ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-169/17 от 20.12.2017 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 12-169/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г.Гусь-Хрустальный 20 декабря 2017 года

Судья Гусь-Хрустального городского суда Шумник Е.Е., в судебном заседании, с участием генерального директора ООО «ВторРесурс» ФИО1, помощника Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Щеголева Д.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Гусь-Хрустального района и г. Гусь-Хрустальный по использованию и охране земель ФИО2 от 02.11.2017г. № 272 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 171 430 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора Гусь-Хрустального района и г. Гусь-Хрустальный по использованию и охране земель ФИО2 от 02.11.2017г. № 272 генеральный директор ООО «ВторРесурс» ФИО1 был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 171 430 руб.

В жалобе генеральный директор ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный», ФИО1 просит отменить вышеуказанное постановление. В обоснование жалобы указал, что между ООО «ВторРесурс» и ИП ФИО3 заключен договор аренды недвижимого имущества № 10 от 19.08.2017 г., согласно условиям которого Арендатор - ООО «ВторРесурс» принимает во временное пользование за плату нежилые помещения, общней площадью 1 500 кв.м, помещения № 30, 31, 32, 33 и часть помещения № 29 на поэтажном плане помещения деревообрабатывающего цеха по адресу: <...>. Указанные помещения являются собственностью Арендодателя- ИП ФИО3 на основании свидетельства о государственной регистрации права серии , выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области 30.12.2011г. при заключении указанного договора ИП ФИО3 была предъявлена кадастровая выписка от 27.01.2014 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером с разрешенным использованием: для эксплуатации промышленных зданий. Согласно ПЗЗ, основными видами разрешенного использования недвижимости на данном участке являются в том числе коммунально- складские и производственные предприятия IV класса опасности различного профиля. Таким образом, генеральный директор ООО «ВторРесурс» ФИО1 не знал, что накопление ТКО на указанной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером запрещено. Полагал, что согласно ПЗЗ установленный вид разрешенного использования, в том числе коммунально- складские и производственные предприятия IV класса опасности различного профиля, не ограничивает право ООО «ВторРесурс» как Арендатора использовать земельный участок в определенных Обществом целях. Кроме того, 02.11.2017 г. Гусь-Хрустальным отделом Росреестра вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 273, в соответствии с которым ООО «ВторРесурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 128 572 руб. 50 коп. Таким образом, сумма штрафа, назначенного должностному лицу превышает сумму штрафа, назначенного юридическому лицу. Взимание наложенного на ФИО1 штрафа в данном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет ограничение прав генерального директора ООО «ВторРесурс» ФИО1 Совершенное должностным лицом правонарушение не причинило вреда правм и интересам третьих лиц, соответственно, назначенное наказание не соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения, не обеспечивает соразмерное и справедливое административное наказание. Ссылаясь в обоснование на ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, просил постановление главного государственного инспектора Гусь-Хрустального района и г. Гусь-Хрустальный по использованию и охране земель ФИО2 от 02.11.2017г. № 272 изменить, снизив размер административного штрафа.

В судебном заседании генеральный директор ООО «ВторРесурс» ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в судебном заседании полагал, что постановление главного государственного инспектора Гусь-Хрустального района и г. Гусь-Хрустальный по использованию и охране земель ФИО2 от 02.11.2017г. № 272 является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ установлена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Одним из принципов земельного законодательства в соответствии со ст. 1 Земельного Кодекса РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Одной из категорий земель являются «земли населенных пунктов» (ст. 7 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п. 7 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

В соответствии с ч. 1-2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ВторРесурс» ФИО1 следует, что в ходе выездной проверки исполнения земельного законодательства в отношении ООО «ВторРесурс», проведенной Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой совместно с Гусь-Хрустальным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 18 354 кв.м, расположенный по адресу: <...>, используется ООО «ВторРесурс» для осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами.

Согласно сведениям в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером площадью 18 354 кв.м, расположенный по адресу: <...>, относится к категории земель- земли населенных пунктов, разрешенный вид использования- для эксплуатации промышленных зданий, принадлежит на праве собственности ФИО3

По сведениям государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, земельный участок с кадастровым номером площадью 18 354 кв.м, образован в 2005 г. в результате раздела исходного земельного участка общей площадью 45 546 кв. м на три участка (площадью 18 501, 8 691 и 18 354 кв.м). Разрешенный вид использования исходного земельного участка идентичен последующим, а именно: «для эксплуатации промышленных зданий».

19.08.2017 г. между ИП ФИО3 и ООО «ВторРесурс» заключен договор аренды земельного участка № 10.

Согласно п. 1.1 указанного договора, ИП ФИО3 передает, а ООО «ВторРесурс» принимает во временное пользование за плату нежилые помещения общей площадью 1 500 кв.м, помещения № 30, 31, 32, 33 и часть помещения № 29 на поэтажном плане помещения деревообрабатывающего цеха по адресу: <...>.

Согласно п. 1.3 договора, одновременно с передачей права временного пользования помещениями, ООО «ВторРесурс» предоставляется право временного пользования земельным участком, на котором расположены арендуемые помещения и прилегающая к ним территория.

В соответствии с п. 1.3 договора ООО «ВторРесурс» намеревается использовать данное недвижимое имущество с целью ведения деятельности, не запрещенной законодательством РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором и уставной деятельностью ООО «ВторРесурс».

Согласно п. 2.2.2 договора, ООО «ВторРесурс» обязуется использовать арендуемое имущество исключительно по его целевому назначению в соответствии с п. 1.5 договора.

Согласно выписки из Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Гусь-Хрустальный, утвержденных решением Совета народных депутатов г. Гусь-Хрустальный от 17.07.2017 г. (далее ПЗЗ), земельный участок, расположенный по адресу: <...>, расположен в производственной зоне (промышленных предприятий). В соответствии с ПЗЗ, указанный участок расположен в зоне П2 (зона производственных предприятий IV класса вредности).

Согласно ПЗЗ основными видами разрешенного использования недвижимости на данном земельном участке являются:

- коммунально- складские и производственные предприятия IV класса опасности различного профиля с соблюдением санитарных зон;

- объекты технического и инженерного обеспечения предприятий;

- объекты пожарной охраны и другие.

ПЗЗ не предусмотрено использование зданий, сооружений, иного недвижимого имущества на указанном земельном участке в целях осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером площадью 18 354 кв.м, расположенный по адресу: <...>, используется ООО «ВторРесурс» для сбора отходов производства и потребления с целью дальнейшего транспортирования, т.е. как площадка для сбора мусора.

Таким образом, в действиях ООО «ВторРесурс» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Вина ООО «ВторРесурс» в совершении данного административного правонарушения подтверждается: постановлением заместителя Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Бурцева Е.П. от 26.09.2017 г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении; фотоматериалами, представленными в административное дело; актом осмотра территории от 30.08.2017 г.; объяснениями генерального директора ООО «ВторРесурс» ФИО1 согласно которым арендуемые помещения и прилегающая к ним территория используются ООО «ВторРесурс» для накопления отходов ТКО и крупного габаритного мусора. В дальнейшем мусор транспортируется на специализированные места размещения и захоронения отходов. ООО «ВторРесурс» лицензии на сбор, транспортировку, размещение отходов не имеет. Лицензию на транспортировку имеет ООО «ВТОРРЕСУРС». Между ООО «ВторРесурс» и ООО «ВТОРРЕСУРС» 21.08.2017 г. заключен договор оказания услуг, согласно условиям которого, ООО «ВторРесурс» оказывает ООО «ВТОРРЕСУРС» услуги по накоплению ТКО, доставляемых последними на объект и площадку, расположенную по адресу: <...>. О том, что здание, расположенное по адресу: <...>, находится на земельном участке с кадастровым номером 33:25:000073:33 площадью 18 354 кв.м, расположенном по адресу: <...>, он узнал от сотрудников межрайонной прокуратуры. О том, что виды разрешенного использования на данном земельном участке не позволяют его использовать для ведения деятельности по обращению с отходами, не знал.

В обжалуемом постановлении доказательства по делу были оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что генеральный директор ООО «ВторРесурс» ФИО1 не знал, что накопление ТКО на указанной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 33:25:000073:33 запрещено никак не влияют на оценку объективной стороны правонарушения и не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.

Одним из принципов земельного законодательства в соответствии со ст. 1 Земельного Кодекса РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Одной из категорий земель являются «земли населенных пунктов» (ст. 7 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540.

В соответствии с указанным классификатором размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления относится к виду разрешенного использования земельного участка- специальная деятельность.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 7.7.1 устава ООО «ВторРесурс», оперативное руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества- генеральным директором, избираемым Общим собранием участников единогласно сроком на 1 год.

В соответствии с п. 7.7.2 устава ООО «ВторРесурс» генеральный директор Общества:

-без доверенности действует от имени Общества, втом числе представляет его интересы и совершает сделки.

В соответствии с п. 2.2 должностной инструкции генерального директора ООО «ВторРесурс» на генерального директора возложено соблюдение законности деятельности компании, выполнение требований к ее функционирования в рамках законов РФ.

Приказом № 1 от 17.05.2016 г., на основании протокола № 3 от 17.05.2016 г. общего собрания учредителей ООО «ВторРесурс», генеральным директором ООО «ВторРесурс» назначен ФИО1 протоколом общего собрания участников ООО «ВторРесурс» № 8 от 17.05.2017 г. полномочия генерального директора ООО «ВторРесурс» голубева В.Н. продлены на срок 1 год.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что результаты проверки свидетельствуют о том, что ООО «ВторРесурс», осуществляло хранение и сортировку отходов на указанном участке, используя его не по целевому назначению, с нарушением требований земельного законодательства.

Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, не установлено.

В судебном заседании не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

В связи с изложенным полагаю, что действия генерального директора ООО «ВторРесурс» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу генерального директора ООО «ВторРесурс» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Гусь-Хрустального района и г. Гусь-Хрустальный по использованию и охране земель ФИО2 от 02.11.2017г. № 272 о привлечении генерального директора ООО «ВторРесурс» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, оставить без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.Е. Шумник