ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1691/2017 от 30.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

30 ноября 2017г. г.Самара

Судья Ленинского районного суда г. Самары Борисова Е.А., при секретаре Назаренко И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» на постановление государственного инспектора труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственной инспекции труда в <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ МП г.о. Самара «ТТУ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в сумме <данные изъяты> рублей.

Статья 5.27.1 ч.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с вышеуказанным постановлением МП г.о. Самара «ТТУ» признано виновным в том, что допустило нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, которые выразились в следующем: Кондукторам предприятия, в том числе Л.Р., не выдаются смывающие и (или) обезвреживающие средства, в том числе средства для защиты от бактериологических вредных факторов, при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов.

Не согласившись с постановлением МП г.о. Самара «ТТУ» обратилось в суд с жалобой на постановление, в которой просит отменить постановление, указав, в ходе проведенной проверки не были исследованы все обстоятельства и дана неправильная оценка предоставленным доказательствам. На предприятии была проведена специальная оценка условий труда сотрудников и согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ., согласованного с комиссией по проведению специальной оценки условий труда, и карте , должность кондуктора не входит в перечень должностей с вредными (опасными) факторами. На основании заключения АУ ДПО <адрес> «<данные изъяты>» установлено, что рабочее место соответствует всем требованиям нормативов, класс условий труда 2 (условия допустимые), выдача каких-либо смывающих и (или) обезвреживающих средств не предусмотрена. Предписание вынесено без учета указанных норм действующего законодательства и основано на ошибочном толковании Государственной инспекцией труда в <адрес> приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010г. н.

В судебном заседании представители МП г.о. Самара «ТТУ» Е.Н. и С.К., действующие на основании доверенностей, поддержали жалобу по основаниям в ней изложенным.

Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> - государственный инспектор труда И.Л. возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с.ч.2 ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств, в том числе смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В силу ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия, в том числе смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2011 г. N 20562).

Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» устанавливает правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и (или) обезвреживающих средств. Стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

В соответствии с п. 13 Стандарта, перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

Согласно п. 17 Стандарта, средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов.

Согласно карте специальной оценки условий труда кондуктора от ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте кондуктора в наличии производственный фактор - напряженность трудового процесса. В соответствии с кратким описанием выполняемой работы в протоколе исследований (испытаний), измерений и оценки напряженности трудового процесса от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что кондуктор продает билеты; применяет в работе терминал; осуществляет проверку наличия у пассажиров билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для льготного проезда; предоставляет информацию пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах; принимает необходимые меры при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев; на конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривает салон на предмет забытых пассажирами вещей.

Таким образом, учитывая особенности существующего технологического процесса и организации труда кондукторов, нахождение рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств кондукторам смывающие и обезвреживающие средства, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что работодатель утвердил нормы бесплатной выдачи смывающих средств работникам МП г.о. Самара «ТТУ» (приложение к коллективному договору ДД.ММ.ГГГГ г.г.) однако в утвержденных Нормах не предусмотрены нормы выдачи кондукторам смывающих и обезвреживающих средств.

В ходе проведенной проверки было установлено, что кондуктор Л.В.ДД.ММ.ГГГГ работала в две смены на <данные изъяты> маршруте выпуском на троллейбусе инвентарный . Согласно представленным документам работодателя (билетно- учетные листы кондуктора от ДД.ММ.ГГГГ; расписание маршрута выпуском <данные изъяты>; путевой лист от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что кондуктор Л.В. выполняя свои должностные обязанности, выехала из депо в <данные изъяты> а прибыла в депо в <данные изъяты> В течение работы у Л.В. было два обеденных перерыва: в I смену- с <данные изъяты> до <данные изъяты> во II смену- с <данные изъяты> до <данные изъяты>

Согласно трудовому договору ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашениям к нему кондуктора Батищевой JI.P. нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на ее рабочем месте, так же не включены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что жалоба МП г.о. Самара «ТТУ» является необоснованной и удовлетворению не подлежат.

Представитель МП г.о. Самара «ТТУ» ссылается на то, что в соответствии с п. 12 Стандарта подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляются с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда. На основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с комиссией по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы и проведена специальная оценка условий труда. На рабочем месте кондуктора идентифицированы следующие вредные (опасные) производственные факторы: шум, общая вибрация, тяжесть и напряженность трудового процесса (бактериологические и биологический фактор не идентифицирован), которые отражены в протоколах измерения и оценки: от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных руководителем Автономного учреждения дополнительногопрофессионального образования Самарской области «Региональный исследовательскийцентр» и Карте специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ. в которойотражен итоговый класс условий труда 2 (Условия труда: допустимые) -следовательно, должность кондуктора не входит в перечень должностей с вредными(опасным) условиями труда. Ссылаясь на то, что на рабочем месте кондуктора бактериологические и биологические факторы не идентифицированы п.5 Стандарта для выдачи средств защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) применению не подлежит.

Суд не принимает во внимание указанные доводы по следующим основаниям.

Пунктом 2 письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (О порядке выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств) «Согласно пункту 13 Стандарта перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

В случае если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, то ему должны быть выданы соответствующие смывающие и (или) обезвреживающие средства вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда».

Государственная инспекция труда в оспариваемом постановлении не вменяет юридическому лицу вину о не проведении специальной оценки условий труда при воздействии биологического фактора, так как рабочее место кондуктора не относится ни к одному из выше перечисленных рабочих мест.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» на постановление государственного инспектора труда в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, - оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.А. Борисова