Дело № 12-1691/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 29 сентября 2022 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотревв открытом судебном заседании жалобу защитника Турчина П.И., действующего в интересах ФИО1, на постановление судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 ФИО7,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 сентября 2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 10 (десять) суток.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник Турчин П.И., действующий в интересах ФИО1, просит состоявшееся постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая, что выводы суда о виновности ФИО1 необоснованны, кроме того, назначено чрезмерно суровое наказание.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, защитника Турчина П.И., поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа ФИО5, полагавшую, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за 3 дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п.1, 2 ст. 5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В п. 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
В силу п. п. 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия, проведение предварительной агитации и другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 сентября 2022 года в 16 часов 10 минут по адресу: [адрес] выявлен факт организации 21 сентября 2022 года в 19 часов 00 минут на центральных улицах и площадях всех городов несанкционированного публичного мероприятия гр.ФИО1, а именно: путем размещения в сети Интернет в мессенджере «Телеграмм», на канале «Нижний за мир и свежий воздух» по (URL-адресу:https://www.t.me/nncoo2020) поста, содержащего призывы к участию в публичном мероприятии (собрании) 21 сентября 2022 года в 19 часов 00 минут, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение Федерального закона № 54-ФЗ.
На канале «Нижний за мир и свежий воздух» в мессенджере «Телеграмм» пользователем «Vizari» 21 сентября 2022 года в 13 часов 55 минут размещен пост: «Всероссийская акция протеста против мобилизации. Сегодня утром президент Путин объявил в России «Частичную мобилизацию». С сегодняшнего дня офицеры запаса и прошедшие службы с получением воинского звания подлежат отправке на войну. Путин мотивировал это также: «Россия противостоят коллективному западу»», то есть фронт боевых действий растет, а угрозе теперь подвергаются и российский города. Мы же задаем вопросы: Зачем и кому на самом деле нужна эта война? Почему все это время путинские войска убивали людей разрушали города Украины? В чем проявляется тот нацистский режим в Украине, с которым мы якобы должны воевать? Почему граждане РФ должны идти и умирать из-за корыстных интересов политиков? Все говорит об одном: война развязанная ФИО3 из имперских амбиций, терпит поражение и ему нужно новое пушечное мясо. Мы считаем нашим долгом присоединится к Всероссийской акции протеста. Акции состоятся сегодня, 21 сентября, в 19 час. 00 мин. по местному времени, на центральных улицах и площадях всех городов. Призыв выходить на улицы уже опубликовали такие крупные движения как «Весна», «Команда Навального», «Азиаты России» и другие. Да, нас может задержать полиция и ОМОН. Но намного страшнее -уйти умирать на бессмысленной войне или отправить туда своих близких»;
На канале «Нижний за мир и свежий воздух» в мессенжере «Телеграмм» пользователем «Vizari» 21 сентября 2022 года в 14 часов 46 минут размещен пост: «Единственное, что сейчас могу сказать это собирайтесь в своих микрорайонах в группы, этими группами двигайтесь к крупным улицам и объединяйтесь в толпы. А там уже ими на главные площади для большей кучной толпы», тем самым распространял указанную информацию среди неопределенного круга лиц.
Согласно информации Департамента по безопасности и мобилизационной подготовке администрации г. Нижнего Новгорода от 21 сентября 2022 года, уведомлений о проведении публичного мероприятия 21 сентября 2022 года на территории г. Нижнего Новгорода в администрацию города не поступало (л.д.7).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 52 БЗ № 619254 от 21 сентября 2022 года; рапортом сотрудника полиции; письменными объяснениями ФИО1; ответом Департамента по безопасности и мобилизационной подготовке администрации г. Нижнего Новгорода от 21 сентября 2022 года; протоколом проведения ОРМ-наблюдения интернет страницы https://www.t.me/nncoo2020) от 21 сентября 2022 года; скриншотами веб-страницы «Телеграмм»; справкой о результатах оперативно-розыскных мероприятий от 21 сентября 2022 года, согласно которой ФИО1 принадлежит абонентский номер [номер], он администрирует страницу в мессенжере «Телеграмм» под псевдонимом «Vizari»; оптическим носителем информации - DVD-R диск марки «VS», и другими собранными по делу доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда обосновано своим постановлением привлек ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
При этом протокол об административном правонарушении, составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 и ст. 28.5 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, а потому данный протокол обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу.
Совокупность исследованных доказательств, является достаточной для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными выше положениями Федерального закона № 54-ФЗ, а также п. 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» позволяет сделать вывод о том, что действия ФИО1, который осуществлял организацию публичного мероприятия, путем размещения в мессенжере «Телеграмм» материалов, содержащих призыв к участию в мероприятии, порядок проведения которого не был согласован с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подлежат квалификации по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вывод о наличии в действиях ФИО1 состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую правовую оценку в судебном постановлении.
Доводы жалобы защитника о недоказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения опровергается вышеуказанными доказательствами, поскольку они полно и объективно отражают событие административного правонарушения и его вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ФИО1 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших рапорт, справки, протоколы, в том числе о проведении ОРМ-наблюдения по обстоятельствам выявления административного правонарушения, в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора ими ФИО4 не установлено, с ним они ранее знакомы не были, а исполнение сотрудниками полиции, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
По смыслу п. п. 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия, проведение предварительной агитации и другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Частью 1 ст. 10 того же Федерального закона от дата № 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Таким образом, проводить предварительную агитацию возможных участников публичного мероприятия, оповещать их об участии в публичном мероприятии, осуществлять само проведение публичного мероприятия организатор или иные граждане вправе только с момента согласования места и (или) времени его проведения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления публичного мероприятия.
Учитывая приведенные нормы и установленные обстоятельства, тот факт, что в данном случае ФИО1 до согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и времени проведения публичного мероприятия проводил оповещение возможных участников готовящегося публичного мероприятия, призывал и агитировал их принять участие в несогласованном публичном мероприятии, собираться на крупных улицах города и главных площадях, без соответствующего согласования, то его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судьей Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам защиты, административное наказание в виде административного ареста назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, личности ФИО1, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела в отношении ФИО1, а также норм КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием для отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 22 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника Турчина П.И., действующего в интересах ФИО1, – без удовлетворения.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков