ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-168/2021 от 31.08.2021 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

УИД: 88RS0003-01-2021-000224-58

Материал №12-168/2021

РЕШЕНИЕ

31.08.2021 г. с. Ванавара, Эвенкийского района Красноярского края, ул. Советская д. 49.

Судья Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края Кирпиченко Е.П.,

рассмотрев единолично, в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края жалобу председателя совета Семейной общины «Уркэ» Ёлкиной ФИО6 на постановление Эвенкийского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от 24.05.2021 № 34-ЭТ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 24.05.2021 №34-ЭТ по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником Эвенкийского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2 ФИО7, Ёлкина ФИО8, как должностное лицо – председатель совета Семейной общины «Уркэ» (далее так же – СО «Уркэ»), привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, 01.07.2021г. председатель совета СО «Уркэ» Ёлкина Н.Я. обратилась в суд с жалобой, в которой просит суд: постановление от 24.05.2021 №34-ЭТ по делу об административном правонарушении, вынесенное ФИО2 ФИО9, начальником Эвенкийского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить.

В обоснование доводов жалобы Ёлкина Н.Я. указала следующее.

Как следует из Постановления, «должностное лицо Ёлкина Н.Я., в течение 2020 года, на территории ЭМР, осуществляла лов рыбы на основании Постановления Администрации ЭМР №599 от 30.12.19 (КМНС), при этом за год не предоставила отчетов о добыче ВБР в установленные сроки... Собранные и исследованные по делу материалы позволяют квалифицировать деяние должностного лица ФИО1, как нарушение п. 47.3 «Правила рыболовства дня Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» от 22.10.2014г. №402».

В Постановлении сделан ошибочный вывод: «должностное лицо ФИО1, в течение 2020 года, на территории ЭМР, осуществляла лов рыбы на основании Постановления Администрации ЭМР №599 от 30.12.19 (КМНС)». Как следует из Постановления Администрации ЭМР №599 от 30.12.2019, объем водных биоресурсов был распределен Семейной общине «Уркэ», а не персонально ФИО1, хотя бы и в качестве должностного лица. Кроме того, Ёлкина Н.Я. лов рыбы в 2020 году не осуществляла, доказательств противного в Постановлении не представлено.

Согласно пн. «б» п. 47.3 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна от 22.10.2014г. №402, отчетность предоставляется при осуществлении традиционного рыболовства. Однако, из Постановления не усматривается, что при его вынесении исследовался вопрос об осуществлении Ёлкиной Н.Я. или Семейной общиной «Уркэ» рыболовства в 2020 году, в частности: осуществлялся ли вылов водных биоресурсов вообще? Если осуществлялся, то: кем конкретно, с предоставлением рыболовного (рыбопромыслового) участка или без предоставления? Вместе с тем подобные вопросы носят существенный характер при оценке применения п. 47.3 Правил рыболовства в конкретном случае. В Постановлении отсутствует указание на какие-либо доказательства по данным вопросам.

Для привлечения к административной ответственности должностного лица необходимо исследовать круг его полномочий, после чего возможно сделать обоснованный вывод о виновности данного должностного лица в невыполнении того или иного полномочия (обязанности). В то же время из Постановления не усматривается, что вопрос о круге полномочий ФИО1 как должностного лица был исследован. Кроме того, в Постановлении нет доказательств того, что исследовался вопрос организации традиционного рыболовства в Семейной общине «Уркэ». Так, не указано, выяснялось ли в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении: наличие у ФИО1 должностной инструкции или иного документа, регламентирующего полномочия ФИО1, в частности, в сфере рыболовства; наличие приказа по Семейной общине «Уркэ» об организации традиционного рыболовства, в котором могло быть в т.ч., определено лицо, ответственное за предоставление отчетности, связанной с осуществлением рыболовства.

В Постановлении отсутствует описание таких существенных составляющих объективной стороны правонарушения, как место и время совершения административного правонарушения. Неопределенный характер носит описание в Постановлении самого события вменяемого ФИО1 правонарушения: непонятно, какие отчеты «за год не предоставила». ФИО1? в какие «установленные сроки». Соответственно вменение ФИО1 виновных действий носит неопределенный и неконкретизированный характер.

