Дело № 12-168/2022
УИД 34RS0019-01-2022-002196-92
РЕШЕНИЕ
город Камышин «2» сентября 2022 года
Судья Камышинского городского суда Волгоградской области Ветлугин В.А.,
с участием старшего помощника Камышинского городского прокурора
Сусликова А.В.,
заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Камышинского городского прокурора Лабзуна Владислава Евгеньевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО2 № 061/04/7.29.1-969/2022 от 14 июня 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1,
установил:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО2 № 061/04/7.29.1-969/2022 от 14 июня 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель Камышинского городского прокурора обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, дело направить в УФАС по Ростовской области на новое рассмотрение.
Старший помощник Камышинского городского прокурора Сусликов А.В. в судебном заседании доводы протеста поддержал в полном объеме.
Заместитель начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения протеста Камышинского городского прокурора, указав на законность и обоснованность постановления Управления ФАС по Ростовской области от 14 июня 2022 года по доводам, изложенным в отзыве.
УФАС по Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечили, причина неявки судом не установлена, в связи с чем суд полагает, возможным рассмотреть дело без участия представителя органа.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив доводы протеста, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 7.29.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов.
Определение цены контракта, в том числе контракта, заключаемого с единственным поставщиком, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44, Закон).
Одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, полученной с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (части 1, 2, 3 статьи 22 ФЗ № 44).
В пункте 5 статьи 22 Закона перечислены источники информации (в том числе информация о ценах товаров, полученная по запросу заказчика у поставщиков), которые могут быть использованы заказчиком при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Как установлено из материалов дела, в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в сфере государственного оборонного заказа в деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области, выразившиеся в несоблюдении должностным лицом государственного заказчика - заместителем начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу при размещении заказа, а именно.
Согласно Положению о контрактном управляющем ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области, утвержденному Приказом ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области № 211 от 16 июля 2020 года, контрактный управляющий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ № 44, Постановлениями Правительства РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативно правовыми актами, регламентирующими отношения в сфере осуществления закупок. Контрактный управляющий назначается начальником ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области и осуществляет следующие функции: подготовку закупочной документации, разработка результатов закупки и заключение контракта, осуществление процедуры закупки, мониторинг рынка предмета закупки и т.д.
Приказом начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области № 24 от 22 января 2021 года контрактным управляющим, ответственным за составление, оформление, заключение, исполнение государственных контрактов в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области назначен заместитель начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1, а в случае его отсутствия (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность) – начальник отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО3
Таким образом, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ ФИО1 является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
2 ноября 2021 года заместитель начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1, находясь на своем рабочем месте по адресу: <...>, в единой информационной системе в сфере закупок разметил извещение о проведения в целях исполнения государственного оборонного заказа закупки № 0329100014821000007 на текущий ремонт специальных автомобилей для перевози заключенных с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) 285 180 рублей. При этом расчет НМЦК произведен заказчиком на основе полученных коммерческих предложений от ИП ФИО4, ИП ФИО5 и ООО «Альфа-Сервис».
По факту выявленного нарушения 8 апреля 2022 года заместителем Камышинского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России № 061/04/7.29.1-969/2022 от 14 июня 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 прекращено, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку по мнению должностного лица федеральной антимонопольной службы, ни Федеральный закон № 44, ни Федеральный закон № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года «О государственном оборонном заказе» не содержат ограничений в отношении организационно-правовых форм лиц, коммерческие предложения которых могут быть использованы при расчете НМЦК.
Между тем, данный вывод по мнению суда является ошибочным. При рассмотрении Управлением ФАС по Ростовской области материалов дела не были учтены следующие положения норм действующего законодательства.
Постановление Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу») определяет порядок государственного регулирования цен на товары, работы, услуги, поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по государственному оборонному заказу, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по государственному регулированию цен в сфере государственного оборонного заказа (далее - Постановление).
Вышеуказанное Постановление устанавливает следующие понятия: «поставщик» - поставщик (подрядчик, исполнитель) продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа, заключивший государственный контракт (контракт) на поставку этой продукции; «единственный поставщик» - поставщик продукции по государственному оборонному заказу, закупка у которого осуществляется в соответствии с пунктами 2, 7 или 56 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; «потенциальный поставщик» - поставщик (в том числе производитель) продукции по государственному оборонному заказу (продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа), предлагающий государственному заказчику (заказчику) условия ее поставки в целях заключения государственного контракта (контракта); «заказчик» - головной исполнитель государственного контракта по государственному оборонному заказу либо организация, входящая (планируемая к включению) в кооперацию головного исполнителя и заключившая (планирующая заключить) контракт с поставщиком продукции, необходимой для выполнения этого государственного контракта…
Согласно пунктам 105-106 Постановления № 146 от 02.12.2017 государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 6 настоящего Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106-112 настоящего Положения.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется исходя из цены единицы продукции, объема поставки продукции, предусмотренного государственным оборонным заказом, с включением в цену государственного контракта стоимости вспомогательных работ (услуг), предусмотренных его условиями.
Если на календарный год, соответствующий году поставки конкурентной продукции, была определена прогнозная цена на эту продукцию, но государственный заказчик не установил начальную (максимальную) цену в соответствии с пунктом 107 настоящего Положения, либо если прогнозная цена на продукцию не была определена, цена на продукцию и начальная (максимальная) цена государственного контракта определяются в следующем порядке:
а) государственный заказчик выбирает не менее 2 потенциальных поставщиков из числа организаций, производящих удовлетворяющую его требованиям продукцию, и включает их в перечень потенциальных поставщиков;
б) государственный заказчик направляет одновременно всем потенциальным поставщикам, включенным в перечень потенциальных поставщиков, одинаковые по содержанию запросы о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика (далее - запрос о цене), по формам, устанавливаемым Федеральной антимонопольной службой по согласованию с отраслевыми органами и Министерством обороны Российской Федерации, и информацию о том, что при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком будут учитываться их предложения о цене на продукцию, поступившие в течение 20 рабочих дней со дня направления государственным заказчиком соответствующего запроса о цене;
в) потенциальный поставщик с использованием методов определения цены на продукцию в соответствии с разделом II настоящего Положения определяет цену на продукцию (цену единицы продукции) с учетом планируемого объема ее поставки и вспомогательных работ и направляет предложение о цене государственному заказчику в установленный срок;
г) при определении цены на продукцию и подготовке предложения о цене потенциальный поставщик определяет исполнителей - организации, которые он планирует привлечь к поставкам продукции, необходимой для выполнения государственного контракта (включая сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), услуги производственного характера), и совместно с ними на основании представленных исполнителями расчетно-калькуляционных материалов обосновывает цены на поставку указанной продукции в соответствии с законодательством о государственном оборонном заказе и требованиями настоящего Положения, учитывая эти цены в соответствующих контрактах, заключаемых с исполнителями;
д) государственный заказчик определяет и обосновывает цену на продукцию и начальную (максимальную) цену государственного контракта на основе анализа предложений о цене и иной имеющейся информации (пункт 108 Постановления № 146).
Однако при рассмотрении настоящего дела УФАС России по Ростовской области вышеуказанные положения законодательства во внимание не были приняты, что привело к ошибочному выводу о необходимости прекращения дела об административном правонарушении в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение органу федеральной антимонопольной службы по основаниям пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, которому при новом рассмотрении дела необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями норм действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в сфере государственного оборонного заказа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
протест заместителя Камышинского городского прокурора Лабзуна Владислава Евгеньевича удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России ФИО2 № 061/04/7.29.1-969/2022 от 14 июня 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.А. Ветлугин