ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-169/17 от 17.03.2017 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-169/17

РЕШЕНИЕ

г. Киров, ул. Московская, д. 70 17 марта 2017 года

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Фоминых С.М.,

при секретаре судебного заседания Вахрушевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области Рыболовлевой Е.А.

на постановление заместителя начальника отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл Торопова С.Н. № 001084 от 09.02.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл Торопова С.Н. № 001084 от 09.02.2017 МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

На данное постановление директором МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области Рыболовлевой Е.А. подана жалоба, в обоснование которой она указывает, что автобус ГАЗ-32213 государственный регистрационный знак находится на праве собственности МОКУ СОШ с. Коршик, группа детей 11 человек, находившихся в указанном автобусе 05.01.2017, являются учащимися МОКУ СОШ с. Коршик, водитель автомашины Ш.Л.И. - штатный работник школы. Согласно Уставу образовательного учреждения школа не оказывает услуги автомобильным транспортом по перевозке пассажиров, багажа и грузов, соответственно, в части, касающейся договора фрахтования, требования Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорт», на перевозку учащихся МОКУ СОШ с. Коршик не распространяются. Таким образом, при организованной перевозке группы детей 05.01.2017 МОКУ СОШ с. Коршик договор фрахтования не требовался. Также указывает, что при организованной перевозке группы детей МОКУ СОШ с. Коршик у водителя имелся график движения транспортного средства с расчетным временем перевозки, который отражен в уведомлении об организованной перевозке группы детей, направленном в подразделение Госавтоинспекции, в связи с небольшим расстоянием пути от с. Коршик до г. Кирова, остановок в пути не было. В связи с чем считает, что по данному факту заключение должностного лица Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл С.Н. Торопова о нарушении требований пункта 7 Постановления Правительства № 1177 от 17.12.2013 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами» ошибочно, так как данная норма закона регламентирует действия должностного лица только в случае организованной перевозки группы детей по договору фрахтования.

Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

На указанную жалобу представителем Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл Черанёвым А.И. представлены возражения, в которых он указал, что довод директора МОКУ СОШ с. Коршик о том, что договор фрахтования при организованной перевозке детей не требуется, не основан на законе, так как МОКУ СОШ с. Коршик предоставляло услугу по перевозке детей работников агрофирмы «с. Коршик» на «Новогоднюю ёлку», кроме того, школа не является законным представителем детей. Довод директора МОКУ СОШ с. Коршик о том, что у водителя была программа маршрута, включая график движения и схема маршрута, опровергаются материалами дела. Довод директора МОКУ СОШ с. Коршик о том, что у водителя должна быть программа маршрута, включая график движения и схему маршрута, только при осуществлении перевозки детей по договору фрахтования, не основаны на законе, т.к. программа маршрута, включая график движения и схему маршрута, должна быть в наличии при организованной перевозке детей независимо от того заключен договор перевозки или нет.

Также указывает, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно с целью обеспечения доступа к образовательному процессу. 05.01.2017 МКОУ СОШ с. Коршик осуществляло организованную перевозку детей, не связанную с учебным процессом. Таким образом, МОКУ СОШ с. Коршик не приняло все зависящие от него меры по соблюдению организованной перевозки группы детей автобусами, в связи с чем, оснований для отмены постановления не имеется.

В судебном заседании директор МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области Рыболовлева Е.А. доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл
Черанёв А.И., возражал против приведенных доводов, поддержал доводы возражений.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 4 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 09.02.2017 заместителем начальника отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл Тороповым С.Н. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении МОКУ СОШ с. Коршик, которое 05.01.2017 в 09 часов 04 минуты, г. Киров, ул. Гайдара, д. 3, у ДК «Родина» при проведении планового рейдового осмотра, обследования транспортного средства, согласно плановому рейдовому заданию № 1 от 28 декабря 2016 г. осуществляло организованную перевозку группы детей в количестве 13 человек по маршруту с. Коршик – г. Киров в автобусе ГАЗ-32213, регистрационный знак (водитель Ш.Л.И., путевой лист от ДД.ММ.ГГГГ) без договора фрахтования (заказ-наряд) на данную перевозку, заключенного в письменном виде и программы маршрута (графика движения, схемы маршрута), тем самым не обеспечило водителя Ш.Л.И. необходимыми документами на данную перевозку, чем нарушило требования: части 1 и 2 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2207 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; п. 4 и п. 7 «Правил организационной перевозки группы детей автобусами», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177.

09.02.2017 тем же должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым,
МОКУ СОШ с. Коршик признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ и ему назначено административное наказание, с учетом ст. 4.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Указанное постановление вынесено на основании копии рейдового задания № 1 от 28.12.2016; копии приказа об утверждении рейдового задания от 28.12.2016 № 461; копии уведомления прокуратуры Кировской области о проведении рейда от 30.12.216 № 06/4174; акта осмотра транспортного средства от 05.01.2017 № 1/1; объяснения водителя Ш.Л.И.; копии водительского удостоверения <данные изъяты> водителя Ш.Л.И.; копии свидетельства о регистрации транспортного средства
; копии путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ; копии списка детей; фотоматериалов; протокола об административном правонарушении
№ 001084, в котором указаны событие и обстоятельства совершенного правонарушения, а также согласие директора МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области Рыболовлевой Е.А с указанным правонарушением; выписки из ЕГРЮЛ МОКУ СОШ с. Коршик.

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно ч. 4 ст. 27 Устава при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Согласно пункту 4 «Правил организационной перевозки группы детей автобусами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 (далее – Правил) для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов, в числе прочего: а) договор фрахтования, заключенный в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования; з) программа маршрута, включающая в себя: график движения с расчетным временем перевозки; места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки.