Поэтому, как считает Ёлкина Н.Я., постановление от 24.05.2021 №34-ЭТ представляется незаконным, необоснованным и подлежащим отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

В судебное заседание Ёлкина Н.Я. не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении жалобы в её отсутствие.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

При указанных обстоятельствах, нахожу возможным рассмотреть жалобу Ёлкиной Н.Я. в отсутствие указанных выше лиц, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, прихожу к нижеследующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

В силу частей 1, 2 статьи 43.1 названного Федерального закона Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ).

Приказом Минсельхоза России от 22 октября 2014 года № 402 утверждены Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства), в который входит Енисейский рыбохозяйственный район, включающий в себя водные объекты рыбохозяйственного значения на территории Красноярского края. Указанные Правила рыболовства регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах районов, указанных в пункте 2 Правил рыболовства, и иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

На основании подпункта "б" пункта 47.3 Правил рыболовства в случае осуществления традиционного рыболовства без применения судов рыбопромыслового флота представляются в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, - в случае осуществления добычи (вылова) без предоставления рыболовного (рыбопромыслового) участка.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» к нарушениям правил осуществления рыболовства относится, в частности, отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.

В соответствии с Законом Красноярского края от 26.12.2006 № 21-5669 «О наделении органов местного самоуправления Таймырского (Долгано- Ненецкого) и Эвенкийского муниципальных районов отдельными полномочиями в области использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, а также водных биологических ресурсов», протоколом от 20.12.2019 №1/2020 Рыбохозяйственного совета Красноярского края, на основании протокола от 26 декабря 2019 №1 комиссии Администрации Эвенкийского муниципального района, Администрацией ЭМР было издано Постановление «О распределении объема вылова водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района на 2020 год» № 599-п от 30.12.2019.

В соответствии с указанным муниципальным правовым актом постановлено: распределить объем вылова водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства для осуществления рыболовства в водоемах бассейна р. Енисей, р. Хатанга, р. Вилюй в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, согласно приложениям № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 (п. 1).

Физическим и юридическим лицам, указанным в приложениях:

- добычу (вылов) водных биологических ресурсов осуществлять в соответствии с Правилами рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 №402; Порядком осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденным Приказом Госкомрыболовства от 11.04.2008 №315;

- в срок до 31.12.2020 представить в Администрацию Эвенкийского муниципального района информацию о добыче (вылове) водных биологических ресурсов за 2020 год (п.2).

Из приложения №1 к постановлению Администрации ЭМР от 30.12.2019 № 599-п «Предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства в реках бассейна реки Енисей в пользование, для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района на 2020 год» следует, что СО «Уркэ» значится в списке юридических лиц, которым в 2020 г. предоставлены водные биологические ресурсы в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающий на территории ЭМР.

Согласно Уставу СО «Уркэ» семейная община «Уркэ» является формой самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, объединяемых по кровородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. (п.1.1.) Деятельность Общины носит некоммерческий характер. Община не преследует цели извлечения прибыли (п. 1.4). Согласно п. 4.2 Устава одним из основных видов хозяйственной и иной деятельности Общины указан также «рыболовство в реках, озерах, водохранилищах и прудах». Община осуществляет предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это служит достижению целей, в которых она создана (п.4.3). Высшим органом управления Общины является сход членов Общины, который рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности Общины (п.8.1). Председатель совета Общины избирается сходом членов Общины из числа его членов сроком на три года не менее 2/3 голосов присутствующих на сходе членов Общины (п. 8.12). В п. 8.13 Устава прописаны полномочия Председателя совета Общины, в том числе: организует работу совета Общины; представляет Общину в отношениях с гражданами, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; управляет имуществом и финансами Общины в соответствии с решениями схода членов Общества, подписывает банковские, финансовые и иные документы; без доверенности действует от имени Общины, совершает предусмотренные законом сделки, открывает банковские счета, выдает доверенности, представляет Общину в судах, издает приказы в пределах своей компетенции, осуществляет прием и увольнение работников.

Согласно протокола схода членов Семейной общины «Уркэ» от 15.02.2020 г. Ёлкина ФИО10 единогласно была избрана Председателем совета Семейной общины «Уркэ».

Информация о добыче (вылове) водных биологических ресурсов за 2020 год СО «Уркэ» была подготовлена 29.03.2021 г., подписана Председателем СО «Уркэ» Ёлкиной Н.Я.

Согласно протокола об административном правонарушении №068331 от 24 марта 2021 г., вынесенного госинспектором Эвенкийского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ФИО11 должностное лицо ФИО1 до 24 марта 2021 г. в 11 ч. 28 мин. на территории ЭМР совершила правонарушение, а именно: в установленные законом сроки не предоставила сведения о вылове водных биоресурсов в Енисейское ТУФА (территориальное управление федерального агентства) Росрыболовства, полученные на основании Постановления № 599 от 30.12.2019 п. Тура для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности лиц, относящихся к КМНС РФ на водных объектах Эвенкийского муниципального района Красноярского края за 2020 г., чем нарушила п. 47.3 Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Минсельхоза № 402 от 22.10.2014 г., п. 2 Постановления №599 от 30.12.2019. Административная ответственность за совершенное административное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

В разделе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело» в этом же протоколе № 068331 от 24.03.2021 г. следует: « В качестве объяснения сказала, что отчет делала и отправляла, поэтому подписывать отказалась».

Из установочной части Постановления № 34-ЭТ по делу об административном правонарушении от 24.05.2021 г. следует: «Должностное лицо ФИО1, в течение 2020 года, на территории ЭМР, осуществляла лов рыбы на основании Постановления Администрации ЭМР № 599 от 30.12.19.(КМНС), при этом за год не предоставила отчетов о добыче ВБР в установленные сроки. Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность: не установлено. Собранные и исследованные по делу материалы позволяют квалифицировать деяние должностного лица ФИО1, как нарушение п. 47.3 «Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» от 22.10.2014г. № 402, с изменениями от 28.06.2017 № 308, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 2 ст.8.37 КоАП РФ».

В соответствии с п.п. 4, 6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности и мотивированное решение по делу.

Как установлено в судебном заседании, обжалуемое постановление не соответствует указанным требованиям, в нём не прописана объективная сторона правонарушения, а именно: излишне указано, что «должностное лицо ФИО1 в течение 2020 года, на территории ЭМР осуществляла лов рыбы», не указаны место и время совершения административного правонарушения, не указано в чём конкретно заключается нарушение закона с указанием полностью на подпункт и пункт нормы закона, который нарушен, не исследован круг полномочий должностного лица, не содержится оценки доказательств, отсутствует как таковое мотивированное решение по делу.

Указанные выше процессуальные нарушения, носят существенный характер, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении № 34-ЭТ от 24.05.2021 г. и возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ составляет один год.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поэтому, суд, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении № 34-ЭТ от 24.05.2021 г., не входит в обсуждение вопросов, касающихся доказанности вины должностного лица Ёлкиной Н.Я., поскольку они будут являться предметом обсуждения при новом рассмотрении дела, и поэтому предрешаться судом, рассматривающим жалобу, не могут.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, проверить доводы жалобы, провести оценку доказательств и в соответствии с требованиями законодательства принять обоснованное и законное решение.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу председателя совета Семейной общины «Уркэ» Ёлкиной ФИО12 на постановление Эвенкийского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от 24.05.2021 № 34-ЭТ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях - удовлетворить частично.

Постановление по делу об административном правонарушении №34-ЭТ от 24.05.2021, вынесенное начальником Эвенкийского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя совета Семейной общины «Уркэ» Ёлкиной ФИО13 - отменить, направив дело на новое рассмотрение в Эвенкийский районный отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в административную коллегию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Е.П. Кирпиченко