала, которым в данном случае является ООО «...», осуществляет общее руководство работой редакции, и имеет право вмешиваться в деятельность редакции в случае, когда производство и выпуск журнала происходит с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, и дав им надлежащую оценку, судья обоснованно согласился с выводами административного органа о наличии в действиях юридического лица – ООО «...» состава инкриминируемого юридическому лицу правонарушения, поскольку объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении требований законодательства Российской Федерации в области средств массовой информации, защиты детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию, основных гарантий прав ребенка.

Факт совершения ООО «...» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности и в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые являются достаточными для установления вины юридического лица. Всем собранным по делу доказательствам судьей дана подробная и правильная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.

Иные доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «...» состава административного правонарушения были предметом обсуждения при рассмотрении протокола об административном правонарушении, и обоснованность представленных доказательств вины общества проверялась судьей. Заявителем не были представлены иные доказательства, которые опровергали бы выводы судьи, основанные на исследованных материалах.

Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и с учетом требований статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Назначенное ООО «...» административное наказание соответствует его целям, определенным в статье 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом установленных обстоятельств оснований для отмены постановления судьи районного суда и прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление судьи Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Е.А. Ильиных