Дело № 12-168/2021
***
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
25 октября 2021 года город Полярный
Судья Полярного районного суда Мурманской области Логинова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск от 13 августа 2021 года о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск от 13 августа 2021 года индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс РФ об административных правонарушениях), за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ИП ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск от 13 августа 2021 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что 22 июня 2021 года он не выпускал на линию автобус «Ивеко» г.р.з. № №..., поскольку согласно приказу ИП ФИО1 №... данную обязанность выполнял механик ФИО3, о чем свидетельствует соответствующая отметка на путевом листе.
Полагает, что с учетом положений ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 № 36, от 21.08.2013 № 273, от 30.04.2020 № 157, срок действия карточки допуска серии №... от 18.09.2019 на транспортное средство автобус «Ивеко» г.р.з. №... не истек, в связи с чем выпуск указанного автобуса на линию осуществлен без нарушений требований законодательства.
Обращает внимание судьи, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом были нарушены его процессуальные права связанные с не допуском к участию в деле его защитника; с отказом в ознакомлении с материалами дела по месту его жительства в отделении полиции г.Полярный; с отказом рассмотрении дела по месту его жительства в г.Полярный; с поздним уведомлением о дате, месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении без выдачи копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования; с не рассмотрением ходатайства поданного посредством отправки СМС-сообщения об отложении составления протокола по делу об административном правонарушении на более поздний срок; с не рассмотрением в полном объеме заявленных должностному лицу, составившему протокол по делу об административном правонарушении и должностному лицу, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении отводов.
Также просит восстановить пропущенный по его мнению срок обжалования постановления, связанный с поздним получением копии постановления.
В дополнении к ранее направленной жалобе заявитель и его защитник ФИО4 указали, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении не только не выдало ФИО1 копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15 июля 2021 года, но и не ознакомило его с процессуальными правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ, чем нарушило требования ст.1.6 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, в судебном заседании поддержал жалобу и дополнение к ней по изложенным в них доводам.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – начальник отдела ГИБДД ОМВД Росси по ЗАТО Александровск ФИО11 в судебном заседании полагал, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется. Требования закона при составлении протокола, проведении административного расследования и привлечении ФИО1 к административной ответственности, не нарушены.
Поскольку в ходе рассмотрения дела лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имел возможность воспользоваться всеми предоставленными им процессуальными правами, а также довести до суда свою позицию по делу, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, с учетом явки в судебное заседание его защитника, полагаю возможным на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления, заявленное в просительной части жалобы, суд приходит к выводу, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку срок на подачу жалобы не пропущен.
Проверив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Положениями части 2 статьи 11.23 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 2.4 названного Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 №1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 1).
Приказом Минтранса России от 28.10.2020 №440 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.
Приложениями №1, 2 к указанному приказу определено, что оснащению тахографами с программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством (далее - блок СКЗИ), подлежат транспортные средства категорий №2 и №3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Допускается использование на транспортном средстве тахографа без блока СКЗИ при наличии карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок.
Из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2020 №157 следует, что в отношении форм разрешительной деятельности, в том числе относительно допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, при наступлении в период с 6 апреля до 31 декабря 2020 года срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим выдачу документа, переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, сроки прохождения данных процедур перенося тся на 12 месяцев.
Аналогичная позиция содержится в письме Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17 июня 2020 года № ВК-13/3-188, где указано, что в соответствии с приказом Минтранса России от 30.04.2020 № 157 сроки действия удостоверения допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и карточек допуска, при условии окончания срока их действия в период с 06.04.2020 по 31.12.2020, продлеваются на 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основных положений), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.11.1993 №1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).
Согласно пункту 12 Основных положений должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Пунктом 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств - Приложения к Основным положениям, определено, что запрещается эксплуатация транспортного средства при неработающем тахографе.
Из материалов дела усматривается, что 22 июня 2021 года при осуществлении сотрудником ОГИБДД ОМВД России по городу Мончегорску проверочных мероприятий транспортного средства «Ивеко» г.р.з.№... под управлением ФИО5 установлено, что данное транспортное средство оборудовано техническим средством контроля – тахографом, не оборудованным блоком СКЗИ.
Водителем при проверке также предоставлена карточка допуска серии №... от 18 сентября 2019 года на транспортное средство «Ивеко», срок действия которой истек <дата>.
На основании изложенного, в отношении водителя ФИО5 составлен протокол по делу об административном правонарушении №... по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, а в отношении ИП ФИО1, как лица, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров автобусом и осуществляющим эксплуатацию транспортного средства «Ивеко» г.р.з.№... и допустившим, по мнению административного органа выпуск на линию транспортного средства с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, 22 июля 2021 года составлен протокол №... и вынесено обжалуемое постановление.
Свидетель ФИО6, занимающий должность старшего государственного инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск в судебном заседании пояснил, что им по результатам проведенного административного расследования в отношении ФИО1 22.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ. При принятии решения о наличии в действиях ФИО1 состава указанного правонарушения он изучил официальный электронный реестр карточек допуска к международным автомобильным перевозкам и удостоверений допуска к международным автомобильным перевозкам Северного МУГАДН, из которого следовало, что окончание действия карточки допуска на автотранспортное средство «Ивеко» г.р.з. №... и удостоверения допуска на имя ФИО1 - 17.09.2020. С целью проверки актуализации данной информации им осуществлен телефонный звонок в Северное МУГАДН, сотрудник которого, сообщил ему о том, что все сведения, размещенные на сайте, являются актуальными, карточки на ФИО1 просрочены и не продлевались. После получения указанной информации им составлен соответствующий протокол в отношении ФИО1
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, доказательствами по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, имеющиеся в материалах административного дела доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, согласно сведений Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта следует, что срок действия карточки удостоверения допуска транспортного средства «Ивеко» г.р.з.№...№... в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2020 №157 продлен до 17.09.2021.
Кроме того, согласно удостоверению допуска №... от 16.07.2021 и накладной №... ИП ФИО1 выдана карточка допуска №..., сроком действия с <дата> по <дата>.
При описанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент проверки 22 июня 2021 года у ИП ФИО1 в отношении транспортного средства «Ивеко» г.р.з.№... имелось действующее разрешение на использование на транспортном средстве тахографа без блока СКЗИ.
Факт неразмещения информации обо всех продленных удостоверениях допуска и карточках допуска на официальном сайте Северного МУГАДН, а также отсутствия на бумажном носителе разрешительных документов с продленными сроками действия, не является основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, суд находит, постановление начальника отдела ГИБДД России по ЗАТО Александровск от 13 августа 2021 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащим отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку судом установлено безусловное основание для отмены постановления по делу об административном правонарушении, остальные доводы заявителя и его защитника не подлежат судебной оценке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск от 13 августа 2021 года о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья В.В. Логинова