Согласно пункту 7 Правил руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщик:

-за 2 рабочих дня до организованной перевозки группы детей обеспечивает передачу водителю (водителям) копии договора фрахтования, а также утвержденных руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, или уполномоченным лицом фрахтовщикакопии графика движения и схемы маршрута - в случае организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

- за 1 рабочий день до организованной перевозки группы детей обеспечивает передачу водителю (водителям) копий документов, предусмотренных подпунктами "б" - "г", "е" и "ж" пункта 4 настоящих Правил. При осуществлении перевозки 2 и более автобусами каждому водителю также передаются копия документа, предусмотренного подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил (для автобуса, которым он управляет), и сведения о нумерации автобусов при движении.

В судебном заседании установлено, что 05.01.2017 МОКУ СОШ с. Коршик осуществляло организованную перевозку группы детей в количестве 11 человек по маршруту с. Коршик - г. Киров на «Новогоднюю елку» в автобусе ГАЗ-32213, регистрационный знак , под управлением водителя Ш.Л.И.

Как следует из представленных директором МОКУ СОШ с. Коршик, а также ОГИБДД МО МВД России «Оричевский», документов, автобус ГАЗ-32213, регистрационный знак , состоит на балансе школы, водитель Ш.Л.И. является штатным работником школы, группа детей в количестве 11 человек, которые перевозились 05.01.2017 в указанном автобусе, в сопровождении автомашины ОГИБДД МО МВД России «Оричевский», являются учащимися МОКУ СОШ с. Коршик, целью поездки на автобусе являлось участие учащихся школы в новогодним празднике в Доме культуры «Родина», что является мероприятием внеурочной деятельности, предусмотренным планом работы школы.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Согласно основным понятиям, отраженным в статье 2 Устава, пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

В силу статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Статья 5 Устава определяет три вида перевозок пассажиров: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

В силу статьи 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

При этом, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Согласно пункту 1 статьи 27 Устава перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (статья 31 Устава).

Договор фрахтования должен включать в себя сведения о фрахтовщике и фрахтователе; типе предоставляемого транспортного средства; маршруте и месте подачи транспортного средства; об определенном или неопределенном круге лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; о сроке выполнения перевозки; о размере платы за пользование транспортным средством; о порядке допуска пассажиров для посадки в транспортное средство. Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу также определяется договором фрахтования.

Согласно Уставу образовательного учреждения, СОШ с. Коршик не оказывает услуги автомобильным транспортом по перевозке пассажиров, багажа и грузов, в связи с чем, перевозку школьников на внешкольное мероприятие и с него в рассматриваемой ситуации нельзя отнести ни к регулярным перевозкам, ни к перевозкам по заказам, ни к перевозке легковым такси. Кроме того, учреждение, осуществляя перевозку обучающихся на внешкольное мероприятие и обратно, не может выступать в качестве фрахтователя и фрахтовщика в одном лице.

В соответствии со ст. 1 Устава предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательство РФ не содержит запрета на организованную перевозку детей школьными автобусами и не ограничивает осуществление перевозки только путем заключения договора фрахтования, это может быть иной вид договора как возмездный, так и безвозмездный.

Таким образом, анализ приведенных положений свидетельствует о том, что перевозка МОКУ СОШ с. Коршик обучающихся на «Новогоднюю елку» и обратно на транспортном средстве, принадлежащем образовательному учреждению, не относится к деятельности по перевозке в соответствии со статьей 5 Устава, и в данном случае положения транспортного устава не применяются.

Обязательное наличие договора фрахтования, а также и заказ-наряда, для МОКУ СОШ с. Коршик, противоречит подпункту «а» пункта 4 Правил, в соответствии с которым договор фрахтования, заключенный между фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, необходим только в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования, в связи с чем, передача водителю графика движения и схемы маршрута, согласно п. 7 Правил, не требовалось, оригиналы указанных документов, согласно п. 5 Правил, должны находиться у организатора перевозки - директора школы, которые она и предоставила в судебное заседание.

Представленное в судебное заседание директором Рыболовлевой Е.А. заявление в адрес ОГИБДД МО МВД России «Оричевский» об организованной перевозке группы детей, является графиком движения автобуса ГАЗ-32213, регистрационный знак , с расчетным временем перевозки, при этом, в связи с небольшим расстоянием пути от с. Коршик до г. Кирова, остановок в пути не предполагалось и не осуществлялось.

Довод представителя Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл, что МОКУ СОШ с. Коршик предоставляло услугу по перевозке детей работникам агрофирмы «с. Коршик» на «Новогоднюю ёлку», несостоятелен, так как установлено, что группа детей, которая перевозилась автобусом ГАЗ-32213, регистрационный знак , является учащимися школы.

Кроме того, сам факт согласия с нарушением директора школы, при составлении протокола об административном правонарушении, не свидетельствует о наличии в действиях МОКУ СОШ с. Коршик состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, прихожу к выводу, что МОКУ СОШ с. Коршик нарушений требований: части 1 и 2
ст. 27 Федерального закона от 08.11.2207 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; п. 4 и п. 7 «Правил организационной перевозки группы детей автобусами», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 допущено не было, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, т.е. наличие объективных и субъективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать деяние как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, постановление заместителя начальника отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл Торопова С.Н. № 001084 от 09.02.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению, в связи с отсутствием в действиях МОКУ СОШ с. Коршик состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу директора МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области Рыболовлевой Е.А. – удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Кировской области и Республике Марий Эл Торопова С.Н. № 001084 от 09.02.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МОКУ СОШ с. Коршик Оричевского района Кировской области отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.М. Фоминых